Понятие типа высшей нервной деятельности в классификации темпераментов.
Методом условн. рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности ВНД и осн. св-ва нервн. ПЦ – возбуждения и торможения - 1) сила (показатель работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается».); 2) уравновешенность; 3) подвижность ( быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменением обстоятельств.)
Комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности. И.П. Павлов:1) сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной системы характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением;2) сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный;3) сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный»); 4) слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. И. П. Павлов отождествлял тип нервной системы и Т. Последующие исследования показали, что тип нерв деят-ти не всегда совпад с тип Т. На Т сказываются не только св-ва нервн деят-ти, но и сомат-я орг-я личности в целом. Тип нервной системы рассм-я в качестве задатка Т. Т. проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных волевых процессах. Говоря о Т чела, им в виду не динамику изолир-х психол-х ПЦ, а весь синдром (систему динамических особенностей целостного поведения личности).
Методы изучения личности.
Диагностика личности — определение социально-психологических особенностей личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Психологическая диагностика осуществляется с помощью большого и всевозрастающего набора средств, инструментов, которые можно объединить в понятие диагностические методики. Диагностика, целью которой является только обнаружение определенного признака (констатация: есть — нет), отличается от диагностики, направленной на то, чтобы установить пункт нахождения отдельного испытуемого на оси выраженности признака. По центральной тенденции (средней арифметической, медиане, моде) определяют также пункт нахождения группы испытуемых.Первый вид диагностики обычен для клинического типа исследования, где устанавливается и уточняется отклонение от нормы (в данном контексте имеется в виду не статистическое понятие нормы, а норма как отсутствие патологических симптомов в психике). Результаты этого вида диагностики помогают планировать лечебные мероприятия, углубить понимание отклонений и т.д. Второй вид применяется при изучении индивидуально-психологических различий для классификации испытуемых, разделения их на группы для последующих соотнесений с каким-то "внешним критерием" — психологическими проявлениями испытуемых в лабораторных опытах, в их учебной и производственной деятельности.Особое направление в социально-психологической диагностике личности связано с разработкой различного рода тестов личности. Основу составляют тесты, созданные для измерения аффективных или неинтеллектуальных аспектов поведения.Единого толкования термина тест личности не существует. Некоторые психологи употребляют его в широком смысле, включая в это понятие как неинтеллектуальные, так и собственно интеллектуальные черты. Чаще всего в психологическом тестировании этот термин охватывает сферу измерения характеристик, подобных эмоциональной устойчивости (регулированию), особенностям межличностных отношений, мотивации и т.д.К ранним работам с использованием тестов личности следует отнести клинические исследования Э. Крепелина, который применял тест свободных ассоциаций, основанный на ответе субъекта первым пришедшим на ум словом на специально отобранные сигнальные слова-раздражители. Крепелин изучал такие феномены, как утомление, злость, наркомания.Личностные тесты представлены в основном тремя группами: опросниками (метод групповой оценки личности, самоотчет), ситуативными тестами и проективным тестированием.Ситуативные тесты иначе называются тестами на выполнение работы. В большинстве тестов испытуемому предлагают выполнить некоторую деятельность, как правило, моделирующую элементы обычной жизни; Основное развитие ситуативных тестов приходится на второе и третье десятилетия XX в., когда была проведена их стандартизация. С помощью ситуативных тестов диагностируются, в частности, такие аспекты личности, как склонность к мошенничеству, лжи, воровству, а также к упорству. Ситуативные тесты широко использовались в период второй мировой войны, например, в американской службе стратегического обеспечения. Как правило, ситуативные тесты носят комплексный характер, чаще всего они включают в себя изучение, наряду с социальными, и эмоциональных черт личности. Интерпретация ситуативных тестов весьма субъективна, чем отрицается возможность их применения вне чисто исследовательских целей в массовых обследованиях.Особое направление в тестировании личности создает проективная техника, появившаяся и используемая в социальной психологии, психоанализе, клинической практике и т,д. Собственно говоря, принцип свободных ассоциаций следует признать одним из ранних типов тестов с применением проективной техники, которая предполагает, что в ответах на не полностью сконструированные задачи содержатся проецируемые субъектом характеристики типичных для него психических черт. Сильная зависимость от субъективности при интерпретации в сочетании с отсутствием нормативных данных осложняет применение этой техники.Метод групповой оценки личности — заключается в получении на основе учета мнений некоторого числа экспертов, т. е. людей, хорошо знающих аттестуемого по совместной работе, наиболее полной оценки личности.Экспертная оценка представляет собой диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок. Суть экспертного оценивания состоит в формализованном выражении объективной информации о поведении и качествах личности в ряде субъективных мнений и оценок. Этот метод может быть широко использован для оценки качеств личности при составлении психологических характеристик.Метод экспертных оценок заключается в формализованной процедуре сбора, анализа и интерпретации независимых суждений достаточного количества экспертов о степени выраженности каждого из подлежащих оценке психологических качеств испытуемого со стороны хорошо знающих его людей, которые имели возможность общаться с ним в различных ситуациях.В психологическом исследовании экспертные оценки выступают в качестве внешнего критерия для проверки валидности рекомендуемой системы тестов и опросников, при этом данные экспертного оценивания специально не анализируются и не интерпретируются как собственно диагностические. Однако метод экспертных оценок имеет самостоятельную диагностическую ценность и может включаться в систему методов изучения личности с учетом его реальных достоинств.Основным преимуществом метода экспертной оценки является возможность создания интегративного психологического "портрета" испытуемого, описания его личностных особенностей как системы взаимосвязанных, взаимозависимых и компенсирующих друг друга качеств. Это делает реальным более качественный прогноз обучаемости, позволяет целенаправленно выбирать средства социально-психологического воздействия с учетом возможной реакции на них данной личности, открывает пути к определению перспектив ее психологического и профессионального становления и развития.При этом объективность собираемой экспертной информации обеспечивается привлечением широкого круга экспертов (преподавателей, коллег по работе, товарищей по учебе), которые наблюдают проявление психологических особенностей человека на протяжении достаточного времени при непосредственном общении в различных типах ситуаций, возникающих в процессе его обучения, работы.Метод экспертного оценивания психологических качеств дает возможность оперативно собирать диагностическую информацию, быстро фиксировать динамику развития личности. Его применение не требует длительной подготовки и поиска или разработки сложного исследовательского инструментария. Этот метод является достаточно гибким, он легко модифицируется при возникновении новых задач, а также пригоден для многократного использования.Наиболее известные методы исследования личности являются методика Кеттелла (Многофокторный опросник), тесты на определение темперамента (Айзенка) и др.