Лунные и солнечные затмения 11 страница
АШВОДАРАДЖА –одна из восьми мурти (форм) : Джатаведа, Саптаджива, Хавьявахана, Ашводараджа, Вайшванара, Каумаратеджас, Вишвамукха, Девамукха. Восемь мурти (форм) бога огня сопряжены с ньясой головы, правого плеча, левого бока, левого бедра, пениса, правого бедра, правого бока, правого плеча.
АШОКА (Асока)(268 – 232 гг.) – индийский царь из династии Маурья, завершивший объединение почти всей Индии в единое государство. Пытался превратить в государственные законы некоторые религиозные положения. В последние годы жизни покровительствовал буддизму, видя в нем идеологическую силу, способствующую объединению государства. В конце жизни А. принял монашество.
АШРАМ –(санск. монастырь, школа) – в Индии духовное сообщество последователей какого-либо Учения. Традиционно А. организуется в том месте, где находится Учитель, и строится на средства учеников или богатых последователей меценатов. В последнее время А. также выступает как центр распространения духовного учения, к-рому он служит (см. Ауробиндо Гхош, Вивекананда, Рамана Махарши)
АШРАМЫ –в индуизме четыре стадии жизни благочестивого человека, На первой стадии (брахмачарья) ученик живет в доме учителя, соблюдает целомудрие и прислуживает учителю, помогает ему по хозяйству. На второй стадии (грихастха) он живет как семьянин, домохозяин. На третьей стадии (ванапрастха), перепоручив хозяйство сыну или родственнику, он становится лесным отшельником, чтобы предасться самосовершенствованию и размышлению на духовные темы. На четвертой стадии (саньяса) он бросает дом, семью и становится бродячим монахом, полностью порвавшим отношения с миром, сменивший даже имя, «чтобы слава не ходила за ним». Он как бы умирает для всех при жизни, посвятив себя Богу.
АШТАНГА ЙОГА –(санск. восьмиступенчатая йога) – практическое руководство «Йога сутры» Патанджали. А.й. еще именуют «Раджа йогой». Восемь ступеней А.й. предназначены для последовательного развития йогина. Это: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхияна и Самадхи. Со временем А.й. стало принято делить на три самостоятельных аспекта йоги. 1-я Яма (смерть, ликвидация) и 2-я Нияма (возрождение, обретение) – крийя йога; 3-я Асана (поза, положение тела) и 4-я Пранаяма (контроль над праной) – хатха йога; 5-я Пратьяхара (отвлечение чувств от объектов), 6-я Дхарана (концентрация), 7-я Дхияна (медитация) и 8-я Самадхи (освобождение) – раджа йога.
Крийя йога или йога очищения подразумевает нравственное развитие ученика. Яма – избавление от вредных привычек и качеств и нияма – обретение положительных качеств, необходимых для занятий йогой.
Цель хатха йоги (асана и пранаяма) - гармоничное развитие тела и накопление энергии для дальнейшей работы с сознанием.
Раджа йога (пратьяхара, дхарана, дхияна и самадхи) предполагает расширение сознания до трансцендентного уровня с последующим освобождением его от повторных рождений или от оков материи, т.е. тела.
АШУРА(араб. – десятое) – кульминационный день траура у шиитов, сопровождаемый театрализованными шествиями, песнопениями, проповедями и самоистязаниями в память великомученика Хусейна, внука Мухаммеда, сына халифа Али ибн Абу Талиба. Проводится в 10-й день месяца мухаррем (первого месяца мусульманского лунного календаря). На протяжении столетий духовенство использовало А. для возбуждения религиозного фанатизма, вызываемого публичным самобичеванием цепями, нанесения верующими себе ран саблями и кинжалами.
АШШУР– центральное божество ассирийского пантеона, покровитель ассирийских царей. А. присущи черты многих божеств: он – вершитель судеб
бог-судья, бог войны, бог мудрости. Изображался в виде крылатого солнечного диска, из к-рого выступает туловище воина, стреляющего из лука.
АШШУРБАНАПАЛ –Египетский Царь 7-века до н. э. живший на левом берегу реки Тигра в крупном городе Ниневия. Ниневия была столицей могущественного рабовладельческого государства Ассирии. Во дворце Ашшурбанапала были найдены вавилонские письмена и таблички с клинописью. Это была целая библиотека, подобранная заботливо и с большим умением. Ашшурбанапал хорошо знал письменность и науку своего времени. По его повелению писцы снимали копии с глиняных книг, хранившихся в библиотеках и архивах храмов Вавилона и других центров древней культуры Междуречья. А эти библиотеки составлялись в течение многих столетий. Так, во дворце Ашшурбанапала было собрано несколько тысяч глиняных книг. Они состояли из многих «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке внизу было написано название книги и стоял номер «листа». Заглавием книги служили начальные слова первой таблички. В библиотеке книги размещались в определенном порядке, по отраслям знаний. Поиски нужной книги облегчали каталоги – списки, где указывалось название книги и число строк в каждой табличке. На всех глиняных «листах» стоит библиотечный штамп со словами: «Дворец Ашшурбанапала, царя Вселенной, царя Ассирии. Содержание глиняных книг очень разнообразно. Среди них грамматики, хроники (записи событий по годам), рассказывающие о важнейших исторических событиях Вавилонии и Ассирии, договоры между различными странами, законы, отчеты о стоительстве царских дворцов, донесения чиновников, сообщения лазутчиков о положении в соседних странах, списки подвластных Ассирии народов с указанием размеров поступавших с них податей, сочинения по медицине, письма, перечни животных, растений и минералов, бухгалтерские книги царских хозяйств, различные жалобы, договоры, документы, составлявшиеся при покупке дома или рабов. Глиняные таблички многое рассказали ученым об истории, культуре, хозяйстве и религии народов древнего Междуречья. В этой библиотеке, крупнейшей для своего времени, были собраны книги, подводящие итоги научным достижениям шумеров, вавилонян и ассирийцев. Вавилонские и ассирийские жрецы хорошо знали математику. Уже в начале II тысячелетия до н. э. вавилоняне решали довольно сложные геометрические задачи по измерению площадей и храмов. В библиотеке хранились сочинения и по астрономии. В большинстве своем это копии более древних книг, составленных за тысячу с лишним лет до Ашшурбанапала. По этим книгам можно проследить зарождение и развитие астрономической науки. В древнем Междуречье при храмах строились многоэтажные башни – зиккураты. С самого верхнего этажа зиккуратов жрецы из года в год вели наблюдения за движением небесных светил.
Вавилоняне и ассирийцы умели рассчитывать время лунных и солнечных затмений, знали движение небесных светил, видимых простым глазом. Они умели также отличать планеты от звезд. Сохранились таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами.
Ассирийцы вели торговлю с более далекими странами, они были хорошо осведомлены о природе и населении стран древнего Востока. В библиотеке Ашшурбанапала были найдены географические карты, еще очень примитивные и эти карты все же охватывали большую территорию – от Урарту до Египта. Сохранились и географические справочники ассирийцев с названиями стран, городов и рек. Медицина в то время была тесно связана с магией, т.е. колдовством. Вавилоняне и ассирийцы верили, что все болезни вызываются злыми духами, проникшими в человеческий организм. Чтобы вылечить болезнь, врач стремился изгнать злого духа из тела больного молитвами, заговорами, мантрами и заклинаниями. Иногда врачи лепили из глины изображения злых духов и разрушали их, полагая, что больной исцелится. Больших успехов достигла хирургия, так как она была основана на изучении анатомии. Ассирийские писцы знали не только свой ассиро-вавилонский ,но также и древний шумерский язык. Шумеры изобрели клинописное письмо еще в конце 4-го тысячелетия до н.э. Позже вавилоняне и ассирийцы заимствовали шумерскую клинопись. В библиотеке Ашшурбанапала были найдены шумеро- вавилонские словари, сборники текстов на шумерском языке с пояснениями трудных для понимания мест, таблицы клинописных знаков, сборники грамматических примеров и упражнений. Они очень помогли европейским ученым 19-го в. расшифровать шумерскую письменность и изучить шумерский язык. Благодаря древней библиотеке нам хорошо известны легенды, мифы и предания шумеров, вавилонян и ассирийцев.
АЭРАРИЙ –( греч. аer – воздух) - терраса, защищенная от прямых солнечных лучей и резкого ветра для проведения лечебных воздушных ванн.
АЭРИАНЕ –христианская секта, получившая название от Аэрия, к-рый родился в начале 4-го столетия на берегах Понта и еще, будучи юношей, начал вести жизнь аскета. Проповедовал жизнь полную лишений и отречение от собственности. Отвергал установленные церковью посты, молитвы за умерших, праздник Пасхи, как иудейский обычай, ратовал за равенство священников (пресвитеров) с епископами и др.
АЭРОБИКА –(греч. aer – воздух) – физические упражнения, связанные с аэробными нагрузками. Как правило А. выполняется под ритмическую музыку в виде танца. Упражнения подбираются таким образом, чтобы задействовать все группы мышц тела.
АЭРОБНЫЕ НАГРУЗКИ(греч. aer – воздух) физические нагрузки, связанные с насыщением организма кислородом. Очень популярные среди тех людей, к-рые следят за своим здоровьем. В этой связи рекомендуется ходьба на длинные дистанции, бег трусцой, аэробика, работа на приусадебном участке.
АЭРОПА, в греческой мифологии внучка критского царя Миноса. Отец А. Катрей отдал её посетившему Крит мореплавателю Навплию с просьбой утопить А. в море или продать в рабство на чужбину (он поступил так либо потому, что застал А. в объятиях раба, либо потому, что Катрею была предсказана гибель от руки одного из его детей). Однако Навплий пожалел А. и выдал её замуж за Атрея, которому она изменила с его братом Фиестом. Разгневанный Атрей велел бросить А. в море.
АЮ, Айю (др.-инд. Ауй-, ср. йуи-, «жизненная сила»), персонаж ведийской мифологии, видимо, связанный с жизненной силой. А. — «юнейший», рождённый после других, обладающий поэтическим даром. Иногда А. враждебен Индре, но в других случаях А. и его потомки совершают для Индры добрые дела или же Индра убивает врагов А. Упоминается мать А. (или даже две его матери и его сыновья). А. связан с Ману, Агни, Урваши, вообще с богами. Это же имя во множественном числе обозначает класс существ, происходящих от А., иногда, видимо, род людской. Именно они возжигают Агни, находят и очищают сому, доят большую корову.
АЮРВЕДА –(санск. аюр – жизнь, веда – знание) – наука жизни. А. принято называть 5-й ведой. Эта медицинская наука Индии насчитывает более 5 тысяч лет. Она дает человеку методы лечения болезней, пути сохранения здоровья и сохранения жизни. Набор средств, используемых А. для своих целей, очень широк: это травы, растения, разные вещества как органического так и неорганического происхождения, диета, специальные упражнения, медитации и т.д. Классическая А. обобщает все знания, накопленные в течении тысячелетий, начиная от древних мудрецов (риши) до сегодняшних знатоков этой системы (Махеш Махариши). А. тесно взаимосвязана с йогой, и использует такие средства йоги, как некоторые очистительные процедуры, физические и дыхательные упражнения. Существует мнение, что рекомендации, даваемые А. не пригодны для жителей средних широт. Но это не так, поскольку значительная часть Индии представляет собой горные образования (Кашмир, Гималаи), а в горах, как известно, представлены все климатические зоны и соответственно растения, произрастающие в этих зонах. Знания, содержащиеся в А. чрезвычайно сложны особенно для европейцев незнакомых с тонкостями Восточной философии. А. основывается на ведических представлениях о том, что в основе всего сущего лежит единое поле, наделенное сознанием и разумом. Согласно ведической концепции мироздания, единое поле само создает в себе разнообразие, т.е. создает из единого и одинакового по качеству и структуре пространства нечто новое, обладающее другими качествами и структурой. Сначала были созданы три компонента: риши – то, что познает, девита – процесс познания и чандас – объект познания. Затем риши, девита и чандас послужили средством для создания 5 элементов Вселенной: акаши – пространства, вайю – воздуха, агни огня, джалы – воды и притхиви
Эти 5 элементов создают три специфических элемента, называемых дошами – вату, питту и кафу. Аюрведическая медицина считает, что когда все три доша в теле человека находятся в балансе, человек здоров. А при нарушении баланса возникают болезни, которые рассматриваются всего лишь как симптомы, дисбаланса дошей. Поэтому лечение, как и профилактические меры, направлено на поддержание и восстановление этого баланса. Согласно аюрведическим представлениям, дисбаланс возникает тогда, когда органы тела человека забывают о том, что они созданы из единого тела и являются его частью. Таким образом, восстановление баланса – это восстановление памяти физиологии о едином поле. Наше тело изначально устроено так, что оно само может восстановить баланс, но для этого оно должно осознать наличие и суть проблемы. Если оно не в состоянии сделать это само, ему должно помочь сознание и разум человека.
АЯКС, А я н т, в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны", оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В «Илиаде» они часто выступают рука об руку: в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или быками. А. Оилид, сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предводитель ополчения (40 человек) из Локриды (Средняя Греция). Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники. Этот, т. н. «меньший А.» или «малый А.», — не столь могучий и не столь высокий ростом по сравнению с А. Теламонидом. Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины. По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить А. камнями, но тот нашёл убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в т. ч. корабль А., метнув в него перун). А. спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, А. упал в море и погиб. Тело его было погребено Фетидой на острове Миконос, вблизи Делоса. Святотатство А. по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Согласно Аполлодору и Полибию, этот обычай прекратился после Фокидской войны (4 в. до н. э.). А. Теламонид, ведёт свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он — внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына; когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамени орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем А. А. — царь Саламина, приведший под Трою 12 кораблей. Под Троей А. прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом, грозен, могуч, вооружён громадным семикожным щитом, покрытым медью. А. выступает в бою как сам бог Арес, шагает крепко, потрясая мощным копьём. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. При появлении А., несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге, а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине. Когда убит Патрокл и происходит борьба за его тело, А. своим щитом прикрывает поверженного, а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с А. Оилидом троянцев. В битве у кораблей А. противостоит Гектору. Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке 12 мужей. После гибели Ахилла А. самоотверженно защищает от троянцев его тело и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (причём судьями выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорблённый А. решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча А. становятся стада скота. Когда рассудок возвращается к А., он не может пережить навлечённого им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Тело А. по решению Агамемнона не было предано огню, и его могилой стал Ретейский мыс. А. не может забыть нанесённого ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух. Судьбе А., его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла «Аякс» и не дошедшая до нас трилогия Эсхила «Спор об оружии».А. Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм А. Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь А. и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь А. справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине. Близость А. к Афинам подчёркнута в «Илиаде», где говорится, что рядом с кораблями афинян А. поставил свои корабли. А. Оилид и А. Теламонид относятся к очень древним мифологическим образам. Это необузданные и гордые герои, идущие не только против воли людей, но и против воли богов. Вероятно, что исконно оба А. составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определённую модификацию, представ в виде двух очень близких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (А. большой и А. малый, ср. Диоскуры, Близнечные мифы). Может быть, Локрида и есть древнейшая родина героического архетипа, а Саламин — вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер нарицательный (греч. тглнцшу, ремень или перевязь для щита и меча), и А. Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих А. в «Илиаде» также позволяет сделать предположение о первоначально едином образе А.
АЯППА -(англ. Ayyappa) — индуистский бог, особо почитаемый в Керале. Аяппа — сын Шивы и Вишну (в женском образе Мохини). Храм Айяппа в Сабаримале, Керала, ежегодно посещают около 50 миллионов паломников. Согласно Пуранам, Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа — «рождённый из пупа». Согласно другой легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш. Из этого золотого яйца, Брахма был рождён как Хираньягарбха. Оставшиеся компоненты этого золотого яйца расширились и превратились во Вселенную. Так как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа («рождённый в воде»). Также говорится, что Брахма является сыном Верховного Существа Брахмана, и женской энергии, известной как Пракрити или Майя.Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями человечества. В «Ману-смрити» они перечисляются по именам: Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачета или Дакша, Бхригу и Нарада. Также говорится, что Брахма сотворил семь великих мудрецов Саптариши, которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра, или «сыновьями, рождёнными из ума».В ведических и пуранических текстах описывается, что Брахма только иногда вмешивается в дела других девов, и ещё реже в дела людей. В частности, Брахма заставил Сому отдать Тару назад её мужу Брихаспати. Он считается отцом Дхармы и Атри.Согласно «Брахма-пуране» и другим Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог. Напротив, считается что он был сотворён Богом (в его личностном аспекте Бхагавана, или в безличном аспекте Брахмана). Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует практически вечную природу его существования. В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, называемые акшамала, которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда — цветок лотоса.Четыре руки — четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север.
Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука — эго, и передняя левая рука — самоуверенность.
Чётки — символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной.
Книга — книга Вед в одной из рук Брахмы символизирует знание.
Золото — ассоциируется с деятельностью; золотой лик Брахмы указывает на то, что он активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной.
Лебедь — символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Брахма использует лебедя как своё средство передвижения, вахану.
Корона — корона Брахмы символизирует его верховную власть во Вселенной.
Лотос — цветок лотоса символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной.
Борода — чёрная или седая борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.
Четыре лика — четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву. Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались. Также, эта способность лебедя указывает на то, что индивид должен быть способен отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет
АЯТ(араб. – чудо, знамение) – стих в Коране. Согласно мусульманскому вероучению в А. запечатаны подлинные слова самого Бога. А. объединены в суры (главы).
АЯТОЛЛА(от араб. – божье чудо, божественное знамение) – шиитский мусульманский деятель, пользующийся популярностью как среди своих последователей, так и среди авторитетных религиозных лидеров.
Б
Б - в современном русском и в глаголице - вторая буква в алфавите, как и «Бета» - в греческом, «Би» - в английском. «Бет» (евр.) - рот, дверь храма, наука. «Буки» - в кириллице. Русское слово Бог начинается с этой буквы. Ее числовое значение - 2. Элемент сотворенного мира. Начало множественности. Буква финикийского происхождения. Вместе с Алефом образует слово Ба, что в египетской мифологии является составной частью человеческой души, воплощением силы и могущества, продолжающей существовать и после его смерти. В алхимии: В (англ. «Би») выражает отношение между четырьмя основными элементами. Содержит в себе элемент композиции всех вещей. Источник различия и многообразия.
БА– в древ. егип. Религии один из элементов , составляющих человеческую сущность, душа, воплощение жизненной силы всех людей. Изображалась в виде птицы с человеческой головой. В период Древнего царства, согласно «Текстам пирамид», обладание Б. приписывалось только Богам и фараонам. Б. мыслилось как воплощение их силы и могущества.
БА – египт. «Голубь». Носитель духа и освящения. В контексте библейской литературы знак Святого Духа Шекина для «мира» и «обещания» в программах Бога Иеговы.
БААДЕР Франц Ксавьер фон (1765—1841 гг.) — нем. католический философ, теософ и богослов. Один из крупнейших деятелей нем. романтического движения. Изучал медицину в Ингольштадте и Вене (1781 — 1784), минералогию и химию в Горной академии Фрайбурга (1788—1792). Был в Англии и Шотландии (1792— 1796). В сер. 1790-х гг. вместе с Ф.Г. Якоби вел полемику с
идеалистической философией И.Г. Фихте и раннего Ф.В.Й. Шеллинга. После
назначения в 1799 горным советником в Мюнхен стал организатором мюнхенского кружка романтиков, куда вошли Й. Гёррес, Г.Г. Шуберт, Й. Риттер и др. С 1806 сблизился с Шеллингом, на которого оказал существенное влияние. В 1810— 1820-е гг. активно участвовал в религиозно-политической жизни Европы: был одним из идейных вдохновителей Священного Союза, автором проекта создания экуменической христианской академии в Санкт-Петербурге (совместно с А. Голицыным и А. Стурдзой) и т.д. С 1826 в качестве проф. философии и спекулятивной теологии Мюнхенского ун-та прочел множество лекционных курсов по философии религии, психологии, антропологии; издавал совместно с Гёрресом жур. «Эос», ориентированный на идеалы Реставрации. Круг идейных интересов Б. чрезвычайно широк; в его сочинениях воплотились синтетические устремления позднеромантической мысли. Основная интенция творчества Б. в целом — поиск путей синтеза естественно-научного, филос. и религиозного мировоззрений на основе теистического и персоналистического толкования действительности; категориальные средства для него Б. активно черпал из неоплатонической традиции, томизма, средневековой и новоевропейской мистики (И. Экхарт, И. Таулер, Г. Сузо, Я. Бёме), теософии 18 в. (Этингер, Э. Сведенборг, Л.К. де Сен-Мартен). Обширное наследие Б., разнообразное по тематике, не содержит законченной филос. системы, но группируется в ряд проблемных комплексов и образует сложный контрапункт нескольких сквозных мотивов, проходящих через все его сочинения. Средоточием мировоззрений Б. является христианская антропология; метафизическое и натурфилософское содержание его сочинений опирается на выдвижение структуры человеческого акта сознательного самоопределения в познании и действии в качестве базовой модели истолкования бытия вообще. В толковании самосознания Б. размежевывается с картезианской традицией, подчеркивающей его автономность, и указывает на изначально диалогическую, трансцендирующую природу сознания (декартовскому Cogito ergo sum противопоставляется Cogitor ergo cogitans sum). Т.о., всякое познаваемое бытие есть общение и сообщение. Бог как абсолютный дух есть совершенное общение (так Б. дает филос. обработку тринитарного догмата); абсолютная свобода Бога как личности проявляется в творении, которое являет возможность столь же органического общения индивидов в сотворенном. Отношение Бога и мира есть отношение единоразличия (Б. часто прибегает к эротическим метафорам). В природе органическое общение воплощено в динамическом взаимодействии сил; в истории оно осуществляется через гос-во и церковь как формы этически осмысленной коммуникации. Нарушение органической связи одного индивидуального сознания с другим, выпадание его из интерсубъективного целого ведет к эрозии бытийной основы личности (с этической т.зр., это и есть зло). Сохранение этой связи возможно лишь благодаря христианской религии, которую Б., подобно Ламенне и де Местру, считает реально действующей силой истории. В Европе Б. не имел учеников и последователей (косвенное влияние его идей можно видеть у С. Кьеркегора); интерес к его творчеству после Первой мировой войны проявили не столько философы, сколько теологи и историки культуры. В России творчество Б. оказало прямое влияние на славянофилов и B.C. Соловьева; близость к Б. декларировал Н.А. Бердяев.
БААЛАТ (финик. букв, «хозяйка», «владычица»), в западносемитской мифологии прозвище богини покровительнице местности. Позднее «госпожа Б.» становится одним из верховных божеств, владычицей города, имевшая развитый культ.