Алгоритм помощи при приступе панкреатита 28 страница
АРОМАТЫ (Исх 25.6; 4Ц 20.13; 2Пар 32.27; Есф 2.12; Песн 4.10.16; Ис 39.2; Мк 16.1)—специи или вещества с сильным благовонным запахом (благовония), которые в Библии упоминаются под следующими наименованиями:
(название) (назначение)
аир (благовонный) - миро,
алой - душистые составы,
благовонное дерево - благовонные вещества,
касия - миро, душистые составы,
корица - миро, душистые составы,
ладан (ливан) - курение,
мирра (см. смирна ниже),
нард - миро,
ониха - курение,
смирна (мирра) - миро, душистые составы,
стакти - курение,
стиракса - благовонные вещества,
халван - курение,
шафран - душистые составы.
Вещества эти употреблялись (как указано выше) для приготовления священного мира, курений и душистых составов (для ароматизирования одежд, помещений и приготовления мастей). Некоторые из этих веществ добывались в самой Палестине, но большинство доставлялось из Аравии, Африки, Индии. Ароматы как драгоценность хранились при царском дворце и храме (1Пар 9.29). В некоторых местах названия ароматов в русской Библии переведены произвольно. Например, в Быт 37.25 словом «ладан» переведено то же слово, которое в Мф 2.11 переведено как «смирна», а общее понятие «благовония» в двух местах переведено словом «стиракса».
АРОНИЯ– собирают цветки растения во второй четверти Луны от полудня до заката Солнца. Используют в колдовстве в качестве оберега от воров. Высушенные цветочки заваривают и бросают в том месте, которое хотят уберечь от кражи. Заговор на цветки аронии:
«Я есмь камень, я есмь огонь, вор, моего места не тронь. Если, ты вор, в это место войдешь, именем Аналои погибель найдешь. Огонь охватит, камень задавит, вора погибнуть заставит. Во имя. Отца, и. Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
АРСА (восторг, восхищение) (3Ц 16,9)—начальник дворца царя израильского Ваасы, в доме которого Вааса был умерщвлен.
АРТА Арта - в древнеиранской мифологии дух огня и олицетворение правды. Высшее рождающее начало, мать мира, праведность.
АРТАВАЗД (возможно, от авест. ашавазда, «бессмертный»), мифологический персонаж армянского эпоса «Випасанк», сын царя Арташеса. А., не найдя места для своего дворца в основанном его отцом городе Арташат, отнял у вишапов их владения к северу от реки Ерасх (Араке). Восставших против него вишапов, включая их предводителя и отца Аргавана, он истребил. Когда умер Атрашес, А. позавидовал посмертной славе отца, за что был им проклят. Однажды во время охоты он был пойман каджами, закован в цепи в одной из пещер Масиса. Две собаки непрерывно грызут его цепи, а А. силится выйти из пещеры и положить конец миру. Но от звука ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются (поэтому, чтобы укрепить цепи А., по воскресеньям кузнецы трижды ударяют молотом по наковальне). Встречаются иные мифы об А., по одному из них А. выкрали младенцем вишапиды (женщины из рода Аждахака) и на его место положили дэва (злого духа), согласно другому, — при самом рождении А. вишапиды околдовали его, отсюда — его злой нрав. В другом варианте мифа главный персонаж — сумасшедший сын армянского царя А., Шидар, который, вопреки воле отца, после его смерти объявил себя царём. Именно он оказывается закованным в цепи (повторение сюжета, ранее связанного с А.). В некоторых версиях Шидар — прозвище А. Имеется архаический вариант мифа, в котором некий герой А. заточён злыми духами, но когда-нибудь он высвободится и овладеет миром. В этом мифе, по-видимому, выражалась надежда армян на освобождение их страны от иноземного ига. Миф о закованном цепями А. первоначально, вероятно, был вариантом распространённого у многих народов мифа о прикованных к горе героях. В дальнейшем образ А. претерпел изменения под влиянием иранского мифа о борьбе злого Заххака с Феридуном; отсюда в различных вариантах сказаний «Випасанка» выступает двойственный характер А.: он — то герой, то дэв. Образу А. посвящено стихотворное произведение И. Иоаннисяна «Царь Артавазд».
АРТАКС`ЕРКС—общее наименование нескольких персидских царей. В период от Зоровавеля до Неемии Персией правили следующие цари:
• Кир (536-529 гг. до РХ),
• Камбиз (529-522 гг. до РХ) (Езд 4.7,8,11,23),
• Дарий 1 Гистасп (522-485 гг. до РХ) (см. Дарий),
• Ксеркс (485-465 гг. до РХ) (Есф 1.1,2),
• Артаксеркс 1 Лонгиман (длиннорукий) (465-425 гг. до РХ) (Езд 6.14; 7.1,7,11,21; 8.1; Неем 2.1; 5.14). (См. также Персия)
АРТЕМИДА — этимология неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца», в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра- близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф — своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак. Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра. А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв. А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами. Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотни- ца Бритомартис. Древнейшая А. — не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами. Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис — «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов — Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой. Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. — девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь. Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями. Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами. Она же убила свою спутницу нимфу — охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё, так же как и охотника Ориона. А. Эфесская — покровительница амазонок. Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.- луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона. В героической мифологии А. — участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. — враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона. Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и А. В римской мифологии А. известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.
АРТЕРИИ –кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца к органам, богатую кислородом.
АРТЕРИАЛЬНЫЙ ТРОМБОЗ – медленно развивающая закупорка артерии в следствии артериосклероза.
АРТЕРИОСКЛЕРОЗ– старое обозначение различных хронических заболеваний артерий, выражающееся в из утолщении и уплотнении. Наиболее часто встречается атеросклероз, выражающийся в отложении липидов (преимущественно холестерина и его соединений) во внутренней оболочке артерий с развитием соединительнотканных бляшек, отложением в них извести, образованием тромбов. Отложение белковых веществ в стенках мелких артерий, что также вызывает их сужение иногда до полного закрытия просвета с последующей атрофией органов. Склероз артерий на почве их хронических, воспалительных изменений.
АРТИШОК – в колдовском деле служит для снятия порчи-нестоячки или если муж перестал исполнять супружеский долг. Собирают корни артишока, когда Солнце находится в пятом знаке Весов. При колдовстве на артишок читают так: «Тело бело, стой, не ломайся, перед женской похотью не сгибайся. Корень из корня в корень перейдет, а мою плоть ни один колдун не перебьет. Ключ, замок, язык. Аминь».
АРТ-ТЕРАПИЯ—метод лечения посредством художественного творчества.
Арт-терапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.
Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей — это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся — задача арт-терапии.
Одним из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество — является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение.
Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата арт-терапии имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления, мобильность.
Арт-терапия опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью арт-терапии глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а переводятся в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.
Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического здоровья.
АРТРИТ – воспаление суставов острого и хронического характера. Вызывается инфекциями (ревматической, туберкулезной, сифилитической, тифозной), расстройством обмена веществ (подагрический, эндокринный А.), ушибом или ранением (травматический А.), нервными заболеваниями.
АРТУР, одна из этимоло- гий — от кельт. «медведь») герой кельтской мифо-эпической традиции, впоследствии персонаж европейских средневековых повествований о рыцарях Круглого стола, Граале и др. («артуровские легенды», «артуровский цикл сюжетов»). Образ А. принадлежит кельтской традиции в двух отношениях: наличия его реального исторического прототипа и участия в складывании легенды о короле А. (далеко вышедшей за рамки деятельности реального лица) тем и мотивов кельтской мифологии. Хотя наиболее прочно традиция об историческом А. укоренилась в юго-западной Британии, самые ранние упоминания ассоциируют его с севером острова, где А., знатный вождь кельтов-бриттов, был в кон. 5 — нач. 6 вв. одним из предводителей их борьбы против англосаксонского вторжения в Британию. В последующие века образ А. бытует преимущественно в валлийской традиции, приобретая (у Ненния, автора исторической хроники Британии, рубеж 8 — 9 вв., в «Триадах острова Британии», в валлийской повести «Куллох и Олуэн», в сочинениях английского хрониста 12 в. Джефри Монмаутского) существенно новый облик: из кельтского военного предводителя он превращается в мудрого короля, окончательно устанавливается его происхождение от короля Утера Пендрагона и Игрейны, число его подвигов и выдержанных им сражений и т. д. Облик А. и события, в которых он участвует, пронизываются множеством элементов кельтской символики и мифа. Не позднее 11 в. легенды об А. широко распространяются на континенте среди кельтского населения Бретани, а затем воспринимаются и во многом переосмысливаются средневековой рыцарской литературой. Историческая реальность А. отступает на второй план, на предания об А. заметное влияние оказывают куртуазная рыцарская среда и мир христианских представлений, происходит циклизация легенд об А. с другими сюжетами (о Граале и др.). Мир артуровских легенд сам приобретает мифологические черты. При этом образ А. оказывается в центре «кельтского варианта» имеющей широкое распространение мифилогемы о правителе мира, деградации и фатальной гибели его царства, несмотря на поиски очищающего контакта с неким универсальным принципом (в данном случае Граалем). Гибель и исчезновение правителя оказываются всё же временными, и мир ожидает его нового появления. Мифологема становится полем для органичного слияния элементов разных традиций при огромной роли собственно кельтской.
По легенде, А. утвердил своё владычество над Британией, сумев вытащить из-под лежащего на алтаре камня чудесный меч или добыв при содействии мага Мерлина, валлийского Мирддина, меч владычицы озера, который держала над водами таинственная рука (название меча «Экска- либур», валлийск. — меч Фергуса, героя ирландских саг, или чудесный меч Нуаду, один из талисманов ирландских Племён богини Дану). Он основывает резиденцию в Карлионе, отмеченную явной символикой центра мира, таинственного и труднодостижимого. Во дворце А. (Камелоте) установлен знаменитый Круглый стол (сведения о нём впервые появляются у авторов на рубеже 12 и 13 вв.), вокруг которого восседают лучшие рыцари короля. Центром пиршественного зала был добытый А. при путешествии в Аннон (потусторонний мир) магический котёл (символика магического котла играет большую роль в ирландской мифологии). Кульминация многочисленных подвигов рыцарей короля — поиски Грааля, героями которых были прежде всего Персеваль (валлийск. Передур) и Галахад. Закат королевства, гибель храбрейших рыцарей знаменует битва при Камлане, где А. сражается со своим племянником Мордредом, который в отсутствие короля посягнул на его супругу Гиньевру (валлийск. Гвенуйфар); Мордред был убит, а смертельно раненный А. перенесён своей сестрой феей Морганой (предтеча этого образа — ирландская богиня войны и смерти Морриган) на остров Аваллон, где он и возлежит в чудесном дворце на вершине горы (ранняя традиция валлийских бардов не знает родственных отношений А. и Мордреда, как и предательства последнего, а сообщает лишь, что оба пали в битве при Камлане).
АРФАКСАД(Быт 10.22,24; 11.10-13; 1Пар 1.17,18; Лк 3.36)—один из сыновей (потомков) Сима, сына Ноя, предок Авраама и Иосифа в родословии Иисуса Христа, родоначальник некоторых племен, населявших Халдею.
АРТХА –Космический ум сам в себе есть как познающий субъект (грахака), так и познаваемый объект (грахья), ибо он еще не проектировал свою мысль в мир материи: ум как субъект познающего есть шабда, а ум как познаваемый объект, то есть ум в форме объекта, есть – артха. Этот шабда, называемый мадьхьяма – шабда, есть «внутреннее именование» или «скрытая речь».
АРТХА – МАНТРА – смысл мантры : надо знать смысл и назначение, цель мантр (особенно биджа-мантр) и углублять свои познания в этой области с помощью изучения Писаний, указаний учителя и советов более опытных подвижников.
АРУНА –Питха Шакти бога огня: Пита, Швета, Аруна, Кришна, Дхумра, Тивра, Спхулингини, Ручира, Джвалини. Питхамантра: «Ом поклонение местопребыванию бога огня». Выполнив все необходимые ньясы, преданный погружается в медитацию на бога огня, пребывающего в его теле.
АРУНА (хетт. Агипа, «море», «океан», родственно др.-инд. агпауа, «море»), в хеттской мифологии бог моря (мировой океан). Обычно упоминается в конце перечислений богов пантеона. Сохранился миф эпохи Древнего царства о том, как А., поссорившись с людьми, увёл к себе бога солнца (известен и более поздний, переведённый с хуррит- ского текст, согласно которому тот сам приходит в гости к А.). Бог грозы посылает бога плодородия Телепинуса вернуть его, и А., испугавшись, возвращает бога солнца и отдаёт свою дочь в жёны Телепинусу.
АРУНА (др.-инд. Агипа, собств. «красноватый»), в ведийской и индуистской мифологии божество рассвета; в этой его функции ему предшествовала Ушас. Представлялось в виде колесничего Солнца, пребывающего на Востоке. А. известен главным образом из эпоса. А. — сын Кадру или Дану (в пуранах) и Кашьяпы, внук Дакши. В «Махабхарате» (I) мать А. Вината разбивает в нетерпении снесённое ею яйцо, где находился наполовину развившийся А.; он проклинает её за своё уродство и предрекает ей рабство. Другие имена А. — Ариш- танеми, Румра и др.
АРХАНГЕЛЫ (греч. ангелоначальники»), в христианских представлениях старшие ангелы, в системе ангельской иерархии, разработанной византийским богословом Псевдо-Дионисием Ареопагитом (5 — нач. 6 вв.), А. — восьмой из девяти чинов ангельских (занимают иерархическое место ниже властей и выше собственно ангелов). Термин «А.» появляется впервые в грекоязычной иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод «Книги Еноха» 20, 7) как передача выражений вроде ваг («великий князь») в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов; затем этот термин воспринимается новозаветными авторами и более поздней христианской литературой. Древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, говорит о семи А.; ср. также зороастрийское представление о семи Амеша Спента; из них общераспространённая ортодоксальная традиция называет по именам трёх. Это Михаил — небесный «архистратиг» (греч. «верховный военачальник»), полководец верных богу ангелов и людей в космической войне с врагами бога, победоносный антагонист дьявола (Апок. 12, 7), покровитель и как бы ангел-хранитель «народа божьего» (в Ветхом завете — Израиля, в Новом завете—«воинствующей церкви», т. е. совокупности всех верующих); Гавриил, известный преимущественно своим участием в благовещении; Рафаил — А.-целитель, спутник Товии из ветхозаветной Книги Товита. В позднеиудейских и христианских апокрифах встречаются и другие имена: Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Изображение А. в искусстве см. в ст. Ангелы.
АРХАТ(санскр. освобожденный) – в буддизме человек достигший верного понимания природы Запредельного, таким образом готовый к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти «оков», к-рые все еще ограничивают его: от желания пребывания в форме, от желания бытия вне формы, духовной гордыни, самолюбия и последних проявлений неведения и ошибочности. Для достижен6ия условий, определяющих статус А., ученик должен отбросить пять более простых оков: 1) идею важности тела и чувства привязанности к нему; 2) сомнения и неуверенность относительно пути освобождения; 3) Зависимость от внешних правил и обычаев; 4) и 5) положительные и отрицательные оценки, являющиеся следствием прежнего опыта и проявляющиеся как импульсивные привычки и действия в настоящем. Тем самым, обычный человек должен освободиться от пяти объективных ограничений, а А. – от пяти субъективных (см. боддхи). А. тот, кто устранил мешающие эмоции и неведение, вынуждающие его оставаться в сансаре и достиг прекращения собственных страданий. К числу А. относятся ближайшие ученики и последователи Будды, в традиции Хинаяны их насчитывается 16-ть, в Махаяне - 18-ть. А. также входит в число эпитетов Будды. В Хинаяне А. более популярны, чем в остальных направлениях буддизма. В Махаяне путь А. – это часть пути Бодхисатвы.
АРХЕ(др. греч. начало, принцип) – термин др. греч. философии. В дофилософском употреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространственном или временном смысле; 2) начало как причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. Процесс терминологизации А. как «первоначала» произошел в 1У в. до н.э. и в дальнейшем широко использовался др. греч. философами (Платоном, Аристотелем и др.).
АРХЕЛАЙ, в греческой мифологии сын одного из потомков Геракла Темена. Изгнанный своими братьями из Аргоса, А. пришёл в Македонию, где правил царь Киссей. Когда враги окружили его царство, он обратился за помощью к А., пообещав ему в награду за спасение свой город и царство. А. победил врагов Киссея и спас его. Однако, попав под влияние своих советников, Киссей решил не выполнять обещание, а убить А. На пути, по которому А. возвращался, была вырыта яма, её наполнили горячими углями и прикрыли лёгкими ветвями. Предупреждённый оракулом об опасности, А. избежал западни и отправился по дороге, которую указала ему коза. Дорога привела А. к месту, где он основал город, названный им Эга («коза»). А. считался мифическим предком Александра Македонского.
АРХЕЛАЙ (начальник, главный) (Мф 2.22)—сын и преемник Ирода Великого, жестокий правитель Иудеи, Идумеи и Самарии. По жалобе иудеев был сослан римским императором в Виенну (Галлия, нынешняя Франция), где и умер. (См. Ирод).
АРХЕОЛОГИЯ– наука, изучающая по памятникам материальной культуры прошлое человеческого общества. Основной способ открытия и изучения археологических памятников – это раскопки. По ископаемым орудиям труда оружия и утвари А. установила существование трех сменявших друг друга периодов (веков) в истории человечества – каменного, бронзового и железного; соответственно особенностям развития техники ввела ряд более дробных подразделений этих периодов (веков) на «эпохи» и «культуры».
АРХЕТИП(греч. arche – начало, typos – образ; первообраз) понятие восходящее к традициям платонизма и неоплатонизма, играющее главную роль в «аналитической психологии» К. Г. Юнга. Под слоем «личностного бессознательного», составляющего основной предмет изучения в классическом психоанализе З. Фрейда, Юнг обнаружил «коллективное бессознательное», трактуемое им как общечеловеческое основание «грибница» душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном Фрейда основную роль играют «комплексы» (комплекс Эдипа, комплекс неполноценности) то структурообразующими элементами коллективного бессознательного, согласно Юнгу, являются А. – универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподобляет их осям кристалла); другое дело архетипические представления (символы), как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы – есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия, по мысли Юнга, выстраивают «защитную стену» символов, позволяющую сознанию ассимилировать опасную самостоятельную энергию бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов, Юнг усматривает инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагменты древних эзотерических систем.
АРХЕТИПЫ(от греч. arche — начало + typos — образ) — элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы — способ связи образов, переходящих из поколения в поколение.
Говоря об архетипах речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях (Большая мать, Мудрый старик).
Согласно Юнгу, архетипы представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.
Архетипы — это врождённая, проявляемая в виде инстинктов, и приобретённая воспитанием и образованием внутренняя суть человека.
Архетипы умнее и первичнее человека. Сложность их неисчерпаема. Согласно теореме Гёделя, вы никогда не познаете их, пока они сами не снизойдут до вас. Они говорят с тем, с кем хотят.
Набор архетипов ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимание людей.
АРХИПП (Кол 4.17; Флм 1.2)—сподвижник ап. Павла; член дома или даже семьи Филимона, может быть его сын.
АРХОНТ –влиятельное должностное лицо в Древнем Риме и в Византийской империи.
АРХОНТЫ (греч. «начальники», «правители»), в христианских представлениях (особенно у гностиков) духи-мироправители. Мысль о том, что земля до эсхатологической катастрофы находится во власти могущественных и таинственных, враждебных богу и человеку существ, довольно отчётливо выражена в канонических новозаветных книгах: сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в традиционном переводе — «князь мира сего»); речь идёт о духовной войне верующего на стороне Бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов», «начал» и «властей» («сил») отлучить христианина от любви божьей (Рим. 8, 38—39; «начала», как и «начальства» в Эфес. В ортодоксальной христианской системе А. безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги дьявола, как и он сам, они выступают как антагонисты бога-творца. Напротив, в гностических представлениях А. рассматриваются, во-первых, как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена «совершенным» гностиком, но находится с замыслами бога в очень сложных отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и нравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой своей двуединой роли А. у гностиков сливаются с Яхве — богом Ветхого завета). Это особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает Ветхий завет как продукт инспирации со стороны семи А. (седьмица — космическое число, ср. также иран. Амеша Спента, христ. архангелы), между которыми поделены как имена и эпитеты библейского единого бога, так и имена ветхозаветных пророков (Иао, т. е. Яхве, «говорил» через Самуила, Нафана, Иону и Михея, Саваоф — через Илию, Иоиля и Захарию; верховный среди А.— Иалдаваоф, рассматриваемый как отец превзошедшего его Иисуса Христа,— через Моисея, Иисуса Навина, Амоса и Аввакума и т. д.). У офитов (ранняя гностическая секта) А. имеют отчасти имена архангелов и зооморфное обличье; у Михаила лик льва, у Сури- ила — быка, у Рафаила — змия, у Гавриила — орла, у Фавфаваофа — медведя, у Ератаофа — пса, у Фарфаваофа или Оноила («ослобог») — осла; между этой семёркой А. стихии и народы поделены по жребию. Верховный отождествляемый также с Абраксасом, дух космического целого, не будучи абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечно превосходящего его абсолютного Бога, за которого принимал самого себя; вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его мудростью и благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ верховного А. раздваивается на «великого А.», царившего от Адама до Моисея, и «второго А.».