Протокол арт-терапевтической сессии №2
Имя и возраст: Лена А., 30 лет. Дата и время: 08.07.2012г./14.00
Семейное положение: замужем, двое детей (девочка - 9 лет и мальчик – 4 месяца)
Социальный статус: домохозяйка, имеет образование делопроизводителя (со слов клиентки)
Психологическая проблема и причина обращения: направлена специалистами отдела профилактики безнадзорности, наличие зависимости и трудности во взаимоотношениях с социумом.
Арт-терапевтическая методика: метафорические ассоциативные карты (Persona, Habitat, Cope, OH).
Ход арт-терапевтической сессии:
Ø Работа с метафорическими ассоциативными картами Persona и Habitat – техника «История болезни».
Период жизни/вопросы | № выбора МАК | Описание клиента | |
«PERSONA»(образ себя) | «HABITAT» ( «мостов» между жизненными периодами) | ||
| |||
1.1. Какие сложности, трудности Вы испытывали, какие изменения произошли в вашей жизни перед болезнью (инф-ция о членах семьи и отношениях с ними, жилищных условиях, изменениях в работе, потерях, появлении новых значимых людей)? | - Спокойная, замуж вышла, заботы только о муже. - Образование 11 классов, незаконченное педагогическое. - Забеременела, забот, хлопот стало больше. - Ребенок рос, д\с не было, занималась ребенком сама. - Ходила к бабке, Она сказала, что я все сильно близко к сердцу воспринимаю. Она мне посоветовала прогулки в лесу, «общаться» с деревьями – это силы дает. Какое-то время ее совет мне помогал. | ||
1.2. Что привело к болезни? | - Кредит на машину, - Умер второй ребенок, - Муж выпивал не часто, но запойно. | ||
1.3. Каких ресурсов (собственных сил и времени, помощи окружающих)? | - Не хватило собственных сил и времени, помощи окружающих. | ||
II. Образ себя во время болезни | |||
2.1. Где и как лечить? | В Нижневартовске, гипнозом | ||
2.2. Как отдыхать? | Бассейн, массаж | ||
2.3. Как эмоционально реагировали на болезнь? | Негативные воспоминания | ||
2.4. Какие чувства помогала выразить вам болезнь? | Открывалось второе дыхание. Силы прибавлялись к трудовой д-ти. | ||
2.5. Помогала ли вам болезнь чувствовать себя в безопасности? | - | ||
2.6. Предоставила ли вам болезнь возможность получить больше внимания и любви? | Да | ||
2.7. М.б. ,болезнь вам помогла чего-то избежать? | Нет | ||
III. Образ себя здоровой | |||
3.1. От чего отказаться и что приобретете за этот период? | От вредных привычек Здоровье | ||
3.2. Какие выводы сделали? | Больше уделять внимания себе и своим близким | ||
3.3. Какие выгоды и компенсации вы получили от болезни? | Больше внимания со стороны окружающих | ||
3.4. В чем заключается ценность полученного опыта? | - | ||
IV. Образ себя через несколько лет после выздоровления | |||
4.1. Какой вы видите свою жизнь через 1, 3,5, 10 лет после излечения? | - | - | |
4.2. Что изменится в вашем окружении (значимые лица, профессиональная д-ть, ключевые события)? | - Устроюсь на работу - Ребенок пойдет в д\с - Стремление заниматься интерне-бизнесом (продукция для автомобилей) | ||
4.3. В чем заключается ваша забота о себе (саморегуляция, самосохранение, самоутешение)? | - Научиться саморегуляции. - Отрегулировать режим дня - Найти хобби | ||
4.4. Каким образом вы радуетесь, жизни и получаете удовольствие от жизни? | - От благополучия близких - Успешных событий |
Итог: Выявлены три события (кредит на машину; смерть ребенка; редкие, но запойные явления у мужа), которые произошли в жизни клиентки с временными интервалами недостаточными для восстановления ее нервной системы и в итоге стали причинами возникновения зависимости. Клиентка определила цели, к которым планирует двигаться: закодироваться, научиться саморегуляции, устроиться на работу связанную с общением, устроить ребенка в д\с.
Ø Работа с метафорическими ассоциативными картами Cope – методика позитивного мышления «Превращения».
Негативный выбор МАК | Позитивный выбор МАК(ресурсы) | ||
№ | Описание клиента (перевод в позитив) | № | Описание клиента |
Возможность созерцать музыку не отвлекаясь на окружающих | Семья, когда все вместе, рядом муж | ||
Жизненный опыт | Занятия с детьми | ||
Выход всегда есть | Мечты и планы | ||
Обратиться за помощью в трудной ситуации | Радость от лета и отдыха | ||
Заняться планированием | Спорт |
Итог: Выявлены личностные ресурсы клиентки - семья, когда все вместе, рядом муж; занятия с детьми; мечты и планы; радость от лета и отдыха; спорт.
Ø Работа с метафорическими ассоциативными картами OH иРersona – техника раскладывания на субличности.
Социальные роли | № МАК | Слово МАК «OH» | Описание клиента: « Что и как нужно делать, чтобы эта роль успешно реализовывалась*?» |
Я жена | 30 - Рersona | надежда | ¾ Надежда умирает последней. ¾ Дом и его благоустройство, создание уюта и комфорта. |
76- OH | дом | ||
Я мать | 73- Рersona | радость | ¾ Радость от того что у меня есть дети. |
25- OH | ребенок | ||
Я просто женщина | 58- Рersona | привлекательная | ¾ Ухаживать за собой, следить за внешностью. ¾ Научиться саморегуляции |
82- OH | внешность | ||
Я забытая миром* | 47- Рersona | остановись | ¾ больница, смерть ¾ отрегулировать режим дня ¾ своевременно обращаться за помощью в критических ситуациях. ¾ Заняться хобби и спортом |
26- OH | отвращение |
*для этой роли в обратном направлении.
Итог: Клиентка описала свои направления деятельности для того чтобы успешно реализоваться себя как жена, мать и просто женщина, при этом роль «забытой миром» будет нивелироваться.
Выводы в завершении арт-терапевтических сессий: Выявлены три события, которые произошли в жизни клиентки с временными интервалами недостаточными для восстановления ее нервной системы и в итоге стали причинами возникновения зависимости. Клиентка определила цели, к которым планирует двигаться. Выявлены личностные ресурсы клиентки.
Рекомендации:
¾ Сотрудникам КДН и ЗП, а также специалистам отдела профилактики безнадзорности несовершеннолетних оказать помощь в организации посещения культурно-массовых мероприятий, бассейна, клуба «Дочки-матери», ЭЭЦ «Гармония», Музея «Освоение Севера» и др.
¾ Сотрудникам КДН и ЗП, а также специалистам отдела профилактики безнадзорности несовершеннолетних задействовать данную семью для участия в спортивных и творческих конкурсах.
¾ Клиентке необходимо ежемесячное посещение психолога центра или психонарколога ГБУЗ ЯНАО «ГБ».
Психолог