Регрессия, фиксация и патологическое образование конфликтов

Конфликты, ведущие к возникновению неврозов, развиваются в трехсторон­ней системе отношений; содержательно эти конфликты характеризуются жела­нием удовлетворения влечений или нарциссических потребностей с помощью противоречащих друг другу желаний зависимости и автономии. Формы инте­ракции, которые связаны с возникшими здесь невротическими попытками ре­шения, являются регрессивными по своей сути. Образцы объектных отношений, которые имеют значение для исходного конфликта, являются трехсторонними; в своем течении они определяются тремя объектами. Имеющиеся здесь конфлик­ты отношений связаны с вытеснением в аффективной системе, так, например, стесненность в выражении одного или нескольких аффектов, гиперинтенсификация или гипертрофия аффекта. Чтобы увидеть эти конфликты при диагности­ке, также необходима трехсторонняя ориентировка. При этом речь идет об

«• установлении особенного места этой личности в треугольнике (на каком месте она находится?);

• установлении инстинктивных и нарциссических потребностей, удов­летворения которых ждут друг от друга партнеры в треугольнике (что и от кого этот человек хочет?);

• установлении модели взаимодействия в треугольнике (как кто об­ращается с другими?);

• ответ на эти вопросы необходим для определения о готовности лич­ностей к переносу и действию» (Heigl-Evers und Weiderhammer, 1988, с. 127).

Первично такие конфликты возникают тогда, когда инстинктивные потреб­ности, нарциссические потребности, желания отношений в поле напряжения зависимости и автономии у ребенка на эдиповой стадии ведут к опыту, кото­рый имеет характер бедствия или катастрофы, так как они связаны с неперено­симым неудовольствием (страх или депрессивный аффект). При этом речь идет не только о кастрации или эдиповой вине, но и о повторении таких катастроф

– 130 –

преэдиповой фазы, как потеря объекта и потеря любви. Если это проявляется в дальнейшей жизни под влиянием отказов, которые делают возможным установление равновесия с помощью образования компромиссов, прежде всего, эффективной при этом защиты, то должны быть созданы и другие образования компромиссов, которые - поскольку они характеризуются усилившейся регрес­сией и формированием симптомов - обозначаются как патологические (Brenner, 1986). Чтобы предотвратить манифестации непереносимого неудовольствия, возникают образования компромиссов симптоматического характера, которые держат мобилизованный старый конфликт в отдалении от сознательного пере­живания.

Регрессивные процессы приводят к образованию невротических черт харак­тера или симптомов. По предложению Бреннера, они обозначаются как патоло­гическое формирование компромиссов, независимо от того, идет ли речь о сома­тических симптомах или о симптомах в форме черт характера или способов по­ведения. Бреннер пишет о возникновении невротических симптомов следующее:

«Каждый невротический симптом и каждая невротическая черта характера представляет собой образование компромиссов. Компро­миссы являются следствием психических конфликтов, причина ко­торых находится в детстве и к компонентам которых относятся де­риваты инстинктов, страх и депрессивные аффекты; эти конфлик­ты связаны с катастрофами детства, с защитой и проявлениями Су­перэго. Оба характеризуются избытком торможения, неудовольствия, недостатком удовлетворения, самодеструкцией и/или социальной дисгармонией» (Brenner, 1986, с. 179).

Исходя из современной точки зрения следует добавить, что не только страх и депрессивный аффект, но и стыд, вина и агрессивные аффекты исполняют функции сигналов, запускающих защиты.

При возникновении этих образований Эго играет решающую роль в каче­стве посредника. С помощью его защитной деятельности в отношении дериватов инстинктов, проявление которых на основании трагедий детства связано с непереносимым неудовольствием (страх/депрессивный аффект), создается кон­фликтное напряжение; одновременно оно посредничает в конфликте, который возник между дериватами влечений и Суперэго. Эго с помощью образования компромиссов пытается быть справедливым по отношению к участвующим кон­трагентам: к дериватам влечений, делая для них возможным удовлетворение, совместимое с требованиями Суперэго и необходимостью уменьшения неудо­вольствия наряду с защитой, по отношению к Суперэго, пытаясь соответствовать его требованиям, и, наконец, по отношению к собственным интересам, одним из которых всегда является учет внешней реальности. Если образование компромиссов ведет к достаточному учету участвующих контрагентов, клинически оно не проявляется; если такой учет не удается, тогда из-за сильного ограниче-

– 131 –

ния удовлетворение дериватов влечений слишком мало; в этом случае не проис­ходит достаточного снижения неудовольствия, развивается слишком сильное ог­раничение функций Это, все это приводит к самоповреждению и саморазруше­нию или к социальной дисгармонии. Патологическое образование компромис­сов возникает тогда, когда определяется невротический симптом. Из этого сле­дует, что в симптоме можно распознать участвующие компоненты, которые на­ходятся в напряжении по отношению друг к другу: прежде всего обремененный неудовольствием дериват влечений и направленная против него защита, а также проявления Суперэго (см, Arlow, 1963; Battegay, 1988; Brenner, 1986; Fenichel, 1974; Hoffmann, 1979; Hoffmann und Hochapfel, 1991; Kuiper, 1973; Loch, 1989; Mentzos, 1982; Mertens, 1981, 1990, 1991; Nunberg, 1959; Schwidder, 1972; Thomae und Kaechelle, 1985, 1988; Waedler, 1960).

Связанное с образованием симптомов регрессивное развитие в направле­нии заданных фиксаций будет в общих чертах рассмотрено ниже.

Наши рекомендации