Методы оценки деятельности персонала. Типовые ошибки при оценке деятельности персонала
Оценка деятельности персонала-целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности и рабочего места. Методы оценки деятельности персонала- способы установления конкретных значений показателей деловой оценки персонала.
Делятся на две группы:1)методы с предварительным установлением показателей оценки(метод шкалирования, метод упорядочивания рангов, метод альтернативных характеристик); 2) методы без предварительного установления показателей оценки.
Адаптация персонала.
Адаптация-это взаимное приспособления сотрудника и организации друг к другу, в результате чего возникает привыкание к профессиональным, экономическим, социально-психологическим условиям труда. Адаптация бывает первичной и вторичной. Виды адаптации: психофизическая(приспособление к новым нагрузкам), социально-психологическая(приспособление к новому социуму); профессиональная(доработка трудовых способностей); организационная (усвоение роли и организационного статуса рабочего места).
Понятия, этапы и виды деловой карьеры.
Карьера-это продвижение человека в какой либо деятельности, связанная с изменением навыков, способностей и размеров вознаграждения. Она бывает двух видов: профессиональная и внутриорганизационная.
Этапы карьеры:
1)предварительный этап (учеба в школе, среднее и высшее образование, длится до 25 лет, поиск вида деятельности),
2) становление(от 25 до 30 лет, работник осваивает выбранную профессию),
3) продвижении (от 30 до 45 лет, рост квалификации, продвижение по службе),
4)завершение( от 45 до 60, пик совершенства квалификации), 5)сохранение (от 60 до 65, подготовка к уходу на пенсию).
Виды деловой карьеры:
1)Карьера вертикальная-подъем на более высокую ступень, это повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда.
2)Карьера внутриорганизационная-работник в процессе деятельности проходит все стадии развития последовательно, в стенах одной организации: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных способностей, уход на пенсию.
3)Карьера горизонтальная- предполагает либо перемещение в другую функциональную деятельность, или выполнение служебной роли, не имеющей жесткого, формального закрепления в организационной культуре(руководитель временной, целевой группы, программы).
Карьера деловая-продвижение вперед по выбранному пути, достижение известности, славы, обогащения;
4)Карьера межорганизационная- работник в процессе деятельности проходит все стадии развития последовательно, работая на различных должностях, в разных компаниях: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных способностей, уход на пенсию.
5)Карьера неспециализированная-широко развита в Японии. Японцы полагают что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании. Человек имеет возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь не на одной должности более чем на 3 года.
6)Карьера специализированная-сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные ее стадии.
7)Карьера ступенчатая-совмещает элементы горизонтального и вертикального видов карьеры.
8)Карьера центростремительная(скрытая)-доступна ограниченному кругу работников, имеющих обширные деловые связи вне организации.
9)Карьера-молния-стремительный путь к успеху, видному положению в обществе за чрезвычайно короткое время.
Выбор и планирование карьеры (шестиугольник Голланда).
По теории Джона Голланда выбор карьеры есть «выражение личности, а не какая-нибудь случайность или предоставленный шанс». Он выделяет шесть типов личности: Реалистический (ориентация на манипулирование инструментами и механизмами); Исследовательский(ориентация на поиск.); Артистический(ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию.); Предпринимательский(ориентация на влияние на людей); Социальный(ориентация на взаимодействие с людьми.); Конвенциональный (ориентация на манипулирование данными, информацией).
Факторы влияющие на выбор карьеры:-традиция (выбор и планирование карьеры), 2)случайные события(выбор произошел случайно в силу некоего события), 3)долг(выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми), 4)целевой выбор (выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности)