Развитие проблем психологии личности в 80-90-е годы 4 страница

Однако общим достоинством отечественной психологии при сложности развертывания социально-психологических исследо­ваний на реальных объектах является ее нарастающее практи­ческое значение: от рекомендаций тем или иным коллективам, включая попытки обобщения таких рекомендаций, до введе­ния — институционализированного — официальной должности социолога (с приписанием ему социально-психологических фун­кций) или даже социального психолога на предприятиях.

Особой проблемой, которая требует сегодня своего осмысле­ния, является не столько дискуссия по поводу определения пред­мета психологии, в которой, на наш взгляд, в каждом из под­ходов были расставлены свои взаимодополняющие акценты, в целом отражающие сложность предмета социальной психологии, сколько методологические проблемы социальной психологии, связанные с марксизмом-ленинизмом. На протяжении всего исторического периода развития отечественной социальной пси­хологии до 90-ых годов (за исключением периодов «влюбленно­сти» в американскую социальную психологию) отечественная наука в основном шла по форватеру, намеченному советской идеологической интерпретацией социальных явлений. Сегодня стоит задача не просто откинуть этот период как недействитель­ный, а осмыслить те специфические образования, которые воз­никали в условиях социалистического принуждения к труду, но тем не менее порождали социально-психологические отношения, построенные отчасти на энтузиазме (в 30-ых годах), а затем на отношениях взаимно-ответственного типа (в 40-60-ых гг.). Не­сомненно, что эти отношения были основаны на отмеченных Лениным принципах социалистического соревнования, на иде­ализации отношений коллективизма и идеалах коммунизма.Од­нако, эти отношения постепенно подчинялись принципам и практике тоталитаризма, которые сделали труд добровольно-принудительным, часто лишенным всякой мотивации, а меж­личностные отношения в «коллективах» отчужденными, или противоречивыми (конфликтными). Иными словами, необходи­мо ретроспективно проанализировать те формы организации тру­да, которые на определенном историческом этапе действитель­но были связаны с позитивными межличностными отношения­ми, и степень реального позитивного влияния советской идеологии через социальную психологию до того момента, ког­да оно превратилось в свою противоположность.

На сегодняшний день при наличии множества частных на­правлений в социальной психологии в качестве основных могут быть названы следующие проблемы: проблема методологии, те­ории, предмета социальной психологии, проблема групп и кол­лективов, (включающая подпроблемы — трудовых коллекти­вов, т. е. организации труда и типа отношений в производстве и производственных коллективах, и производных явлений — климата, социалистического соревнования и динамики межлич­ностных отношений), проблема межличностных отношений и об­щения, проблема совместной деятельности и разных форм ее организации, соотношения совместной деятельности и внутригрупповых отношений, примыкающие к ним проблемы социаль­ной психологии управления и руководства (типы личности ру­ководителя), проблемы социальной психологии личности, соци­альной регуляции поведения и связанный с ними круг явлений социальных установок, активности, оценивания, ценностей и норм. Более самостоятельную проблемную область представля­ет сегодня этническая психология и психология национальных конфликтов, что вписывается в проблематику больших групп, слоев, сословий и т. д.

Характерной чертой развития отечественной социальной пси­хологии являются ее непосредственные контакты с социологи­ей — исследованиями и теорией Ядова, Парыгина и др. в Ленин­граде, Г.В.Осипова и др. в Москве. Гораздо меньше социальная психология контактировала с областью исторического матери­ализма, который в 60-ых годах уже переживал период переоцен­ки ценностей и отхода от классического марксизма. Тем не ме­нее именно марксистская теория в ее «чистом», а не из вторых рук заимствованном виде оказала влияние на социальную пси­хологию. Положение о роли общественных отношений и пози­ции в них личности, выдвинутое еще Рубинштейном в 30-ых годах, и концепция коллектива Макаренко стали общей мето­дологической идеей для общей и социальной отечественной пси­хологии. В 60-ых годах был конкретизирован методологический принцип соотношения индивидуального и общественного на основе аутентичного Марксу понимания (Абульханова, Ломов). Этот методологический принцип позволил связать психологию личности как раздел общей психологии с социальной психоло­гией, именно поэтому проблема социальной психологии лично­сти остается и поныне связующим звеном этих областей. Одна­ко, в силу того, что в историческом материализме постепенно шло изменение взгляда на природу общественных отношений, включающих личности не только как объектов, но и как субъек­тов, а расцвет конкретной социологии не привел, тем не менее, к изучению их реальной сущности и динамики при социализ­ме, в силу этого социальная психология не имела отправных со­циально-теоретических ориентиров для своего исследования. Подводя итоги, можно сказать, что марксистское положение об общественных отношениях перестало быть принципом для ис­следования конкретно-исторических общественных отношений (при социализме), но парадоксальным образом в силу своего, ставшего достаточно абстрактным характера оказалось позитив­ным методологическим ориентиром для выявления обществен­ной сущности личности.

Остальные методологические принципы социальной психоло­гии, перечень которых дается в обзорной статье Шороховой [115, с. 35-36], не сыграли в социальной психологии, на наш взгляд, такой конструктивно-операциональной роли, какую выполни­ли перечисленные выше методологические принципы в общей психологии и психологии личности. Принципы партийности и гуманизма общественного развития служили скорее вывеской ее идеологической лояльности.

Дифференцирующей тенденции в развитии социальной психо­логии, особенно проявившейся в восьмидесятых-девяностых го­дах, не соответствовала интегративная синтезирующая (тенден­ция). Синтез осуществлялся скорее между общей и социальной психологией в форме выделения пограничных проблем, к числу которых, кроме упомянутой социальной психологии личности, относились проблемы общения и совместной деятельности.

Еще Поршнев, стоявший у истоков возрождения социальной психологии начала 60-ых г., предпринял глубокий анализ пси­хосоциологии как учения об особенностях психологии людей, определенных конкретными историческими условиями их бы­тия [75]. Разработка некоторых проблем отечественной социаль­ной психологии фактически шла по типу психосоциальной и вскрывала особенности уникальных явлений, поскольку нигде, кроме как в странах социализма, не существовало таких добро­вольно-принудительных форм побуждения к труду, организации взаимодействия в группах, соревнования и т. д. Однако, их ин­терпретация не осуществлялась в соответствующем ключе. И только в настоящее время частично под влиянием идей совре­менной французской психосоциальной науки [23, 49], частич­но интуитивно, предметом исследования становятся те самые психо-социальные явления, которые выражают специфику от­ношений и социальных процессов, происходящих именно в на­шем обществе. Этот момент, когда радикально изменилась сущ­ность социальных отношений и социальной психологии отдель­ных слоев общества, является глубоко проблемным для отечественной социальной психологии. Сравнивая прошлые, ка­залось бы, хорошо изученные, сложившиеся при социализме и складывающиеся сегодня отношения, она, наконец, может ис­ходить не из социального идеала (или догмы), какими были ком­мунизм и социализм, а из существующей реальности, пока не поддающейся социальной интерпретации и заодно проверить «валидность» (в широком смысле слова) всех теоретических моделей, схем и объяснительных принципов, заимствованных из мировой социальной психологии. Представляется, что сегод­ня спор о точности понятий, в частности, например, о том, как соотносятся общественные отношения, межличностные отноше­ния, общение и т. д., является, на наш взгляд, второстепенным в сравнении с собственно исследовательскими задачами изуче­ния новой социально-психологической реальности. Данное на­правление и является наиболее оригинальным и перспективным для судьбы отечественной социальной психологии.

Подводя некоторые итоги вводной характеристике социаль­ной психологии, нужно, повидимому, отличать круг проблем, которые составляют ее предмет, от проблем ее состояния и раз­вития как науки. Несмотря на огромный удельный вес в ней методологии, последние проблемы совершенно не отрефлексированы. Наличие в ней дискуссий свидетельствует об определен­ной свободе развития (дискуссии имели место в первый и во второй период ее становления). Однако реализация в ней мето­дологии марксизма не привела к проблемности как гипотетическому типу знания, а вела к постулированию, констатированию проблем, их факторизации.

Важной особенностью развития социальной психологии ока­залось то, что она возникла до эпохи тоталитаризма и возроди­лась, когда последний уже шел к закату, поэтому она пострада­ла от тоталитаризма не столько идеологически, сколько столк­нувшись со сложностью и двойственностью порожденных им социальных явлений.

Как отмечалось, ее особенностью оказалось двойное «граж­данство» — категориально-понятийный аппарат имел отече­ственное и «импортное» происхождение, но только в исключи­тельных случаях осуществлялось их согласование.

Наши рекомендации