Эмпирическая глава, также имеющая свое содержательное название.
Титульный лист (образец оформления см. в Приложении Б).
Оглавление (образец оформления см. в Приложении В).
Введение.
Теоретическая глава (или несколько), имеющая свое содержательное название.
Лидерство.
Большую часть своей истории, теории лидерства и практические исследования в это сфере представляли собой неструктурированные , разбросанные и противоречащие друг другу выводы, не согласованные и не интерпретируемые . Однако мы знаем, что только общность знаний приводит к успешному применению их на практике. Интеграция знаний на основе ключевых характеристик успешного лидера это начало ответа на вопрос , о том какое поведение соответствует хорошему лидеру , и какие личностные характеристики обеспечивают такое поведение.
Исторически обзор вопроса лидерства можно разделить на 4 этапа :
I) Период до презентации Фидлером ситуационной модели лидерства ( 1964) .
II) Период с 1965 по 1975 г , характеризующийся концентрацией на развитии и проработке ситуационной модели.
III) Период с 1975 по 1985 г, в который возникли вопросы и опасения касательно гендерных различий.
IV) Период с 1985 г в котором в центре внимания были трансформационные теории и культурные факторы.
Период I
Социальные философы имели давний интерес как в организационном , так и в политическом лидерстве. Западноевропейский философы для создания своих теорий базировались на личностных качествах успешных лидеров , отличающих их от других обывателей . Интерес к личностным характеристикам лидеров усиливался возникновением в 20-м веке тестов на интеллект. Экспериментальная психология стала изучать характерные черты , и зарождающаяся сфера изучения лидерства последовала её примеру.
Черты стереотипно связанные с лидерством, например : доминантность , напористость, интеллект , физическое развитие и т.д стали возможными причинами эффективности лидерства. Типичным форматом для ранних исследований было нахождение группы с лидером и последователями, и последующее тестирование на различие с выбранными характеристиками.
Р. Стогдилл пришёл к следующему заключению, что наличие перечисленных ранее характеристик вне всякого сомнения имеет влияние на успешность лидера , однако существует огромное количество различных ситуаций , в которых эффективные руководители проявляли разные качества. Анализ Стогдилла заложил основу для теорий личности , основанных на взаимосвязи личностных характеристик лидера и ситуативных факторов.
Расстроенные неудачной попыткой связать личностные черты с возможностью предсказать успешность лидера , но нежелающие отказываться от индивидуалистического подхода учёные начали изучать поведение лидера. Были предприняты попытки при помощи наблюдения за влиянием стиля руководства на малые группы, анализа взаимодействия в лабораторных дискуссиях и т.д выявить модели поведения лидера связанные с высокой производительностью и общим приподнятым состоянием.
Наиболее обширной, и наиболее устойчивой из этих исследовательских программ была группа исследований , связанных с «анкетой описания поведения лидеров» ( LBDQ) , проведённых в университете штата Огайо (Hemphill 1950) . Анкета была составлена на основе материалов наблюдения за 2000 руководителей и дальнейшим выделением 150 форм поведения.
Хотя факторы LBDQ были выявлены надёжным путём изучения поведения руководителей через широкий диапазон настроек, они были не совсем успешны в предсказании результатов успешности лидера (удовлетворённости персонала , производительности и т.д) . Продуманное руководство часто связано с удовлетворенностью сотрудников и поддержанием высокого морального духа , поэтому отдельное рассмотрение и оказание должного внимания этому вопросу иногда, но не всегда способствовало достижению высокой производительности.
Провал этого тщательно спланированного и всесторонне исследованного метода определения лидерства привел к тому, что многие учёные в расстройстве опустили руки.
Наиболее ярким моментом в начале изучения лидерства была серия исследований Холландера изучающих лидерство с точки зрения статуса , взаимодействия и поведения индивидов по отношенную к другим членам входящим в группу . Путём исследований, Хооландер выяснил, что люди в группе приобретают статус, за счёт способности ставить и решать задачи , а так же демонстрации приверженности к идеалам группы. Приобретение статуса связано с начислением, так называемых «Идиосинкразических кредитов», которые могут быть «потрачены» на возможность ухода от групповых норм и введение инноваций в группу. В этом подходе появляются такие определения как «компетентность» и «надёжность», они в свою очередь являются основой получения «кредитов». Последние работы Хогга и его соратников в которых применялась теория социальной идентичности в руководстве, показали , что несмотря на то, что последователям свойственно ценить лидеров которые поддерживают и олицетворяют групповые ценности, они так же сильно обращают внимание и на компетентность руководства в решении поставленных задач. Эти основные детерминанты статуса лидера появятся в более поздних подходах.
Период II
В изучении вопроса лидерства произошли впечатляющие перемены , связанные с выходом в 1964 году первой статьи Фидлера , и дальнейшим выходом его книги в 1967. В этих публикациях был представлен новый подход к понимания успешности лидерства. Ситуационная модель лидерства возникла в ответ на теорию Стогдилла, описанную нами ранее.
Согласно теории Фидлера поведение лидера зависит от следующих факторов :
1) Взаимоотношения в коллективе ( руководитель- подчинённые).
2) Структура задачи и её формулировка.
3) Сильные или слабые должностные полномочия.
В свое теории Фидлер говорит о том, что лидер как таковой не может сам себя подстроить под ситуацию, поэтому необходимо помещать его в такую ситуацию, которая подходит ему больше всего. Исследования проведённые Фидлером для выделения личностных качеств лидера выглядели следующим образом : Экспериментатором использовал методика под названием «наименее предпочтительный кандидат» (LPC). Суть заключалась в том, что испытуемому ( лидеру) необходимо было нарисовать портрет этого самого кандидата. Те , кто рисовал в мягкой форме – считались нацеленными на человеческие отношения, те же , кто рисовал в жёсткой форме – мотивированны заботой о производстве.
Шкала наименее предпочитаемого сотрудника (по Ф. Фидлеру)
Открытый | Сдержанный | ||||||||
Придирчивый | Покладистый | ||||||||
Самоуверенный | Нерешительный | ||||||||
Эффективный | Непродуктивный | ||||||||
Угрюмый | Жизнерадостный | ||||||||
Недружественный | Дружественный | ||||||||
Приятный | Неприятный | ||||||||
Все отвергающий | Все принимающий | ||||||||
Напряженный | Расслабленный |
Различные комбинации этих факторов могут дать восемь стилей руководства . Наиболее предпочтительным для руководителя является первый. Обуславливается это тем, что в таком случае задача хорошо структурирована , хорошие отношения в коллективе и полномочия достаточно большие. Обратная ситуация происходит в восьмом стиле.
Фидлер установил, что стиль лидерства постоянный, а его эффективность зависит от сложившейся ситуации. Практическая значимость такой модели заключается в возможности подбирать лидера , необходимого в конкретной ситуации.
Период III
Растущее влияние когнитивных теорий в социальной психологии привело к тому, что схожая тенденция появилась и среди учёных изучающих лидерство. Появились две большие категории исследований, одни занимались вопросом восприятия лидера окружающими( начальством , наблюдателями , сотрудниками и т.д), а другие тем , как лидер воспринимает окружающих и оценивает подчинённых.
В середине 70-х годов, исследования успешности поведения лидеров, стали давать весьма необычные результаты. Иден и Левитан сообщают, что когда испытуемых попросили оценить поведение воображаемого лидера , то они показали результаты сходные с полученными оценками реального руководителя. Став (1975 г) показал двум группам испытуемых две одинаковые видеозаписи, взаимодействия в группе , однако одним он сказал, что на люди на видео была весьма успешны в выполнении задания, а другим наоборот. В итоге наблюдатели дали лидеру «успешной» группы высокие оценки , а « неуспешной» весьма низкие.
Атрибутивная теория Джонса и Девиса предоставила основу для исследований восприятия лидерства. Колдер, занимающий чёткую позиции утверждал , что само понятие «лидерство» уходит корнями в каждодневную речь, и плохо сформулировано в качестве научной структуры. Он считал, что нет иного пути измерения лидерства , кроме социального восприятия, так как лидерство есть присвоенное качество, а не проверяемая конструкция. Следовательно следует отказаться от использования его в качестве объекта исследования. Некоторые учёные начали изучать лидерское восприятия и процессы, связанные с ним.
Обширные исследования Лорда и его ассистентов , показали, что присуждение лидерства базируется на двух процессах. Процесс распознавания индивидуумом поведения другого человека как поведения лидера. Наблюдателями были сформированы чёткие прототипы лидерства(Cantor & Mischel, 1979; Rosch,1978) . В момент , когда поведении актёра в нужной степени соответствовало прототипу , срабатывало определение его как лидера. Если однажды в человеке увидели лидера, селективное внимание и память позже укрепляли это суждение.
Суждения о лидерстве так же являются продуктами логического мышления. Так как имплицитные теории связывают успех лидера с общим успехом группы, то исследователи определили наличие успешного лидера как залог успеха (Phillips & Lord, 1981). Таким образом, если человек определяется как лидер, то исследователи укрепят и поддержат это восприятие. Конечно если такие характеристики человека как пол или раса не соответствуют прототипу лидера, то он вряд ли станет выбранным и признанным лидером, несмотря на все его объективные успехи.
Другой важный составляющий процесс лидерства это восприятие лидером его последователей. Почти каждая теория лидерства ставит в центр внимания такой аспект , как управление персоналом. Теории , нацеленные на персонал, утверждают, что лидер должен давать чёткие указания и оказывать эмоциональную поддержку сотрудникам, чтобы помочь им достичь высокого уровня продуктивности. Лидеры должны наблюдать за поведением и реакциями подчинённых, и как следствие, оценивать их, и вносить необходимые коррективы. Это говорит о том, что атрибутивные процессы занимают центральное положение в отношениях руководитель – подчинённые.
Митчелл и его партнёры применили атрибутивную модель Келли для оценки руководителями их подчинённых и эффектов на которые оказывают влияния действия лидера. Исследования показали, что процессы описывания персонала организаторами схожи с ранее проведёнными исследованиями. Например, старших медсестёр просили сделать суждения о причинах плохой работы низшего ранга , они сделали это на основании интеграции информации о всём времени работы и соотношении работы с другими медсёстрами. Так же ,как и в более ранних исследованиях эти суждения относились к фундаментальной ошибке атрибуции, причина плохой работы будет приписываться личностным характеристикам и в такой же мере внешним причинам. Митчелл и Вуд продемонстрировали , что вид атрибуции, сделанный наблюдателями , имел сильную взаимосвязь с типами лидерства, что может быть использовано лидерами для подстроения под ситуацию.
Браун провёл исследования лидерской атрибуции в реальных рабочих группах. Главное отличие этих групп в том , что они предполагают реальное длительное взаимодействие между руководителем и подчиненными . Если группа терпит неудачу, то лидер призывается к ответу. Кроме этого лидер и подчинённые находятся во взаимной и прочной связи. И неудачу группы , можно считать неудачей лидера, так как лидер обязан помогать, направлять и поддерживать своих подчинённых в процессе их работы. Невыполнение лидером этих обязанностей может разрушить любые отношения между лидером и подчинёнными.
Так же ,в контексте изучения феномена лидерства вставал и гендерный вопрос. Боуман, Ворси и Грейсер в своих исследованиях выдвинули положение, согласно которому женщины являются менее успешными лидерами нежели мужчины. Популярные писатели выдвинули квази-теоритическое суждение , что женщины не обладают нужными навыками для менеджериального успеха. Стоит заметить, что в 80-е годы было немало популярных книг с небольшим эмпирическим основанием , которые выдвигали предположение о том , что такие женские черты , как теплота , мягкость и гибкость делают их более успешными руководителями чем властно-ориентированные мужчины.
В заключении можно сказать, что есть реальные различия в лидерском поведении и стиле управления между мужчинами и женщинами , а так же ложные, но постоянные стереотипы , препятствующие равному доступу и справедливой оценки женщин в организационном лидерстве.
Этап IV
Главное изменение интереса к исследованию вопроса было вызвано работой политического историка. Книга Бёрнса выпущенная 1978 года посвящена отличиям транзакционного типа лидерства, основанного на взаимовыгодных контрактах между руководителем и персоналом, от трансформационного лидерства ,основанного на личном мотивировании сотрудников на достижение коллективного успеха. Это вызвало новый интерес к изучению этого вопроса. Хаус опубликовал свой теоритический анализ харизматического лидерства в котором он проанализировал личностные характеристики исторических лидеров которым удалось добиться предельной преданности со стороны своих последователей ( Ганди, Мартин Лютер Кинг и т.д) . Хаус выделил три группы особенностей, которые характеризуют харизматичного лидера. Они включали в себя:
А) Личностные характеристики – твёрдые убеждения, высокий уровень веры в себя и сильное желание управлять и доминировать над другими.
Б) Поведенческие особенности – сильная артикуляция, ролевое моделирование желаемых отношений и поведения, выстраивание имиджа , высокие ожидания и уверенность в последователях и агрессивные или альтруистические побуждения.
В) Ситуативные особенности – могут включать напряжение со стороны окружающей среды( экономические кризисы, социальные перевороты и т.д) и возможность выразить цели группы в моральных или духовных терминах.
Эмпирические исследования были проведены Бассом и его коллегами. Он начал с интервьюирования менеджеров об известных им трансформационных лидерах. Базируясь на результатах интервью Басс создал анкетный опрос для измерения Трансформационного лидерства ( мультифакторный опросник лидерства) . Путём факторного анализа этого опросника , было получено семь различных факторов ( в том числе три «транзакционных» фактора) . Три транзакционных фактора были связаны с низким уровнем успешности лидера, а четыре трансформационных с высоким уровнем мотивации и общим успехом группы.
Трансформационные факторы :
А) Идеализированное влияние ( харизма) –наивысшая форма компетенции лидера ( ему хотят подрожать).
Б) Вдохновляющая мотивация – артикуляция , и мотивирование группы в эмоциональном и моральном плане.
В) Интеллектуальная стимуляция- поддержание и поощрение творческого и нестандартного мышления персонала лидером.
Г) Индивидуальное рассмотрение – лидер должен понять каждого подчинённого , его нужды и цели.
Трансформационное лидерство распространилось во многих западных организациях ( в том числе и негосударственных) .
Модели транзакционного и трансформационного лидерства сравниваются чаще всего. Мы приведём пример такого сравнения , базируясь на работах Джеймса МакГрегора Бёрнса :
Транзакционная модель | VS. | Трансформационная модель |
Пассивное лидерство- реагирует исключительно на результаты. | Активное лидерство. | |
Работы в рамках организационной структуры. | Изменяет организационную структуру, корпоративную культуру. | |
Сотрудники достигают целей через поощрения и наказания, устанавливаемые лидером. | Сотрудники достигают целей через высшие идеалы и нравственные ценности. | |
Мотивирует последователей, взывая к их собственным интересам. | Мотивирует последователей, призывая их ставить совместные интересы на первое место. | |
Сохранение статуса-кво, использование стрессовой работы для достижения наибольшей работоспособности. | Индивидуальное внимание: каждое действие направлено на выражение внимания и поддержки. Содействие творческим и инновационным идеям для решения проблем. |
В нашем исследовании мы будем использовать трансформационно- транзакционную концепцию лидерства описанную А.А. Тихомировым . Согласно ей, в то время как транзакционное лидерство предоставляет ожидаемую эффективность, трансформационный же лидер , может построить свою работу с персоналом таки образом, что эффективность будет выше всех ожиданий. Тихомиров представляет стили лидерства в виде континуума :
Активная форма т.л |
Ситуационное вознаграждение |
Трансформационное лидерство |
Пассивная форма трансакционного лидерства т |
Псевдолидерство |
Следует отметить, что в контексте континуума , трансформационное лидерство стоит воспринимать именно как дополняющее транзакционную концепцию. (отсюда и название данной концепции лидерства — «трансформационно- трансакционная»).
Увлечённость работой.
Явление , называемое увлечённостью работой относится к сфере позитивных состояний человека. Оно связано с состоянием , которое человек испытывает ,на работе, оно так же определяет его отношение к ней.
Слияние.
Временной промежуток , в котором мы живём, можно охарактеризовать следующим образом « прошло время великих людей , настало время великих брендов». Мы не будем давать какую-либо эмоциональную окраску этому высказыванию, так как это не имеет значимости для нашей работы. Изначально мы дадим определение самому понятию «организация» :
Организация (учреждение) — общественное объединение или государственное учреждение, созданное с определёнными целями и правилами работы.
На наш взгляд , ни для кого не секрет, что различные фирмы присутствуют почти в каждой секунде нашей жизни . Мы начинаем свой день тем , что чистим зубы зубной пастой определённой фирмы, пьём кофе определённого производителя, ездим на машине определённой марки и т.д . Иными словами , организации крепко заняли своё место в современном мире.
Однако , стоит отметить тот факт, что организаций в мире великое множество, но на слуху и , так сказать, на вершине иерархии находятся определённые компании. С чем это связано ?
Конкурентоспособность компании определяется различными факторами. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, предприятию следует обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:
1) концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
2) качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
3) цена товара с возможной наценкой;
4) финансы - как собственные, так и заемные;
5) торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
6) послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
7) внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
8) предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
Если ещё раз посмотреть, на приведенные нами факторы то можно увидеть , что все они носят материальный характер. Стоит ли, исходя из этого предполагать , что на успешность и конкурентоспособность организации влияют лишь материальные аспекты её деятельности? Конечно, нет. Для успешного функционирования любой организации необходимо учитывать множество нематериальных факторов. Например : тип лидерства, увлечённость работой персонала, мотивация сотрудников, приверженность организации и т.д.
Пренебрежение этими аспектами со стопроцентной гарантией приведёт любую фирму к провалу. В современном мире , их изучением занимается такая ветвь психологии , как организационная психология.
Вне всяких сомнений, организационная психология крайне полезна для мира бизнеса и может быть использована в различных его отраслях . Это направление психологии изучает поведение в бизнесе , помогает найти решение возникающих проблем , а так же открывает важную информацию о организациях. Исследования в этой сфере идут уже многие годы ,и использование их результатов имеет неоценимое значение для фирм.
Организационная психология определяется как «научное изучение индивидуального и группового поведения в формальных организационных условиях. (Britt & Jex, 2008)». Эта форма психологии относится к индустриально/организационной психологии, и различные компании используют её в целях интересов своего бизнеса. Организационная психология изучает поведение сотрудников в деловой среде, используя научные методы.
Компании прибегают к использованию организационной психологии для того , что бы стать более успешными и влиятельными в мире бизнеса. Использование результатов работы психологов во многих случаях облегчает решение возникающих проблем. Внесение различных изменений в жизнь организации ( смена типа работы, смена начальства , объединение с другой компанией и т.д) можно провести более плавно, избегая ненужных стрессов и расстройств у сотрудников, неожиданных увольнений и других проблем этого типа. Для этого достаточно грамотно использовать информацию и знания ,полученные организационными психологами. Это выгодно, так как это повышает общее моральное состояние и сотрудников и поддерживает трудовую дисциплину , что в свою очередь положительно сказывается на продуктивности работы и имидже компании.
Иными словами, научные исследования в области организационной психологии помогают компаниям и фирмам понять поведение отдельных лиц и групп в организации. Организационная психология может быть использована для повышения эффективности и результативности работы фирм, а это приведет к увеличению их успешности.
Конечно, что бы осветить весь перечень возможных применений знаний организационной психологии в мире бизнеса потребуется огромное количество времени, по этому в этой работе будут рассмотрены только те феномены , которые интересны в рамках нашего исследования.
Слияние организаций.
Основным явлением , рассматриваемым в рамках нашей работы , является слияние организаций. Для начала, нам кажется необходимым определить , что именно представляет из себя этот процесс :
Слияние организаций - класс экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, в результате которых на рынке появляются более крупные компании взамен нескольких менее значительных.
Примеров слияния известных компаний множество. Корпорация Procter&Gamble купила Gillette, Wella, Always , Bentley Motors был поглощён Rolls-Royce, слияние компаний Sony и Ericsson в новый бренд Sony –Ericsson. Этот список можно продолжать до бесконечности, но в этом нет никакого смысла, отметим лишь, что для России слияние компаний тоже не чужды , пример – слияние «Пятёрочки» и «Перекрёстка».
Однако, раз уж мы коснулись темы России, сразу стоит отметить следующие факты . В последние годы, Россия активно включается в эти процессы, и к 2000-х годам стала абсолютным лидером в Восточной Европе по привлечению иностранных инвестиций. Немаловажным является то , что в Российской Федерации сам процесс слияния носит весьма специфический характер . Если быть более точным, нашей стране вообще не характерно «слияние» как таковое, большей популярностью пользуется , так называемое «поглощение».
Поглощение - это сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйственным обществом и осуществляемая путём приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании, при этом сохраняется юридическая самостоятельность общества.
Для РФ характерны следующие формы процессов поглощений :
1) Установление контроля над менеджерами
2) Приобретение контрольного пакета акций.
3) Банкротство компании с последующим приобретением её активов.
Стоит понимать, что процесс поглощения носит негативную окраску, и успех этого процесса зачастую достигается путём совершения противозаконных действий.
Эмпирическая глава, также имеющая свое содержательное название.
Заключение.
Список литературы (правила оформления см. в разделе 1.5).