Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение
Семинар 3. Деятельность и общение.
Вопросы для обсуждения:
1.Активность. Понятие о деятельности.
2.Структура деятельности. Виды деятельности (игра, учение, труд).
3.Происхождение внутренней деятельности. Личность и деятельность.
4.Общение, его функции и виды. Средства общения.
Терминологический тезаурус: активность, действие, деятельность, игра, интериоризация, операция, труд, учение, цель, экстериоризация, общение: межличностное, межгрупповое; процессы: коммуникация, интеракция, социальная перцепция.
Семинар 4. Психологическая характеристика личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Соотношение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.
2. Закономерности зарождения, развития и формирования личности.
Роль среды, наследственности и активности самой личности.
3. Активность и самосознание личности. Самооценка. Уровень притязания.
4. Основные подходы к изучению человека.
Терминологический тезаурус: человек, индивид, индивидуальность, деятельностный подход, системный подход, движущие силы развития личности, активность, самосознание, образ «Я», самооценка, уровень притязания, рефлексия, внутреннее противоречие.
Семинар 5. Мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.
2. Психологические теории мотивации.
3. Мотивационное поведение как характеристика личности.
4. Эмоции и чувства человека. Виды эмоций. Высшие чувства.
5. Физиологические основы эмоций.
6. Психологические теории эмоций.
Терминологический тезаурус: мотивация, потребности, мотивы, направленность, самооценка, уровень притязаний, эмоции, чувства, воля, локус контроля, эмоции, чувства, воля, локус контроля.
Семинар 6. Познавательная сфера личности. Сенсорно-перцептивные процессы.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика познавательных процессов.
2. Сенсорно-перцептивные процессы. Понятие ощущения. Физиологическая основа ощущений. Работа анализатора.
3. Классификация ощущений. Сходство и различия ощущения и восприятия.
4. Восприятие. Свойства образа восприятия.
5. Восприятие времени, движения, пространства.
Терминологический тезаурус: ощущение, виды и свойства ощущений, анализатор, чувствительность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, абсолютный и относительный порог чувствительности, основной психофизический закон, восприятие, перцепция, апперцепция, целостность, константность, предметность, категориальность, избирательность, структурность восприятия.
Семинар 7. Познавательная сфера личности. Внимание. Память.
Вопросы для обсуждения:
1. Внимание. Особенность внимания как психического процесса.
2. Виды, свойства и функции внимания.
3. Развитие внимания.
4. Понятие память. Функции памяти.
5. Виды памяти. Процессы памяти.
6. Законы памяти.
Терминологический тезаурус: акцентирование, внимание, доминанта, память, амнезия, виды памяти, функции памяти, процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, теории памяти, законы памяти, закон Пьерона, закон Эббингауза, эффект ретроактивного и проактивного торможения, мнемотехнические приемы.
Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие мышление. Социальная природа мышления.
2. Виды мышления. Структура мышления.
3. Процессы мышления. Индивидуальные особенности мышления.
4. Понятие интеллект.
5. Понятие воображение. Виды воображения
6. Механизмы воображения. Функции воображения.
Терминологический тезаурус: мышление, гибкость мышления, критичность мышления, самостоятельность мышления, представление, абстракция, абстрагирование, анализ, обобщение, опосредование, понятие, разум, проблемная ситуация, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, воображение, творческое воображение, грезы, инсайт, мечты, агглютинация.