Этап интенсивного развития
Вопрос №2
Развитие психодиагностики в отечественной и зарубежной психологии.
1. Основные понятия
1.1 Психодиагностика
1.2 Психодиагностические методы
1.3 Тест
1.3.1 Тестирование
2. Этапы развития отечественной психодиагностики
2.1 Этап зарождения.
2.1.1 Начало этапа
2.1.2 Известные деятели данного этапа
2.1.3 Основное достижение этапа
2.2 Этап возрож дения.
2.2.1 Начало этапа
2.2.2 Известные деятели данного этапа
2.2.3 Признаки возрождения:
2.3 Этап интенсивного развития.
2.3.1 Начало этапа
2.3.2 Известные деятели данного этапа
2.3.3 Основное достижение этапа
3. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период (20-30-е гг. ХХ в).
3.1 «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова
3.2 Работы М. Ю. Сыркина
4. Список использованной литературы
Основные понятия
Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.
Тесты - это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Тестирование -исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов.
Этапы развития отечественной психодиагностики
Этап Зарождения.
Длился под влиянием психодиагностического бума в Европе и Америке до середины 1930-х годов.
Связан с именами А. П. Болтунова, Н. Н. Ланге, Г.И.Россолимо, Ф. Е. Рыбакова, М. Ю. Сыркина.
Основное достижение этапа — признание идеи стандартизованного измерения психических явлений. Негативную реакцию общества вызывали слабая научная база психодиагностики, несовершенство инструментария, недопустимо широкое распространение тестов среди непрофессионалов, большое количество скоропалительных «психологических диагнозов» и этических ошибок. Постановление ВКП (б) 1936 года привело к кризису психодиагностики. Практическое использование тестов, признанных буржуазными и ненужными, фактически было запрещено.
Этап возрождения
В 1960-х годах происходит восстановление идей тестирования.
Большую роль сыграли исследования под руководством Б.Г.Ананьева, психодиагностическая деятельность К. М. Гуревича, В. М. Блейхера, Л.Ф.Бурлачука.
Признаки возрождения:
использование тестов в комплексном лонгитюдном исследовании студентов в ЛГУ;
перевод и адаптация зарубежных тестов сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева;
проведение конференций по психодиагностике в Таллине;
преподавание психодиагностики в университетах на психологических факультетах.
Этап интенсивного развития
С 1980-х годов начинается преодоление отставания российской психодиагностики. Направление и темп развития определяли исследования:
А. А. Бодалева, К. М. Гуревича, В. Н. Дружинина, Е. А Климова, А. Е. Личко, В. М Мельникова, Е. С. Романовой, Л. Н. Собчик, Е. С. Соколовой, В. В. Столина, А. Г. Шмелева, Л.Т.Ямпольского.
Публикуются монографии: А. Анастази «Психологическое тестирование» в 1983 году, «Общая психодиагностика» под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина в 1987 году, «Словарь-справочник» под редакцией Л. Ф. Бурлачука, СМ. Морозова в 1988 году.
Разработка психодиагностического инструментария сочетается с внедрением в практику зарубежных методик, хотя полноценную адаптацию проходили лишь некоторые.
В 1990-х годах спрос на психологические тесты существенно возрос в связи с массовым характером профессии психолога.
Преодоление кризиса связано:
a с совершенствованием основ психодиагностической культуры;
a ориентацией на уточнение психологического содержания диагностируемых феноменов;
a привлечением общих теоретических положений психологии для разработки тестовых методик;
a повышением качества подготовки специалистов в области психодиагностики с обязательным прослушиванием курса «Профессиональная этика психодиагноста»;
aразвитием интегральной психодиагностики;
a разработкой методик, удовлетворяющих всем психометрическим требованиям;
aобязательной культурной адаптацией и стандартизацией зарубежных тестов.