Использование репрезентативных систем 2 страница
3. Проблема—это неверно сформулированное решение.
4. Каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому если нечто не работает, надо просто сделать что-то другое.
5. Или я верю, что могу, или я ничего не могу.
6. Все, что можно детально представить, осуществимо.
7. Я могу все то, чего я действительно хочу.
Следует отметить, что пресуппозиции НЛП не столько верны, сколько экологичны. Как вы, наверное, уже поняли, в нейролингвистическом программировании вообще нет понятий «истинно» и «ложно». Они давно заменены терминами «экологично» (что значит «помогает жить в соответствии с жизнью») и «неэкологично» (наоборот).
Однако главное здесь состоит в том, что пресуппозиции НЛП очень важны для успешного осуществления ПК и психотерапии. Э. Минделл, жена известнейшего специалиста' по процессуальной психологии А. Минделла, была одной из первых, кто применил термин «метанавык». Этим словом она обозначила глубокие духовные качества, убеждения, верования и принципы, которые проявляются в повседневной жизни и работе психотерапевта. Именно метанавыки создают во взаимодействии психотерапевта и клиента некую чувственную атмосферу, в основе которой — отношение к жизни, к природе и к развитию человека. И если психотерапевт внутренне ненавидит жизнь, считает природу людей патологически ущербной, а развитие человека практически невозможным, он никогда не добьется серьезного успеха в исцелении, сколь бы изощренные техники не использовались в терапевтическом процессе. Ибо без прочного фундамента позитивных метанавыков все эти техники окажутся легковесными конструкциями, не выдерживающими первого же столкновения с ре&тьностью психических нарушений.
В качестве базовых ПК-пресуппозиций НЛП мы приводим только некоторые, важнейшие в контексте психологического консультирования и психокоррекции. Однако учтите, что вы в обязательном порядке должны их понять и
принять. Как своеобразные восемь заповедей, в которые нужно верить и которые следует обязательно выполнять, — если, конечно, вы действительно хотите стать Мастером нейролингвистического программирования.
—Каждая проблема имеет свое решение.
Существуют «Переменные среды», над которыми мы, возможно, не властны. Но есть и «Переменные выбора», каковые полностью в наших руках. И даже в нынешней не слишком уютной жизни есть масса возможностей для того, чтобы изменить ее к лучшему. Просто мы пока не видим этих возможностей.
—Каждый уже имеет все, что ему необходимо.
У нас есть все ресурсы для того, чтобы быть всем, кем угодно, или делать все, что угодно, — при условии, что мы способны использовать эти ресурсы в нужный момент и в нужной последовательности.
— Каждая ситуация имеет несколько выборов. Поэтому если что-то не работает, сделайте это по-другому.
Если мы не достигли искомого результата неким пусть даже единственно верным способом, надо попробовать полностью изменить свой подход. Один и тот же способ действий или манера поведения дают одни и те же результаты — часто плачевные или неэкологичные. Иные же подходы могут привести к желаемому.
— Проблемы и боль — это механизмы обратной связи. Именно они дают нам информацию, в которой мы так нуждаемся.
Однако ни проблемы, ни боль не являются необходимыми компонентами к изменению. Они могут быть лишь сигналом к смене направления. Информацией о том, что мы идем куда-то не туда. И может быть даже не ведаем о том, куда идем. А тот, кто не знает куда идет, может зайти в тупик почти всегда.
— Не существует поражений, есть только обратная связь.
Любая неудача — это не повод для самообвинений, а реальная возможность чему-то научиться. Но не тому, что нам не стоит больше делать нечто неудавшееся, но полезное себе и другим. А тому, как именно это самое нечто неудавшееся
— Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент.
Все мы всегда делаем только лучшее из того, что можем, — просто делать лучше мы пока не научились. Поэтому все наши поведение и действия были лучшими из возможных до сегодняшнего дня. Так что ни под каким видом не следует корить себя за прошлые ошибки и упущения: там и тогда мы сделали лучшее в рамках того, что знали и умели.
— Сознание и тело — части одной и той же биокиберне- тической системы.
Это исключительно верно — то, что в здоровом теле здоровый дух. Как и то, что здоровый дух необходим для здоровья тела. Ибо все, что происходит в одной части любой системы, имеет отражение в других ее частях. И здоровая психика может породить здоровое тело. Возродить здоровье в теле. Если мы в это верим. Если мы этого хотим. И если мы знаем, как это сделать.
—Вселенная — сфера дружественная.
На самом деле мир бесконечно прекрасен, безгранично добр и беззаветно щедр. Уродливым, злым и скупым мы его делаем сами — своими восприятиями и своими же действиями, бесконтрольной деятельностью мозга, негативным его наполнением. Но все это можно легко изменить, если понять и принять, что мы — те, кто контролирует свой мозг и свои результаты.
В-третьих, нейролингвистическое программирование в своей работе опирается на мощь человеческого бессознательного и уже упоминавшийся программирующий подход, использующий язык и коды этого самого бессознательного.
Вы, конечно же, знаете о существовании у человека сознательной и подсознательной частей его психики. Так вот, по мнению специалистов по НЛП, только 6% планов и программ человеческого поведения являются сознательно-осознанными. 94% этих самых планов и программ действуют и функционируют на подсознательном уровне.
Объясняя это, энэлперы приводят еще одну компьютерную аналогию. Из чего состоит любой компьютер? Из дисплея, на котором отображается выводимая информа-
ция и который «психологически» соответствует зоне непосредственного осознания. Из оперативной памяти, которая может считаться полным аналогом осознаваемой части нашей психики. И из системного блока с хард-диском, на котором содержится вся накопленная конкретным компьютером информация, который как раз и соответствует бессознательному .
В анализе соотношения и ролей сознательного и бессознательного специалисты по нейролингвистическому программированию безоговорочно констатируют примат последнего — по целому ряду причин, из которых упомянем только три.
Во-первых, быстродействие бессознательной части человеческого Разума на несколько порядков(!) выше быстродействия части сознательной (то есть сознание, увы, тугодумно, в то время как бессознательное мыслит молниеносно и безошибочно).
Во-вторых, в сознании хранится только очень небольшая часть накопленной индивидом информации, в то время как в бессознательном находится абсолютно полная запись всех событий и сведений, которые он почерпнул на жизненном пути (вы только представьте, сколь компетентными вы были бы, если бы помнили, ну, хотя бы все те книги, которые прочли, — а ведь они и в полном объеме записаны на хард-диске вашего мозга-компьютера).
В-третьих, по известным данным трансперсональной психологии, в определенных режимах работы именно бессознательное человека оказывается способным подключаться как бы к гигантской системе «Интернет» — Коллективному Бессознательному. И черпать из него информацию, зачастую недоступную не только индивидуальному сознанию, но и коллективному сознанию большинства живущих в настоящее время на Земле представителей данного человечества. Ныне многие обоснованно считают, что все великие Прозрения, Пророчества и Предсказания были получены людьми именно из того, что вслед за Тьярдом де Шарденом и Вернадским принято называть ноосферой.
Сделаем простой вывод из вышесказанного. Если 94% планов и программ нашего поведения находятся в бессознательном, то примерно столько же причин психологических патологий помещаются именно там. Воздействовать на них сознательно-волевыми усилиями — дело заведомо безнадежное. Куда проще договориться с бессознательным.
Однако для того, чтобы договариваться с кем угодно, необходимо говорить на его языке. Использовать подходящие, привычные тому, с кем мы собираемся договориться, выражения и коды. Здесь важно то, что, как известно, два полушария человеческого мозга работают совершенно по-разному. Совсем различно осваивают действительность.
И «разговаривают» на абсолютно разных языках. Левое полушарие, условно соответствующее сознанию, понимает и использует слова и знаки. Правое же, отвечающее и соответствующее бессознательному, «разговаривает» и «мыслит» только образами и ощущениями, причем закодированными вполне определенным образом. В результате большинство психокорректирующих объяснений, увещеваний и словесных внушений, если и достигают подсознания, то только посредством сознания и очень-очень нескоро. А в целом ряде случаев попросту не доходят до «блока управления» соответствующим процессом (чтобы проверить это, попробуйте точно так же «уговорить» забарахливший компьютер заработать нормально). В нейролингвистическом программировании используются как бы собственный язык и коды бессознательного. И именно поэтому работа с любой патологией напоминает в НЛП «ремонт» засбоившего компьютера: вошел в операционную систему, нашел вирус или дефектный файл, убрал ненужное, добавил необходимое, перезагрузил «биокомпьютер»
— и все. Быстро, беспроблемно и с немедленной проверкой работоспособности...
V Раппорт и калибровка как условия индивидуальной эффективности энэлпера. Принцип «договариваться на языке оппонента» положен в нейролингвистическом программировании в основу создания уже упоминавшегося раппорта.
По мнению специалистов по НЛП, именно установление глубокого раппорта с клиентом является основным (и едва ли не главным) условием осуществления эффективной психокоррекции и любой коммуникации. В отличие от обычного контакта раппорт можно определить как подсознательное доверие, «биокибернетическийрезонанс» и синтон- ность между двумя и более людьми, возникающих вследствие их взаимоуподобления друг другу. Более пространно в нейролингвистическом программировании раппорт описывается следующим образом (по материалам семинаров ИГИСП — автор текста неизвестен).
1. Раппорт — это глубокое чувство взаимного доверия и легкости, которое позволяет нам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи. Раппорт — это предварительное условие хорошей коммуникации и отношений сотрудничества. Когда есть раппорт, коммуникация подобна танцу, в котором оба партнера плывут, как один.
2. Люди знают, когда они в раппорте или не в раппорте, но не всегда могут установить, как они приходят к раппорту, или что делать, если уровень раппорта меняется.
3. Раппорту наносится урон, когда между вашим миром и миром другого — конфликт.
4. Раппорт развивается, когда наши внутренние миры объединяются или «подходят» друг к другу. Людиустанавли- вают раппорт легче, если они чувствуют общую почву под ногами.
5. Поведенческая подстройка или подстройка к позе, жесту, голосу, тону, темпу и т. д., так же, как и к содержанию разговора, может эффективно поднять раппорт на новый уровень.
6. Когда мы не «совпадаем» — предлагаем разные позы, жесты, голоса, темпы и т. д., — мы можем не допустить раппорта или прервать его. Иногда и это нужно, — если мы не хотим коммуницировать или есть необходимость радикально изменить ход «застрявшей» коммуникации.
7. Менее решительно, когда у нас хороший раппорт, мы можем элегантно «вести» коммуникацию в желаемом направлении, изменяя содержание, позу, жесты, голос, темп и т. д., так что другой человек, естественно, за ними следует.
В общем, мы «сначала подстраиваемся, затем ведем».
8. Для глубокого раппорта надо подстраиваться к интересам, убеждениям и ценностям другого человека.
9. И, наконец, чтобы создать раппорт, нам нужно быть в раппорте самому с собой. Если в нашем собственном внутреннем мире есть конфликт, мы будем обращаться к другим со спутанными посланиями.
Для того, чтобы создать раппорт на отличном от привычного нам, более глубоком подсознательном уровне, специалисты по НЛП предлагают использовать своеобразную цепочку: присоединение, закрепление и ведение.
В начальном этапе этой цепочки — присоединении — преимущественно используются особенности дыхания и позы. Достижение синхронности своего дыхания с дыханием партнера (клиента), а также идентичности поз спо-
собствует мягкому вхождению в раппорт. Идентичность поз является здесь отправным пунктом в присоединении, ибо, например, если поза клиента свидетельствует о его закрытости, то только после ее копирования («отзеркалива- ния») можно спустя некоторое время перейти к позе, свидетельствующей об открытости к общению.
В закреплении применяются соответствующие жесты (асимметричные, то есть как бы «зеркальные»), мимика, голос и ключевые слова, которые развивают контакт в направлении «подключения» к миру партнера (клиента), обеспечивая тем самым устойчивое общение с ним.
В ведении осуществляется постепенное переключение партнера (клиента) с его собственной программы на предлагаемую взамен. Здесь основное внимание уделяется синхронному сопровождению для переключения партнера (клиента) на выполнение нужной программы и развитие общения с ним в интересующем направлении.
Для поддержания и сохранения раппорта во время ПК и просто общения специалисты по нейролингвистическому программированию рекомендуют время от времени задавать себе следующие вопросы:
Враппорте ли я (все еще) ?
Что мне нужно сказать или сделать, чтобы создать (ещелучший)раппорт ?
Почему другой человек изменил позу/голос/дыхание?
По мнению М. Гриндера («Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике»), для полного раппорта достаточно отражать (по отдельности, а не все сразу) поведенческие характеристики партнера (клиента) в указанных пропорциях.
Тело (поза) — 50% движений и положений тел.
Дыхание — 100% темпа и ритма дыхания.
Жесты — 100% основных жестов.
Лицо и глаза — 70% направлений взгляда и выражений лица. Язык (голос) — 100% темпа и тона речи.
*> Калибровка и сенсорная чувствительность. Помимо раппорта, важным элементом ПК является калибровка — узнавание состояния человека по невербальным сигналам. Сущность данного процесса описывается энэлперами следующим образом (по материалам семинаров в ИГИСП — автор описания также неизвестен).
1. Эффективная коммуникация включает оценку того, что переживают и испытывают другие люди.
2. Калибровка — это процесс, посредством которого мы настраиваем себя замечать невербальные сигналы, которые отражают определенное состояние в человеке или группе людей.
3. Точная калибровка требует сенсорной чувствительности, то есть способности замечать изменения (даже самые незначительные) в таких элементах, как:
— положение тела;
— жесты;
— выражение лица;
— движение глаз;
— цвет кожи;
— дыхание;
— громкость голоса, темп речи.
4. Калибровка также включает способность переключаться с одной точки зрения («позиции восприятия») на другую то есть:
—знание того, что происходит с тобой;
— наблюдение со стороны за тем, что происходит межд вами и с ним:
— полное отождествление себя с другим человеком, то есть постановка себя в его положение.
В качестве полезных внутренних вопросов, которые могут помочь нам определить то, что мы работаем эффективно, специалисты по НЛП рекомендуют следующие:
Как я узнаю, что этот человек меня понимает и по- прежнему заинтересован в работе?
Как я узнаю, что этот человек сотрудничает со мной в решении своей проблемы?
В каком внутреннем состоянии находится этот челов
Упражнение 1.
-> Выберите из своих знакомых пять наиболее терпеливых и попробуйте объяснить им, что такое НЛП. Добейтесь того, чтобы ваше объяснение стало максимально простым и доходчивым.
Упражнение 2.
-> Проанализируйте свою прошлую и настоящую жизнь (во всех ее сферах) с точки зрения «движения ОТ» и «движе ния К». В вашей жизни вы преимущественно от чего-то ухо дите или все-таки к чему-то идете? Чтобы установить истину, вспоминая события и обстоятельства своей жизнедеятельности, многократно задавайте себе вопросы: «Зачем я это еде лал?». «Чего я хотел добиться?». «От чего уйти и к чему прийти?»- Закончив, составьте список всего того, к чему вы — теперь и все-таки — хотите прийти в своей жизни.
Упражнение 3.
-> Выучите наизусть семь исходных ПК-пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их кому-нибудь из близких. Закончив, еще раз перечитайте эти пресуппозиции и определите, насколько вы в них теперь верите. И, наконец, тщательно обдумайте, насколько ориентация на все эти пресуппозиции могла бы облегчить вам жизнь.
Упражнение 4.
-> Договоритесь с любым из своих знакомых о совместной работе, сядьте друг напротив друга, попросите его о чем-либо вам рассказать и начните последовательно (строго по отдельности!) подстраиваться и присоединяться к -> позе,
-> жестам,
-> дыханию и -> выражению лица вашего партнера.
Упражнение 5.
-> Освоившись с поведенческими аспектами пристройки, вступите в диалог со своим знакомым, по очереди «отзеркали- вая» при этом -> тон и
-> высоту голоса, а также -> скорость речи и ->ритм высказывания вашего партнера.
Упражнение 6.
-> Попросите вашего знакомого отвечать «Да» на любые ваши вопросы. Начните вперемешку задавать как вопросы, на которые ответ «Да» будет истинным (например, «Вы мужчина?»), так и те, на которые этот ответ будет ложью (например, «У вас розовые волосы?»). Откалибруйте (то есть попросту установите) разницу в невербальных характеристиках реакций вашего партнера между ложным и истинным «Да».
-> Установив эту разницу, попробуйте проверить себя, расспрашивая партнера об условиях и обстоятельствах его жизни (например, «У тебя есть дома чайник со свистком?»), причем на все ваши вопросы он по-прежнему должен ответить «Да Зафиксируйте все случаи лжи, после чего проверьте, правы ли вы в этом, прямо спросив своего партнера.
Упражнение 7.
-> Попросите вашего знакомого вспомнить сначала очень приятного, а потом очень неприятного для него человека. Откалибруйте разницу в его невербальных реакциях. После чего, запретив партнеру отвечать вам словесно, попробуйте только по его реакциям узнать ответ на следующие (и подобные им) вопросы, которые вы, разумеется, задаете вслух:
-> Кого он видел совсем недавно?
-> Кто живет ближе к нему?
-> Кто из них мужчина, а кто — женщина?
Обязательно сразу же проверяйте точность собственной калибровки.
Глава 2
Использование репрезентативных систем
Установление сознательного и бессознательного доверия является необходимым, но не достаточным условием эффективности психологического консультирования и психокоррекции. По мнению специалистов в области нейролингвистического программирования, необходимым является еще и организация всей работы с клиентом в системах его индивидуального восприятия и соответствующих режимах работы мозга. Индивидуализация взаимодействия консультанта с клиентом, которая в данном случае вполне в традициях НЛП осуществляется на бессознательном уровне. Создать эту индивидуализацию (и в результате весьма существенно повысить эффективность ПК) вполне возможно, если воспользоваться наличествующей в нейролингвистическом программировании моделью репрезентативных систем, которая является одним из следствий уже известного вам положения «карта—это не территория».
V О «картах» и «территории». Р. Дилтс — один из основателей нейролингвистического программирования (и, одновременно, «отец» одного из самых интересных его направлений — так называемого системного НЛП) — свел все базовые положения этой науки к двум главным:
карта — это не территория и
жизнь и «разум» — системные процессы.
Скорее всего, второе из этих двух положений — о системности жизни и разума — ныне, в эпоху системного подхода и царствования Единой Теории Систем, не столь уж нуждается в подробной расшифровке. А вот первое положение — про «карту» и «территорию» — требует некоторых дополнений и объяснений.
Мы объясним, что значит эта географическая аналогия, на примере известной притчи о трех слепых, «исследовавших» слона. Если помните, каждый из них ошупал только один «фрагмент» этого действительно крупного животного: один — ногу, второй — хвост, а третий — хобот (в изве-
стном нам варианте данной притчи). А в дальнейшем эти слепые рассорились, обсуждая вопрос о том, чем же является слон. Ибо один утверждал, что слон — это нечто вроде колонны (тот, что ощупал ногу). Другой — что он есть что-то наподобие змеи (тот, что ощупал хвост). А третий — что слон подобен большому червяку (тот, кто исследовал хобот). Так вот, в НЛП абсолютно справедливо утверждается следующее.
Есть окружающая нас действительность — «террито-
?ия», на которой мы живем (в случае с притчей это слон). есть «карта» этой территории, которую мы к настоящему моменту имеем (в данном с притчей случае — это хвост, ноги и хобот этого слона, которые по отдельности успели воспринять слепые). Вышеприведенный постулат НЛП гласит: «Карта — это не территория» («территория» не равна «карте» — то есть слон не равен воспринятому: ни хвосту, ни ногам, ни хоботу). Однако главной ошибкой всех живущих на земле людей является предположение, что их собственная «карта» и есть подлинная «территория» («слон равен хоботу/ноге/хвосту»). Будучи глубоко убежденными в непогрешимости своей «карты» (в ее абсолютном соответствии «территории»), мы требуем, чтобы и все остальные воспринимали эту «территорию» в соответствии с нашей «картой» («слон» — это хобот и ничто другое!»). Но ведь «карты» других могут совершенно не совпадать с нашей «картой» («нет, слон — это хвост!»). Отсюда следуют простые выводы, которые делает из наличия различных «карт» и нетождественной им «территории» нейролингвистическое программирование. Приведем некоторые из них.
1. Каждый человек живет не в реальном мире, а в мире своей собственной «второйреальности», каковая определяется набором его «карт».
2. Находясь в одной и той же ситуации и/или изучая один и тот же предмет, люди могут оценивать эту ситуацию и описывать данный предмет совершенно по-разному—в силу особенности своих «карт».
3. Поскольку поведение человека определяется его «картами», люди, имеющие более точные «карты» «территории», всегда оказываются эффективней тех, у кого эти «карты» менее точные.
4. Так как ни одна «карта» никогда не может в точности соответствовать «территории» (мир познаваем, но никогда не будет до конца познан), зато вполне может устаревать, не поспевая за меняющимся миром, нормальным и экологич-
ным (соответствующим сути жизни) является расширение и видоизменение своих «карт».
5. Более гибкие люди, способные изменять и расширять свои «карты», всегда будут иметь преимущество перед менее гибкими.
Откуда берутся «карты» людей? Ну, разумеется, из жизни, которую мы изучаем каждый по-своему. Что определяет особенности наших карт? Во-первых, уже упомянутый нами жизненный опыт. И, во-вторых — некие характеристики нервной организации человека. К важнейшим из них относятся используемые конкретным индивидом (и предпочитаемые им) особенности восприятия (получения) и переработки информации — в первую очередь так называемые репрезентативные системы (PC).
V Репрезентативные системы как модели восприятия. В нейролингвистическом программировании под PC подразумеваются просто-напросто индивидуальные модели восприятия и принятия того, что передают нам наши органы чувств. Как известно, имеется пять основных способов, с помощью которых мы познаем окружающий мир: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Наиболее важными являются первые три из них — визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический (К) каналы получения информации, а также четвертый, свойственный только людям (а не всему прочему живому): логический или, иначе, дискретный (Д) — формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Итого получается четыре репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая и дискретная (УАКД), которыми, естественно, пользуется в своей жизни любой человек. Однако в том-то и дело, что только одна из них является для него предпочитаемой — своей, родной, понятной, любимой и близкой.
И именно поэтому всех живущих на земле людей специалисты по нейролингвистическому программированию подразделяют (весьма условно!) на визуалов, аудиалов, кине- стетиков и дискретов.
Объясним все это более подробно, так как опыт тренингов показывает, что эта, в общем-то, простая информация почему-то не всегда сразу «доходит».
Итак, окружающий мир предстает перед нами в виде образов (V), звуков (А) и ощущений (К). Соответственно, познавая этот мир, мы его видим (V), слышим (А) и чувст-
вуем (К). По мере вступления в более сознательные возрастные категории мы об этом мире можем еще и прочитать, заодно изучая его по глобусу или карте (дискретный канал — Д). Запечатлеваясь в нашем мозгу, все тот же окружающий мир — его «слепок» — опять-таки предстает в виде образов (V), звуков (А), ощущений (К) и слов/схем (Д). Но как известно, люди не равны в своих способностях — у кого-то что-то получается лучше, а у кого-то хуже. Так вот, их способности познавать мир с помощью «вижу — слышу — чувствую — читаю/изучаю» тоже не равны! И среди этих четырех каналов восприятия у каждого из нас есть один излюбленный, лучше всего освоенный и наиболее часто используемый (или V, или А, или К, или Д). Тот, который и называется в НЛП предпочитаемая репрезентативная система.
V Проявление репрезентативных систем в жизни людей. Из
того факта, что всех людей, по признаку предпочитаемой репрезентативной системы, действительно (но условно) можно подразделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов, следует очень и очень многое. Ведь это один из самых мощных «фильтров», определяющих человеческую «карту». А так как «карта» задает характер жизнедеятельности человека, и жизнь, и судьба кинестетически, визуально, аудиально и дискретно ориентированных индивидов во многом создается этими их генетическими предрасположенностями (в настоящее время принято считать, что предпочитаемая репрезентативная система — это врожденное образование). «На старте» жизнь визуалов, аудиалов и кинестетиков складывается примерно одинаковым образом. Вас интересует, почему среди вышеперечисленных нет дискретов? А потому, что ими не рождаются, а становятся, как правило, в результате сильной психотравмы, которая как бы отрезала какой-либо из каналов, а то и все сразу. Эти несчастные дети в буквальном смысле увидели (видели), услышали (слышали) или ощутили (чувствовали) что-то, что их нервная система оказалась не в силах «разжевать», «проглотить» и «переварить» (пищевая аналогия, которую ввел Ф. Перлз, здесь вполне уместна). И их же собственный мозг «обезопасил» им жизнь, превратив образы, звуки и ощущения окружающего мира в нетревожащие, отстраненные и отчужденные схемы...
Итак, стартуют все одинаково. Потому что свободны в выборе способа познания мира. И визуалы его с интересом
наблюдают; аудиалы вслушиваются в окружающее и с удовольствием слушают рассказы о нем; а кинестетики «щупают» столь близкую им предметную среду (если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинесте- тикам, можно обнаружить, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать и попытаются разобрать «на детали»).
Равенство представителей трех (нет, уже четырех) типов кончается в школе. Ибо большинство преподаваемых там предметов носит преимущественно визуально-дискретный характер. Уже в первых классах отстают, а после переходят в аутсайдеры учебного процесса кинестетики — им ведь почти ничего не дают пощупать, а только все рассказывают и показывают. Чуть дольше держатся аудиалы — в основном за счет «повествовательной» части изучаемого предмета. Однако с переходом в старшие классы «сдаются» и они, а первенство в успеваемости обретают быстро схватывающие все глазами визуалы и вечные «ботаны»-дискреты — именно последние чаще всего и бывают круглыми отличниками.
А потом школа заканчивается. Наступает время выбора жизненного пути. Области деятельности. Профессии. Естественно, что от того, насколько эти самые путь, область и профессия будут совпадать по характеру используемой информации (визуальной, аудиальной, кинестетической и/или дискретной) с предпочитаемой репрезентативной системой осваивающих их человека, в очень сильной степени зависят его успешность и эффективность. Например, везде, где нужно что-то рассказать или кого-то уговорить, лучше всего справляются аудиалы. Естественно, также, что из них быстрее и проще получаются музыканты и композиторы. Так же, как из визуалов, — художники и кинофотооператоры. Дискреты незаменимы в абстрактно-теоретических дисциплинах, а кинестетики — везде, где для того, чтобы добиться успеха, нужно что-то сделать руками (между прочим, если хорошие художники, как правило, визуалы, то среди скульпторов встречается масса кинесте- тиков), попробовать на вкус (дегустаторы) или даже понюхать (специалисты по запахам).
Различия между визуалами, аудиалами, кинестетиками и дискретами проявляются и в том, как они реагируют на стресс. Первые (визуалы) предпочитают роль «обвинителя», обличающего других во всех смертных грехах, и, кстати, принимающего соответствующую случаю агрессивную
позу. Вторые (аудиалы) стараются либо отстраниться от неприятностей (реже), либо (куда чаще) принять роль «от- влекателя» — например, во время конфликта они могут неожиданно прервать оппонента, спросив, сколько времени, или просто улизнуть, сославшись на что-то важное. Третьи (кинестетики) предпочитают роль «умиротворителя» и, конечно, если их не задели «за живое», стараются как-то сгладить разногласие, извиниться или попросить прощения. Ну а четвертые (дискреты) немедленно принимают роль и позу «компьютера» и суперлогически (а часто донельзя занудливо) начинают объяснять происшедшее.