Критерии оценки знаний, навыков

Текущий контроль: домашнее задание.

Домашнее задание предназначено для того, чтобы стимулировать способность студентов к анализу коммерческой коммуникации с точки зрения знаний, полученных на занятиях по экономической психологии.

Задание выполняется в группах по 4-6 человек. Состав групп определяется по усмотрению студентов. Вам необходимо выбрать одно рекламное сообщение на радио или в любой газете/журнале и проанализировать его с точки зрения моделей влияния рекламы, о которых Вам рассказали на лекции.

Анализ должен включать в себя Ваши предположения о силе воздействия на поведение потребителей, а также другие ожидаемые эффекты данного рекламного сообщения. Результаты анализа представляются в форме презентации PowerPoint с последующей групповой презентацией на семинаре по теме 7.

Домашнее задание должно соответствовать следующим критериям:

- домашнее задание выполняется на основе одного рекламного сообщения.

- рекламное сообщение обязательно должно быть КОММЕРЧЕСКИМ, то есть «продавать» тот или иной товар/услугу. Тип товара/услуги студенты выбирают по своему усмотрению.

- домашнее задание выполняется на 4 – 5 слайдах PowerPoint: слайд 1 - демонстрация самого рекламного сообщения, слайд 2 – указание на модель влияния рекламы и Ваше обоснование, почему Вы считаете, что к данному рекламному сообщению применима именно эта модель, слайд 3 – предположения о силе воздействия данного рекламного сообщения на потребителей и Ваше обоснование, слайд 4 - 5 – прочие эффекты данного рекламного сообщения.

- групповая презентация осуществляется в течение 5 минут.

Оценка домашнего задания осуществляется по следующим критериям:

8-10 баллов – правильно указана модель влияния рекламы, выбор группы логически обоснован и ясно аргументирован. Выдвинуты аргументированные предположения о силе воздействия рекламного сообщения. Указаны разнообразные эффекты данного рекламного сообщения. Объем соответствует требуемому. Оценки внутри диапазона 8-10 выставляются в зависимости от качества проведенного анализа.

7 баллов – модель влияния рекламы указана правильно, пропущен 1 пункт анализа или объем презентации или время выступления больше заданного.

6 баллов – модель влияния рекламы указана правильно, пропущены 1 или 2 пункта анализа и объем презентации или время выступления больше заданного.

5 баллов – модель влияния рекламы указана правильно, пропущены 2 пункта анализа, но объем презентации и время выступления соответствуют заданным.

4 балла – модель влияния рекламы указана правильно, пропущены 3 пункта анализа, объем презентации или время выступления больше заданного.

Если модель влияния рекламы указана неправильно, домашнее задание не считается выполненным.

Студенты не имеют возможности переделать домашнее задание, повысить отметку за его выполнение или осуществить групповое выступление вне установленных сроков.

Текущий контроль: контрольная работа.

Контрольная работа предназначена для того, чтобы оценить способность студентов:

- описывать собственное экономическое поведение;

- анализировать научную литературу по заданной теме;

- сопоставлять собственное экономическое поведение с поведением коллег;

- анализировать экономическое поведение с точки зрения концепций, теорий и гипотез, представленных в научной литературе по заданной теме.

Задание выполняется в группах по 4-6 человек. Состав групп определяется преподавателем в произвольном порядке. Контрольная работа выполняется в два этапа. Первый этап выполняется во время семинара, инструкции к его выполнению будут даны непосредственно на семинаре. Второй этап выполняется студентами вне аудиторных занятий в течение одной недели после семинара.

Инструкции ко второму этапу:

1) прочитайте статьи Belk, R. W. (1988). Possessions and the extended self. Journal of consumer research, 15, 139-168 и Robben, H. S., & Verhallen, T. M. (1994). Behavioral costs as determinants of cost perception and preference formation for gifts to receive and gifts to give. Journal of economic Psychology, 15, 333-350.

2) опишите в обобщенном виде экономическое поведение членов Вашей группы в отношении заданной темы;

3) на основании внутригруппового сравнения экономического поведения каждого отдельного члена Вашей группы сопоставьте Ваши выводы с тем, что представлено в рекомендованных статьях и на лекции по заданной теме;

4) выскажите Вашу точку зрения относительно пригодности использования самоотчетов (как те, которые были написаны во время первого этапа) для изучения экономического поведения.

Результаты представляются в письменной форме и отправляются преподавателю по электронной почте в течение одной недели после выполнения первого этапа.

Оценка контрольной работы осуществляется по 10-балльной шкале.

Студенты не имеют возможности переделать контрольную работу, повысить отметку за ее выполнение или отправить контрольную работу позднее установленных сроков.

Итоговый контроль: письменный экзамен. Проводится в форме 2 открытых вопросов. Например, «В чем заключается символизм денег?».

В своих ответах студент должен продемонстрировать знание отличительных особенностей экономической психологии по сравнению с другими областями психологического и экономического знания, а также возможности практического приложения данных экономической психологии. Ответы студента должны содержать примеры психолого-экономических ситуаций и взаимодействий из его личного опыта, а не из пройденной литературы.

Оценка письменного экзамена осуществляется по 10-балльной шкале.

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в экономическую психологию

Что такое экономическое поведение? Подходы к изучению экономического поведения. Методы изучения экономической психологии. Психология, экономика и экономическая психология. Структура экономической психологии. Будущее экономической психологии.

Основная литература

Webley, P. (2001). The economic psychology of everyday life. Psychology Press.

Дополнительная литература

  1. Raaij, W. F. (1999). Economic psychology between psychology and economics: An introduction. Applied Psychology, 48, 263-272.
  2. Van Raaij, W. F. (1981). Economic psychology. Journal of Economic Psychology, 1, 1-24.
  3. Wärneryd, K. E. (1999). The role of macroeconomic psychology. Applied Psychology, 48, 273-296.

Тема 2. Экономические проблемы детства

Экономическая социализация. Дети и торговля: ребенок как потребитель товаров и услуг. Особенности коммерческой коммуникации с детьми. Дети и деньги: понимание и использование. Дети и сбережения. Как дети понимают экономическую систему в целом.

Основная литература

Webley, P. (2001). The economic psychology of everyday life. Psychology Press.

Дополнительная литература

7.1.1.1.1.1

1. Abramovitch, R., Freedman, J. L., & Pliner, P. (1991). Children and money: getting an allowance, credit versus cash, and knowledge of pricing. Journal of Economic Psychology, 12, 27-45.

2. Bucciol, A., & Veronesi, M. (2014). Teaching children to save: What is the best strategy for lifetime savings?. Journal of Economic Psychology, 45, 1-17.

3. Cram, F., & Ng, S. H. (1999). Consumer Socialisation. Applied Psychology, 48, 297-312.

Тема 3. Психология принятия экономических решений

Экономическое поведение и психология принятия решений. Понятие эвристик и сдвигов. Основные эвристики: репрезентативность, эвристика доступности, избыточная убежденность, иллюзия контроля и др. Эффект фреймов и предпочтения, зависящие от контекста. Принятие решений в условиях риска и неопределенности: теория ожидаемой полезности Экологическая рациональность: подход Г.Гигеренцера.

Основная литература

1. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 31-42.

2. Саймон Г.А. Рациональность как процесс и как продукт мышления. THESIS, 1993, №3 (Simon H.A. (1978) Rationality as the process and as a product of thought. American Economic Review, v.68, no.2, p.1-16.)

3. Оценочные суждения // Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 315-332.

4. Белянин А.В. Нобелевская премия за чувство реальности. Вопросы экономики, 2003, №1.

5. Шумейкер П. Модель ожидаемой полезности: ее варианты, цели, эмпирические факты и обобщения. THESIS, 1994, #5, http://igiti.hse.ru/data/409/313/1234/5_1_2Schoe.pdf (Schoemaker, P. J. H., “The Expected Utility Model: Its Variants, Purposes, Evidence and Limitations,” Journal of Economic Literature, Vol. 20, June 1982, pp. 529-563.)

Дополнительная литература

1. Kahneman D. Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics. The American Economic Review, Vol. 93, No. 5 (Dec., 2003), pp. 1449-1475

2. Sen A.K. Rational behaviour. In: J.Eatwell, M.Milgate, P.Newman eds. 1987.The New Palgrave. A Dictionary of Economics. London: Macmillan.

3. Rabin M. Psychology and economics. Journal of Economic Literature, 1998, v.36, no.1, p.11-46.

  1. Grether D.M. and Plott C.R. Economic theory of choice and the preference reversal phenomenon. American Economic Review, 1979, v.69, no.5, p.623-638.
  2. Kahneman D. & Shane F. Representativeness Revisited: Attribute Substitution in Intuitive Judgment. In Thomas Gilovich, Dale Griffin, Daniel Kahneman. Heuristics and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. 2002. Cambridge: Cambridge University Press. pp. 49–81.

6. Langer, E.J. The illusion of control // Journal of Personality and Social Psychology, 1975, 32(2), 311-328.

7. Moore D.A., & Healy P.J. The trouble with overconfidence. Psychological Review, 2008, 115(2), 502-517.

8. Tversky A. & Kahneman D. Rational choice and the framing of decisions // Journal of Business. 1986. v. 59, S251-S278.

9. Tversky A. & Kahneman D. Availability: A heuristic for judging frequency and probability. Cognitive Psychology. 1973. 5(2). 207-232.

10. Read D, and Loewenstein G. Diversification Bias: Explaining the Discrepancy in Variety Seeking between Combined and Separated Choices //Journal of Experimental Psychology.1995. Applied 1:34-49.

11. Hey J.D. and Orme C. (1994) Investigating generalizations of expected utility theory using experimental data. Econometrica, v.62, p.1291-1326.

12. Starmer C. "Developments in Non-Expected Utility Theory: The Hunt for a Descriptive
Theory of Choice under Risk," Journal of Economic Literature, Vol. XXXVIII (June 2000) pp. 332–382.

Тема 4. Психология денег

Зачем нужны деньги? Психология пользования деньгами. Экспериментальные исследования с монетами и банкнотами. Деньги с точки зрения психоанализа. Символизм денег. Экономическая антропология и первобытные деньги. Новая психологическая теория денег.

Основная литература

Lewis, A., Webley, P., & Furnham, A. (1995). The new economic mind. Pearson.

Дополнительная литература

1. Prince, M. (1993). Self-concept, money beliefs and values. Journal of Economic Psychology, 14, 161-173.

2. Prince, M. (1993). Women, men and money styles. Journal of economic Psychology, 14, 175-182.

3. Zaleskiewicz, T., Gasiorowska, A., Kesebir, P., Luszczynska, A., & Pyszczynski, T. (2013). Money and the fear of death: The symbolic power of money as an existential anxiety buffer. Journal of Economic Psychology, 36, 55-67.

Тема 5. Бедность и безработица

Бедность в психологической литературе: теория групп меньшинства, функциональный анализ бедности, субкультурная теория бедности. Психологические теории причин бедности. Житейские объяснения причин бедности. Установки в отношении бедных. Поведение бедных.

Ранние исследования безработицы. Основные теоретические подходы к безработице. Природа и функциональное значение занятости и безработицы. Стадии ответной реакции на безработицу. Безработица и здоровье. Безработица среди молодежи. Причины безработицы. Безработица среди женщин.

Основная литература

Lewis, A., Webley, P., & Furnham, A. (1995). The new economic mind. Pearson.

Дополнительная литература

1. Ahuvia, A. (2008). If money doesn’t make us happy, why do we act as if it does?. Journal of Economic Psychology, 29, 491-507.

2. Anand, P., & Lea, S. (2011). The psychology and behavioural economics of poverty. Journal of Economic Psychology, 32, 284-293.

3. Stavrova, O., Schlösser, T., & Fetchenhauer, D. (2011). Are the unemployed equally unhappy all around the world? The role of the social norms to work and welfare state provision in 28 OECD countries. Journal of Economic Psychology, 32, 159-171.

Тема 6. Психология потребительского поведения

Основные направления психологического изучения потребителей. Научные подходы к пониманию потребителя: экономический, маркетинговый, психологические подходы. Этапы становления поведения потребителей как научной отрасли знаний.

Психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм в понимании и исследовании потребительского поведения.

Принятие потребительских решений. Осознание потребности. Поиск информации. Предпокупочная оценка альтернатив. Покупка. Потребление. Послепокупочная оценка продукта. Повторная покупка. Освобождение. Лояльность потребителя. Способы удержания клиентов. Мотивы посещения магазина. Импульсивные покупки.

Нерациональные эффекты потребительского поведения.

Основная литература

1. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей (издание любое)

2. Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. Учебное пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2005.

Дополнительная литература

1. Алешина И.В. Поведение потребителей. М., Гранд, 1999.

2. Ильин В.И. Поведение потребителей. – СПб.: Питер, 2000.

3. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. С-Пб., Питер, 2001.

4. Соломон М.Р. Поведение потребителей. Искусство и наука побеждать на рынке. - М.: ДиаСофтЮП, 2003.

5. Simonson, I., Carmon, Z., Dhar, R., Drolet, A., & Nowlis, S. M. (2001). Consumer research: In search of identity. Annual Review of Psychology, 52, 249-275.

6. Herabadi A.G. Buying Impulses: A Study on Impulsive Consumption, 2003.

(http://dare.ubn.kun.nl/bitstream/2066/19379/1/19379%20_buyiim.pdf)

7. Faber R.J., O’Guinn T.C. (2008) Compulsive Buying: Review and Reflection. In Handbook of consumer psychology, New York, London: Lawrence Erlbaum Associates, p. 1039-1057.

Тема 7.Психология рекламы

Психологические основы рекламной коммуникации. Модели влияния рекламы: ступенчатые модели, модель иерархии эффектов, двухпроцессные модели, модель двойного посредника, модель Росситера и Перси. Измерение влияния рекламы. Реклама как средство психологического воздействия: подсознание. Содержательные аспекты рекламы. Этические вопросы в психологии рекламы; манипулирование потребителем.

Выступление приглашенного лектора (будет объявлен дополнительно).

Основная литература

1. Лебедев-Любимов, А. Н. (2003). Психология рекламы. Издательский дом" Питер".

2. Мозер, К. (2004). Психология маркетинга и рекламы. X.: Гуманитарный центр.

Домашнее задание

Тема 8. Предметы первой необходимости и предметы роскоши

Теоретические основы изучения психологии потребления предметов первой необходимости и предметов роскоши. Собственность и обладание. Исследования повседневных представлений о потребностях, предметах первой необходимости и предметах роскоши. Модель отношений между потребностями/желаниями и предметами первой необходимости/предметами роскоши. Предметы первой необходимости и предметы роскоши: личностные, социальные, исторические и культурные факторы их потребления. Копинг-стратегии: правила экономического сопротивления. Как мы классифицируем вещи на предметы первой необходимости и предметы роскоши.

Основная литература

Lea, S. E., Webley, P., & Young, B. M. (1992). New directions in economic psychology. Books.

Дополнительная литература

  1. Hansen, J., & Wänke, M. (2011). The abstractness of luxury. Journal of Economic Psychology, 32, 789-796.

2. Kemp, S. (1998). Perceiving luxury and necessity. Journal of Economic Psychology, 19, 591-606.

3. Truong, Y., & McColl, R. (2011). Intrinsic motivations, self-esteem, and luxury goods consumption. Journal of Retailing and Consumer Services, 18, 555-561.

Тема 9. Предпринимательская мотивация и малый бизнес

Предпринимательская мотивация в маленьких компаниях. Психологическая мотивация. Психологическое развитие предпринимателя. Экономическая мотивация.

Предприниматель в малом бизнесе: социально-экономический профиль. Виды малого бизнеса.

Исследование предпринимательской мотивации.

Выступление приглашенного лектора (будет объявлен дополнительно).

Основная литература

Lea, S. E., Webley, P., & Young, B. M. (1992). New directions in economic psychology. Books.

Дополнительная литература

1. Ayala, J. C., & Manzano, G. (2014). The resilience of the entrepreneur. Influence on the success of the business. A longitudinal analysis. Journal of Economic Psychology, 42, 126-135.

2. Brandstätter, H. (1997). Becoming an entrepreneur—a question of personality structure?. Journal of economic psychology, 18, 157-177.

3. Verheul, I., Thurik, R., Grilo, I., & Van der Zwan, P. (2012). Explaining preferences and actual involvement in self-employment: Gender and the entrepreneurial personality. Journal of Economic Psychology, 33, 325-341.

Тема 10. Оплата труда

Психологические теории оплаты труда. Значение оплаты труда для работника. Системы оплаты труда.

Выступление приглашенного лектора (будет объявлен дополнительно).

Основная литература

Drenth, P. J., Thierry, H., & De Wolff, C. J. (2000). Organizational psychology (Vol. 4). Psychology Press.

Дополнительная литература

1. Prouteau, L., & Wolff, F. C. (2008). On the relational motive for volunteer work.Journal of Economic Psychology, 29, 314-335.

2. Unger, L. S. (1991). Altruism as a motivation to volunteer. Journal of Economic Psychology, 12, 71-100.

3. Ziemek, S. (2006). Economic analysis of volunteers’ motivations—A cross-country study. The Journal of Socio-Economics, 35, 532-555.

Наши рекомендации