Тема 1. Теоретико-методологические основания истории психологии
Адаптация - постоянный процесс активного приспособления человека к социальной среде.
Амбивалентность чувств - двойственность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений.
Биографический метод – истолкование литературных текстов, психологических источников как отражение биографии и особенностей личности автора.
Герменевтика - теория истолкования и понимания текста. Метод разъяснения основан на объективных основаниях (главным образом на значении слов) и субъективных, т. е. переживаниях и намерениях авторов.
Знак - предмет или явление - представитель другого предмета или явления.
Идентификация - уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.
Интенциональность - направленность (устремленность) сознания на предмет.
Интуиция - способность непосредственного постижения истины. Интеллигибельная интуиция предполагает, что такое постижение возможно только на основе рассудка, разума.
Креативность - творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.
Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Методология – совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.
Мотив - побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.
Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения - целенаправленного или стихийного.
Объект – часть объективной реальности, подлежащей научному изучению, то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
Парадигма (от греч. пример, образец) – строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, а также признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решения в течении определенного исторического периода.
Познавательные (когнитивные) процессы - психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы служат инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе данных, полученных при помощи познавательных процессов.
Предмет познания – часть объекта, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
Принцип научного познания (от лал. основа, первоначало) – центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области знания, из которой он выделен.
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Реконструкция – восстановление первоначального вида, образа, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам.
Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) - процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики.
Социализация - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
Теория (от греч. рассмотрение, исследование) – система основных идей в определенной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.