Геном <-> мозг <-> тело <-> культурная среда <-> общество <-> Вселенная. 1 страница
Российская академия наук Институт психологии
В.Б.ШВЫРКОВ.
ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
НЕЙРОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
психики
Москва 2003
Издание второе, исправленное
В.Б.ШВЫРКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.
НЕЙРОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ. - М.: Институт психологии РАН, 2003г. — с.Издание второе, исправленное
ISBN-5-201-02192-1
В книге дан глубокий теоретический анализ методологических оснований разных направлений исследования в психологии и психофизиологии. Посмертное издание последней книги В. Б. Швыркова, в которой рассмотрены причины трудностей, возникающих при решении психофизиологической проблемы и изучении нейрональных основ психики и поведения с использованием структурно-функционального и коррелятивного подходов. Предложен путь решения этих и ряда других проблем на основе развитой автором и его сотрудниками системно-эволюционной теории. Книга адресована философам, психологам, психофизиологам, физиологам и специалистам смежных дисциплин.
Может быть использована в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «психология».
ISBN-5-201-02192-1
Утверждено к печати Институтом психологии РАН. Ответственный редактор: доктор психол. наук, профессор Ю.И. Александров.
© Швырков В.Б., 2003 г. © Институт психологии РАН, 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................ 7
Предисловие ко второму изданию……………………….
ВВЕДЕНИЕ................................................................................ 14
Развитие представлений о соотношении психики и мозга.....20
О самостоятельной общей психологии ......................................30
О самостоятельной нейрофизиологии .......................................34
О сопоставляющей психофизиологии ........................................38
Теория функциональных систем в психофизиологии. ............41
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ...................................... 51
Феноменология нейрональной активности в поведении..51 Объективное описание поведения .......................................64
Описание нейрональной активности. ..................................72
Поведенческая специализация нейронов как отражение истории формирования субъективного опыта.................... 77
Системно-селекционная теория обучения..........................85
Проекция структуры памяти на структуры мозга ..............96
Динамика состояния субъекта поведения ......................... 103
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД
К ИЗУЧЕНИЮ МОЗГА, ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ ............. 110
Эволюция, мозг и психика ................................................... 113
Общество, сознание и мозг.................................................. 120
ОБ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ
С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА (глазами психофизиолога) .................................................... 134
Развитие организмов и их соотношение со средой .......... 136
Развитие сообществ животных и правила поведения
в них.................................................................................... 141
Место человека в эволюции................................................. 143
Развитие человеческих обществ и понятий о жизненных ценностях ............................................................................... 147
Космическое обоснование общечеловеческих ценностей ............................................................................... 152
ЛИТЕРАТУРА....................................................................................... 156
ПРЕДИСЛОВИЕ
Автор этой книги, Вячеслав Борисович Швырков, родился в 1939 году. В 16 лет он пришел в лабораторию П.К-Анохина, одним из ближайших учеников которого впоследствии стал. Теория функциональных систем, развиваемая П.К-Анохиным и его школой, была для Вячеслава Борисовича больше чем просто научной концепцией. Она определяла не только постановку конкретных экспериментальных задач, которые он решал очень эффективно (первые публикации В.Б.Швыркова вышли в 1960 г., когда он был студентом 2-го курса), но и обусловливала в целом его понимание происхождения и организации Жизни, отношение к ней.
Вячеслав Борисович умел заражать энтузиазмом научного поиска и студентов, делающих первые шаги в науке, и подготовленных ученых. Уже в то время, когда он учился в аспирантуре под руководством П.К.Анохина, вокруг Вячеслава Борисовича начал формироваться коллектив единомышленников, ставший базой возглавленной им позже лаборатории «Нейрофизиологических основ психики» (Институт психологии АН СССР, затем РАН), которая была образована в 1972 году по инициативе и при участии П.К.Анохина и Б.ФЛомова.
Многолетние исследования Вячеслава Борисовича и его учеников привели к формированию новой дисциплины: системной психофизиологии, задачей которой является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Одним из наиболее важных этапных результатов на этом пути явилось решение психофизиологической проблемы, основанное на анализе с позиций теории функциональных систем материала, полученного в его
собственных экспериментах и в экспериментах его учеников. Суть этого решения состоит в том, что «психическое» и «физиологическое» являются различными аспектами описания единых общемозговых системных процессов. Принципиальное значение имело также установление в руководимой им лаборатории факта системной специализации нейронов, что открыло совершенно новые возможности экспериментального исследования индивидуального опыта человека и животных.
Верно оценить масштаб совершенного Вячеславом Борисовичем Швырковым — значит понять, что он осуществил истинный переворот в науке, создав не только новую дисциплину, но, по существу, новое мировоззрение, систему представлений, не сводимых к какой-либо из существующих отдельных областей науки.
Для большинства из тех, кто хотя бы раз побеседовал с В.Б.Швырковым или прочитал некоторые из его основных работ, было очевидно, с каким талантом, с какой выдающейся личностью они имеют дело. Однако, разработанная им парадигма, именно в силу ее принципиальной новизны, входила в противоречие с устоявшимися и широко принятыми в физиологии, психофизиологии и психологии представлениями. Рано или поздно ряду его коллег это противоречие становилось очевидно — обнаруживалось, что данная парадигма не просто заставляет модифицировать элементы «защитного пояса» их исследовательской программы, но покушается на «ядро» последней, на те аксиомы, которые лежат в основе всех их взглядов, научной «картины мира». Поэтому, а также потому, что Вячеслав Борисович был совершенно бескомпромиссным в научной полемике и, следовательно, не очень удобным человеком, он чаще слышал не аплодисменты, хотя и такое бывало, но сталкивался с более или менее эмоциональными возражениями или с раздраженным непониманием. Ему досталось не многое из того, что можно было бы назвать официальными регалиями. Впрочем, он был к ним достаточно равнодушен, хотя и понимал значение последних для выживания развиваемого им и его учениками направления.
Было бы явным упрощением редуцировать целостную систему представлений, разработанных В.Б.Швырковым, к одной теории. Вместе с тем следует отметить, что он сам считал своим основным научным результатом, центральным стержнем всего
мировоззрения системно-эволюционную теорию. Эта теория является развитием идей П.К.Анохина, причем развитием творческим, связанным с радикальной модификацией классической теории функциональных систем. Обоснованию системно-эволюционной теории и рассмотрению вариантов ее использования для решения центральных проблем психологии, психофизиологии, нейронаук посвящена эта книга, которую Вячеслав Борисович не успел завершить. Он умер 4 июня 1994 г.
После основного текста книги, подготовленного вчерне еще самим В.Б.Швырковым, приводятся с небольшими сокращениями две статьи автора, полностью опубликованные в «Психологическом журнале» (1988, т.9, № 1 и 1993, т.14, № 6). В них отражены результаты последних очень существенных теоретических разработок автора, дополняющих материал основного текста.
Думаю, что если бы Вячеслав Борисович, всегда очень тщательно работавший с рукописями, готовил книгу сам, он внес бы в итоговый вариант много изменений, упрощающих восприятие материала, убирающих некоторые подробности или, наоборот, дополняющих описание не очевидных логических переходов. Мы, его ученики, не сочли возможным вносить в текст какие-либо существенные изменения, кроме некоторых редакторских правок. Сохранены даже скобки, оставленные пустыми, как указание на намерение автора привести в данном месте ссылку.
В связи с отмеченными особенностями рукописи представляется полезным предварить текст кратким изложением системно-эволюционной теории, выделив те ее положения и связи между ними, которые считал основными Вячеслав Борисович. Надеюсь, что подобная логическая схема поможет читателю в работе с книгой.
В качестве наиболее важных элементов, составляющих фактическую базу системно-эволюционной теории, он рассматривал а) обнаружение специализации нейронов различной морфологической принадлежности относительно систем, складывающихся при формировании целостных поведенческих актов на разных стадиях индивидуального развития; б) обнаружение резерва молчащих клеток, из которых в процессе обучения в пробных актах отбирается новая организация нейронов, активность которых приводит к полезному результату; в) обнаружение факта одно
временной активации нейронов, принадлежащих к системам разного возраста, при реализации любого акта внешнего поведения.
Рассмотрение этих фактов в связи с данными и концепциями психологии, физиологии, этологии, генетики, социологии и др. позволило сформулировать следующие основные положения системно-эволюционной теории.
1) В соотношениях со средой любой организм реализует генетическую программу своего жизненного цикла. До появления нервной системы эти соотношения выражаются формулой:
геном <-> тело <-> среда. Развитие нервной системы, в клетках которой экспрессируется наибольшая часть генома, меняет эту формулу на: геном <-> мозг <-> тело <-> среда. Поведение поэтому можно определить как реализацию организмом генетической программы жизненного цикла, «экспрессируемой» в нейронах.
2) Нервная система оказывается при этом не «телом», а внутренним «субъективным экраном», образовавшимся в процессе эволюции между генетической программой и ее выполнением через телесные процессы и изменения внешних соотношений организма со средой. Нервные процессы — субъективное отражение внешних соотношений и регулятор телесных процессов. Для разделения нервных и психических процессов эволюционного основания не обнаруживается.
3) Нервная клетка является не «кодирующим элементом» или «сумматором», а организмом, обеспечивающим потребности своей генетической программы за счет метаболитов, поступающих от других элементов. Импульсная активность возникает при рассогласовании между синаптическим притоком метаболитов от других клеток и потребностями метаболизма самого нейрона. Таким образом нейрон реализует специфический для нервной клетки способ изменять свои соотношения с другими клетками и, в конечном счете, соотношения тела со средой, что может вести к изменению синаптического притока к данному нейрону.
4) Состав врожденных актов и отношения между ними отражают историю адаптивных соотношений организма со средой в эволюции. Нейроны, специализированные относительно этих актов, располагаются главным образом в древних структурах ЦНС
и в периферических нервных образованиях. В коре головного мозга наряду с нейронами, специализированными относительно врожденных актов, существует большой запас нервных клеток.
5) Эти клетки используются в формировании новых поведенческих актов. Из активирующихся в пробных актах наборов отбирается та совокупность прежде молчавших клеток, активация которых приводит к достижению полезного приспособительного результата. Фиксация новой системы осуществляется как специализация этих клеток относительно вновь формируемых систем и усиление связей между нейронами нового и уже усвоенного поведения. В отличие от инструктивно-селекционных теорий обучения настоящая гипотеза получила название системно-селекционной.
6) Накопленные в эволюции и в истории индивидуальной жизни животного системы поведенческих актов составляют структуру его субъективного мира. В этом системном внутреннем мире не обнаруживаются какие-либо специальные процессы «кодирования информации» или «нейрональные механизмы восприятия», процессы «управления движением» или «нейрональные механизмы регуляции движения».
7) Текущее поведение определяется составом одновременно извлекаемых из памяти систем разного возраста (т.е. сформированных на разных этапах индивидуального развития), закономерности отношений между которыми могут быть описаны качественно и количественно.
8) Формирование специфически человеческого сознания обусловлено развитием человеческого общества, что изменило соотношения организма (человека) со средой может быть даже больше, чем развитие в свое время нервной системы. Эти соотношения могут быть выражены формулой: геном <-> мозг <-> тело <-> культурная среда <-> общество <-> Вселенная. Поэтому с позиций системно-эволюционной теории объективные данные о структуре субъективного мира человека могут быть получены при анализе активности мозга в сопоставлении со структурой общественного сознания, часть которой усваивается отдельным человеком.
9) Элементы общественного сознания усваиваются конкретным человеком в процессах общения и деятельности и становятся индивидуальными знаниями. В том числе знаниями о «психи
ческих процессах», таких как ощущение, восприятие, воля, эмоции и т.п., которые в действительности являются элементами общественного сознания, выработанными обществом в практике соотношения со своими членами для характеристики их внешнего поведения. Не только этим, но и другим понятиям, характеризующим субъективную реальность в различных психологиях, по-видимому, соответствуют определенные состояния систем, из которых в действительности состоит субъективный мир человека. Эти состояния, а также «алгебра межсистемных отношений» могут быть исследованы системной психофизиологией.
Хотелось бы надеяться, что эта книга будет способствовать интеграции усилий специалистов разного профиля: психологов и психофизиологов, нейропсихологов и нейрофизиологов, генетиков, эволюционистов и др. для изучения мозговых основ психической деятельности и поведения. Методологической базой интеграции может служить системно-эволюционная теория.
проф. Ю.И. Александров
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ко второму изданию
Хотя с момента первого издания этой книги прошло не много лет, но ситуация в науке претерпела определенные изменения. Я считаю, что эти изменения позитивны. Содержание целого ряда теоретических и экспериментальных статей, появившихся за это время в научной периодике, в том числе в международных журналах с наиболее высоким импакт – фактором, позволяет сделать следующие утверждения.
· Очевидно наличие новой фазы движения нейронауки и психофизиологии от «стимульного» к «целевому» и «холистическому» детерминизму. Это движение еще не является мейнстримом, но оно набирает силу и получает поддержку авторитетных авторов (а, следовательно, «официализируется»).
· Настоящий этап развития, как это бывает при переходе от одной системы теоретических представлений к другой, характеризуется выраженной эклектичностью. Методологическая база подавляющего большинства работ представляет собой механическое объединение указанных выше видов детерминизма (о видах эклектики см. в «Системная психофизиология» //Психофизиология, под ред. Ю.И. Александрова, С-Пб, Питер, 2003, с. 265).
· Системная психофизиология, в основном преодолев эклектичность, существенно опередила нейронауку и традиционную психофизиологию на этом пути. Концептуальные переходы, которые уже совершили или совершают нейронаука и психофизиология, во многом повторяют путь, пройденный системной психофизиологией, исходные положения которой изложены в настоящей книге.
Если данная тенденция сохранится, то, учитывая пройденный системной психофизиологией путь, можно предположить, что нейронаука и психофизиология движутся от картезианского прошлого, через эклектичное настоящее к системному будущему. Посмотрим, где были, к чему уже пришли ик чему, если высказанное предположение верно, в будущем придут нейронаука и психофизиология в решении ряда своих ключевых проблем?
1) От рассмотрения механизмов поведения как сенсорных и моторных (соответствовавших афферентной и эфферентной частям рефлекторной дуги) нейронаука и психофизиология пришли к рассмотрению этих механизмов как сенсомоторных. В будущем, хотя и не ближайшем, нейронаука и психофизиология придут к пониманию того, что подобные «функции» (а также мотивационные, активационные и пр.) фиктивны и что следует изучать не «функции» отдельных органов или структур мозга в их традиционном понимании (как непосредственных отправлений того или иного, в том числе нервного, субстрата), а организацию целостных соотношений организма со средой. Преобладающим станет системное понимание функции. Под функцией будет пониматься достижение результата в соотношении индивида и среды, обеспечиваемое за счет организации активности элементов в системе.
2) В связи с динамикой, описанной в предыдущем пункте, осуществлялся и переход от представления о строгой локализации «функций» к представлениям о «динамической локализации» и «распределенной «системе». Этот переход часто оказывался и оказывается лишь декларативным. «Динамическая» локализация уступает место «строгой», когда речь идет о «классических «функциях»: зрительной, слуховой, моторной и пр. или когда анализируются конкретные мозговые механизмы «обработки и передачи информации», «генерации движений», объединения этих механизмов для организации действия. В будущем будет осуществляться переход к представлению о том, что поскольку функция системна, а системы - не сенсорные или моторные (а также и не сенсомоторные, см. п. 1), а общеорганизменные, постольку функция не может быть локализована в какой-либо структуре мозга (ни строго, ни динамически); она - общеорганизменная. При этом вопрос о различии роли отдельных структур мозга в обеспечении поведения будет формулироваться как вопрос о специфике «проекции» индивидуального опыта на структуры мозга.
3) От понимания механизма поведения как рефлекторной реакции нейронаука и психофизиология переходят к рассмотрению индивида как «реагирующего активно» или даже «реагирующего целенаправленно». Далее они придут к тому, что понимание, согласно которому живое при необходимости может заглядывать в будущее, но может и не делать этого (а реагировать), хотя и не противоречит логике обыденной науки, но не соответствует действительности. Опережающий характер отражения – принципиальная характеристика живого. Живая система любого уровня организации не может не заглядывать в будущее; больше того, как справедливо отмечал Р.И. Кругликов, все ее текущие деятельности носят «будущий» характер. В результате, вероятно, станет очевидно, что представление о «целевой» детерминации требует принципиального изменения описания соотношения организма и среды по сравнению со «стимульным» детерминизмом и не может быть с ним совмещено.
4) От нейрона, суммирующего входные воздействия на мембране, нейронаука и психофизиология перешли к представлению о нейроне как о сложном интеграторе входных воздействий, работа которого зависит от динамики внутринейронных метаболических процессов, истории собственной и пресинаптической активности и т.п. В будущем, хотя, по-видимому, и не ближайшем, представление о реакции нейрона как следствии интеграции входных воздействий сменится (именно сменится, а не дополнится) представлением о «целенаправленном» нейроне. Нейроне, который является не микросхемой, преобразующей входные воздействия, а живым «организмом в организме». Который не реагирует, а активируется, и не «в ответ на», а чтобы получить необходимые для его жизнедеятельности метаболиты.
5) От представления о научении как об улучшении проницаемости «мозговых пор» для «животных духов» (Р. Декарт), а также как о проторении и замыкании локальных рефлекторных дуг, нейронаука и психофизиология перешли к пониманию мозговых механизмов научения как сложной и модифицирующейся по мере консолидации памяти мозаике изменений нейроморфологии, синаптической «проводимости», экспрессии генов во многих «заинтересованных» структурах мозга. Далее будет осуществляться переход к представлению о научении как о системогенезе (возможно, будет использоваться и другой термин): образовании набора нейронов, специализированных по отношению ко вновь формирующейся системе, путем модификации клеток, отобранных а) из преспециализированных в раннем онтогенезе и б) из сформированных в процессе неонейрогенеза нейронов.
6) От представлений о нейронах, специализированных относительно сенсорных, моторных, активационных и пр. «функций» (см. п. 1) нейронаука и психофизиология, не отказываясь полностью от этих представлений, переходят к представлениям о нейронах, специализированных относительно разнообразных когнитивных «функций», эмоций, сознания, воображения, и пр., а также относительно отдельных аспектов поведения (таких как, например, его цель). Далее выяснится, что разнообразие свойств нейронов, позволяющее связывать их активность с реализацией все новых и новых «функций», объясняется специализацией нейронов относительно систем разной степени дифференцированности, сформированных на разных этапах индивидуального развития (см. п. 5).
7) От представления о кодировании сенсорных стимулов как последовательных этапах обработки информации в направлении от рецепторов к центру в настоящее время осуществляется смещение внимания на рассмотрение механизмов top-down регуляции. Можно полагать, что это смещение обусловит все большее включение в концептуальный аппарат науки концепций активности и предвосхищения, интенсификацию исследований эфферентных влияний на периферические элементы. В будущем нейронаука и психофизиология сделают, по всей вероятности, следующий шаг в данном направлении и примут, что, начиная с уровня рецепторов, нервные элементы, будучи специализированными относительно систем определенных поведенческих актов, участвуют в их обеспечении. При этом окажется, что представление о «целевой» детерминации приложимо как к уровню центральных, так и к уровню периферических элементов.
8) От согласующихся с рефлекторной теорией представлений о последовательном включении «афферентных» и «эфферентных», центральных и периферических структур в обеспечение развертывающегося поведения нейронаука и психофизиология переходят к представлению о синхронности работы мозговых структур как механизме, обеспечивающем восприятие, память, сознание и т.п. В будущем придет понимание того, что «афферентные» и «эфферентные», центральные и периферические структуры работают синхронно. Синхронно не потому, что это - способ улучшить проведение возбуждения между структурами или связать воедино разные параметры стимула, которые кодируются активностью удаленных групп клеток – детекторов соответствующих параметров, а потому, что элементы этих структур одновременно вовлекаются в обеспечении развертывания общеорганизменных системных механизмов поведения. И что восприятие, память, сознание и пр. – есть специальные способы описания разных сторон единого системного процесса – этого развертывания.
Эклектичность подхода современной науки к решению перечисленных выше и ряда других проблем была свойственна, как уже отмечалось выше, системной психофизиологии на предыдущих этапах ее развития. Имея это в виду, можно сказать, что настоящее современной нейронауки и психофизиологии находитсяв прошлом системной психофизиологии. Вероятно, в прошлом же системной психофизиологии,но, как правило, в менее отдаленном,а также в ее настоящемможно найти и будущеенейронауки и психофизиологии.
Что касается настоящего, основной базой для разработки системной психофизиологии является Лаборатория нейрофизиологических основ психики Института психологии РАН, которая была организована В.Б. Швырковым (подробнее см. Предисловие к первому изданию) и которой в 2000 году присвоено его имя.
Несмотря на широчайшее разнообразие методов, применяемых в лаборатории для решения конкретных задач, и использование в экспериментах как испытуемых, так и животных разных видов, отдельные задачи являются взаимозависимыми и взаимодополняющими и образуют целостную исследовательскую программу, в основе которой - единая методологическая база системной психофизиологии.
Это единство позволяет избежать эклектичности при интеграции данных, получаемых в результате исследований самого разного уровня:
от исследования
· клеточных и субклеточных механизмов формирования новых системных специализаций нейронов и межсистемных отношений в норме и патологии;
· генетической детерминации системной специализации нейронов;
· отражения динамики и истории обучения, а также межвидовых различий в системной организации мозговой активности;
· характеристик мозговых механизмов консолидации памяти, а также модификаций ранее сформированных элементов опыта во вновь формируемом поведении, в том числе механизмов “переноса” опыта;
до исследования
· системной организации операторской деятельности, а также связей между психофизиологическими показателями и устойчивыми показателями свойств индивидуальности;
· закономерностей формирования и реализации системной структуры индивидуального опыта в деятельности, предполагающей субъект-субъектные отношения у детей и взрослых, и социальных детерминант системной структуры индивидуального опыта.
Исследования, проводимые в рамках системной психофизиологии, позволяют получать оригинальные результаты, важные для психологии, психофизиологии, нейронауки и всего комплекса связанных с ними дисциплин. В том числе в последнее время эти исследования позволили:
· дать характеристику элементов системной структуры индивидуального опыта, актуализируемых при продуцировании ответов на тестовые задания психодиагностических опросников;
· предложить психофизиологическое описание динамики системной организации операторской деятельности в процессе ее формирования и количественное описание формирования системной структуры индивидуального опыта испытуемых в стратегической игре двух партнеров;
· обнаружить соответствие характеристик ЭЭГ- потенциалов «возрасту» и числу актуализированных элементов системной структуры индивидуального опыта, характеру их взаимоотношения;
· установить, что в основе формирования новых элементов индивидуального опыта - изменения в реализации генетической программы нейронов и что структура индивидуального опыта фиксирует историю его формирования у индивидов, принадлежащих к разным видам;
· выявить психофизиологическое основание известного психологического закона Рибо-Джексона, а также показать сходство механизмов долговременной памяти с долгосрочными модификациями нервной системы, имеющими место при повторных приемах аддиктивных веществ, и обосновать предположение о причинах рецидивирования алкоголизма после многих лет абстиненции.
В последнее время с позиций системной психофизиологии начата разработка ряда перспективных направлений исследования, таких как анализ механизмов актуализации систем внешних актов во внутреннем плане, психофизиологических основ сознания, эмоций, и др.
Подводя итог сказанному, отметим, что рассмотрение текущей динамики развития системной психофизиологии в ее соотношении с динамикой развития сопредельных наук делает несомненным значение системной психофизиологии. Оно состоит, в первую очередь, в том, что ее методологический аппарат позволяет по-новому взглянуть на проблемное поле психологии, психофизиологии и нейронауки, на соотношение психологии и естественных наук и избавляет от эклектики при решении психологических проблем с использованием материала нейронауки. Кроме того, этот аппарат обеспечивает возможность эффективных и оригинальных решений проблем последней.
Значение системной психофизиологии получило в рассматриваемый период (после выхода первого издания книги) и официальное признание. Системнаяпсихофизиология включена в качестве обязательного раздела в федеральную программу психологического образования. Коллектив Лаборатории нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова неоднократно признавался одной из Ведущих Научных Школ России (в 1997, 2000 и 2003 годах по разделу наук о Человеке и Обществе).