Формат оценочного семейного интервью 3 страница
шокирующими.
процессов в собственной семье дает возможность увидеть сценарий развития эмоциональной системы
на протяжении многих поколений. А это, в свою очередь, уменьшает тревогу людей по поводу действия
или бездействия любого члена семьи. Знание о межпоколенческом эмоциональном процессе снимает
определенную зацикленность людей на своем прошлом, особенно на своих родителях. И это дает
уникальную возможность сосредоточиться на своей собственной семье и собственной жизни.
Некоторые люди уверены, что их родители виноваты в том, что они не стали «более хорошими»
родителями. Им следовало бы быть «более любящими» или «менее жесткими и ригидными», «более
доступными» или «менее критичными». Главная мысль состоит в том, что «родители являются
основной причиной их житейских проблем». Альтернативной точкой зрения является следующая:
каждый член семьи, включая родителей, является составной частью межпоколенческого
эмоционального процесса, и каждый, включая себя самого, несет максимальную ответственность —
насколько это в его силах, — за собственное становление в этом процессе. Если люди считают
родителей или других людей ответственными за свое взросление, то они так и будут всю жизнь
обвинять их и искать кого-то, кто, наконец, даст им то, в чем они постоянно нуждаются. Если люди
отказываются от этой идеи и оставляют привычную мысль о том, что родители могли бы воспитать их
«правильно», то у них возникает много возможностей для воспитания самих себя. Изучение
эмоциональной истории семейного рода (к которому принадлежит семья) меняет представление
человека о его семье и помогает ему сформировать новое представление о самом себе, что очень важно
для процесса дифференциации. Изменение отношения к себе и другим людям — это ключ к
уменьшению и смягчению влияния субъективных представлений человека о себе самом и о том, какими
должны быть другие люди, а также ключ к более адекватному регулированию своей эмоциональной
реактивности19.
19 Конечно, можно рассуждать и спорить о том, что является первичным: необходимость стать менее
реактивным, чтобы более ясно и ра-
Запись информации, которую терапевт собирает о семье, осуществляется по определенной форме с
использованием набора стандартных обозначений и символов. Основная форма и символы,
используемые для записи информации о любой ядерной семье и ее многих поколений, приведены на
рисунке 2.
Рис. 2. Муж при символическом изображении семьи располагается слева, жена — сверху диаграммы, а
двое их детей — внизу. Дети располагаются слева направо в порядке дат их рождения. Сюда же могут
включаться и данные о браке: когда произошла встреча, дата помолвки. На этой диаграмме изображены
данные о детях школьного возраста (зависящих от родителей). Географическая информация включает
все места и периоды проживания основной семьи в каждом месте
ционально рассуждать о взаимоотношениях, или, наоборот, необходимость рассуждать более трезво и
ясно о взаимоотношениях, чтобы быть менее эмоционально реактивным.
Другие символы, используемые при составлении семейных диаграмм:
Мужчины обозначаются квадратами, женщины - кружками
Даты рождения или смерти пишутся над обозначением человека, возраст записывается внутри круга
или квадрата. Смерть обозначается перечеркиванием значка
Супруги обозначаются линией, связывающей квадрат и круг, соответствующими датами,
написанными над линией
Дети обозначаются слева направо от старшего к младшему
Пример обозначения некоторых характеристик семьи
Кроме линий, обозначающих родство, применяются линии, показывающие эмоциональные отношения
между людьми
В реальной семейной диаграмме линии, обозначающие отношения, могут выглядеть так:
С течением времени в зависимости от количества смертей, разводов, повторных браков ядерные семьи
претерпевают изменения. Формы и символы, используемые для записи этих событий, показаны на
рисунке 3.
Когда у человека есть дети от нескольких браков, это изображается так, как на рисунке 4.
Усыновления, выкидыши (самопроизвольные аборты), намеренные аборты и случаи мертворождений
показаны на рисунке 5.
Когда на семейной диаграмме отмечается большое количество информации, собранной в процессе
оценочного интервью, она может получиться довольно сложной. Если целью является исследование
семьи, то необходимо включать все данные. Однако при проведении семейной психотерапии терапевту
обычно не нужно отображать на диаграмме слишком много информации. На рисунке б приведен
пример, как могла бы выглядеть семейная диаграмма после одного или двух сеансов интервьюирования
проблемной семьи. На этом рисунке отображена основная информация, собранная в ходе оценивания
семьи, скажем, в сентябре 1983 г. Основная семья проживала в Вашингтоне. Родители обратились за
терапевтической помощью по поводу проблем своей 12-летней младшей дочери, связанных со школой и
общением. Происхождение отца этой семьи следующее: он является самым младшим ребенком из трех
детей в своей родительской семье, вырос в Нью-Йорке. Его отец умер от сердечного приступа (острый
инфаркт миокарда) в возрасте 46 лет в 1956 г. Его 70-летняя мать, сохранившая хорошее здоровье,
повторно вышла замуж за вдовца спустя четыре года после смерти мужа. У второго мужа матери есть
старший сын и младшая дочь от предыдущего брака. Мать и отчим в 1974 г. переехали во Флориду. У
отца оцениваемой семьи есть старший брат, который, по-видимому, из всех трех детей имеет самые
большие проблемы функционирования. Старшая сестра отца со своей семьей живет в Лонг-Айленде.
Несколько его родственников по линии бабушек и дедушек, по крайней мере со стороны матери, живы.
Бабушка по материнской линии (ей 95 лет) находится в доме для престарелых во Флориде поблизости
от своей единственной дочери, старшей из детей, т. е. матери отца изучаемой семьи.
Рис. 3. Диаграмма А показывает, как обозначать смерть человека. Возраст на момент смерти — 75 лет.
Диаграмма В показывает развод, зарегистрированный 4 сентября 1981 г., после которого попечение
ребенка было доверено матери. Дата реального прекращения брачных отношений также может быть
указана. Диаграмма С фиксирует развод, зарегистрированный 4 сентября 1981 г., после которого
ребенок был отдан на попечение отца. Диаграмма D показывает развод и повторный брак мужчины.
Диаграмма Е показывает развод и повторные браки обоих супругов. Для простоты объяснения другие
данные на этих диаграммах опущены
А В
Рис. 4. Диаграмма А показывает мужчину, супруга которого умерла, оставив ему двух дочерей. Он
женился повторно и имеет сына от второго брака. Диаграмма В показывает брак между двумя людьми,
которые ранее оба состояли в браке. После развода мужа сын был отдан на попечение бывшей жене.
После развода жены дочь осталась жить с ней. У них есть также общий сын. Неоднократные и
повторные браки могут затруднить их изображение на диаграмме. Когда соответствующие даты и
другая информация включаются в семейную диаграмму, то картина становится более ясной
Рис. 5. Диаграмма А относится к 14-летнему мальчику, усыновленному во второй день жизни. Обычно
указывается дата реального появления ребенка в семье, а не дата завершения юридических процедур по
оформлению усыновления. Диаграмма В показывает прерывание беременности, выкидыш или аборт.
Подобные события могут оказать исключительно важное влияние на эмоциональную жизнь семьи.
Диаграмма С — это рождение мертвого ребенка с указанием его пола. Сюда может включаться и
информация о причинах смерти, если она известна
Мать изучаемой семьи, старшая из двух детей в своей родительской семье, выросла в Нью-Йорке. Когда
ей было 19 лет, ее родители разошлись, а спустя два года официально оформили развод. Через год после
развода ее отец вновь женился, в настоящее время он проживает в Нью-Йорке. Ее мать в повторный
брак никогда не вступала. В 1980 г. она вышла на пенсию, продолжает жить в Нью-Йорке. В 1981 г. ей
диагностировали рак молочной железы. Метастазы были обнаружены в 1982 г. Младший брат жены
исследуемой семьи живет в Лонг-Айлэнде, и недавно у него появились проблемы в семье. У жены брата
два года назад была обнаружена эритоматозная волчанка. Она прошла курс лечения и в настоящее
время находится в состоянии ремиссии. У супруги из исследуемой семье есть тетя и дядя по
материнской линии, проживающие в Нью-Йорке, и ряд двоюродных родственников (братьев и сестер)
как со стороны матери, так и со стороны отца. После рождения второго ребенка она пережила состояние
депрессии и прошла двухгодичный курс психотерапии. У ее мужа и их старшего 15-летнего сына
никаких симптомов не наблюдается.
Рис. 6. Семейная диаграмма
После двух интервью с мужем и женой семейная диаграмма выглядела следующим образом (рисунок 6).
На основании информации, собранной в оценочном интервью и изображенной на семейной диаграмме,
можно получить представление об эмоциональном процессе в этой семье. Имеющиеся данные
позволяют предположить, что супруга более адаптивна в брачных отношениях. Это впечатление
основано на наблюдении за периодом после рождения второго ребенка, когда у нее возникли симптомы.
Однако в последние годы симптоматика у нее не возобновлялась. Это наводит на мысль, что первичная
форма эмоционального функционирования ядерной семьи — эмоциональная сверхвовлеченность
родителей в проблемы дочери. Скорее всего, это такая ситуация, когда внешний стресс повысил
уровень эмоционального процесса и вызвал появление симптомов. Наиболее очевидный внешний
источник стресса — это раковое заболевание с метастазами у матери жены. Эмоциональная позиция
жены во взаимоотношениях со своей родительской семьей, особенно с матерью и братом, и реакции
мужа на ее позицию могут быть важными темами обсуждения в терапевтическом процессе. Для 12-
летней дочери может оказаться конструктивным и полезным, если ее родители перестанут
зацикливаться на ее потребностях и переключат свое внимание на общие семейные проблемы. После
того как с семьей проведено оценочное интервью и составлена семейная диаграмма, полезно провести
систематический анализ и интерпретацию всей полученной информации. Эту интерпретацию можно
рассматривать как форму постановки семейного диагноза.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ (СЕМЕЙНЫЙ ДИАГНОЗ)
Интерпретация данных оценочного семейного интервью и семейной диаграммы разбивается на
следующие десять сфер: (1) идентифицируемый пациент; (2) позиция братьев и сестер; (3)
эмоциональный процесс в ядерной семье; (4) стрессоры; (5) эмоциональная реактивность; (6)
адаптивность основной семьи; (7) стабильность и целостность расширенной семейной системы; (8)
разрыв
эмоциональных связей; (9) терапевтический фокус; (10) прогноз.
Идентифицируемый пациент
Идентифицируемый пациент является основным объектом внимания в общепринятом медицинском и
психиатрическом диагнозе. Определение члена семьи с расстройством и клинической природы этой
дисфункции является первым шагом семейного диагноза. Член семьи (носитель симптома) может быть
идентифицирован следующим образом: 37-летняя жена и мать; 16-летний сын; 84-летняя бабушка (мать
мужа). Затем описывается категория симптомов. Категориями являются: физическая дисфункция,
эмоциональная дисфункция и социальная дисфункция. После этого описывается конкретный
клинический диагноз в рамках категории: например, заболевание сердца; камень в почке; агорафобия;
острая психотическая реакция; пристрастие к азартным играм; воровство в магазинах. В последнюю
очередь описывается тяжесть или острота симптомов. Это можно сделать в форме количественной или
качественной шкалы, например, от 1 до 4; от 1 до 10; слабый — сильный. Такая оценка основывается на
детальной истории симптомов, которая была получена в ходе оценочного интервью. Выраженность
симптоматики определяет степень нарушения функционирования. Если заявленной проблемой является
конфликт между супругами, то оценивается выраженность этого конфликта. Если у дисфункциональной
личности обнаруживается иной тип дисфункции — в дополнение к тому, по поводу которого семья
обратилась за терапевтической помощью, — этот другой симптом также описывается и оценивается. У
человека может быть и физическое расстройство, и эмоциональная дисфункция. Если симптомы
обнаруживаются у нескольких членов ядерной семьи, то они описываются и оцениваются по
вышеуказанной схеме.
Позиция братьев и сестер
Исследование порядка появленгох детей и позиций, которые они занимают в семье (далее - сиблинговая
позиция), проведенное Уолтером Тоуменом (1961), было включено
18 Теория
в теорию семейных систем в начале 1960-х годов. Основная теоретическая предпосылка Тоумена
заключается в том, что конкретные характеристики личности в некоторой степени определяются
первоначальной конфигурацией семьи, в которой ребенок растет и становится взрослым. Например, у
старшего брата младшей сестры есть склонность быть лидером, способным усердно и энергично
работать и терпеть лишения и испытания. Для него естественно брать на себя ответственность и
считать, что задачи не будут выполнены до тех пор, пока он не сделает это сам или не позаботится о
том, чтобы их выполнил кто-то другой. Младший брат старшего брата наилучшим образом чувствует
себя тогда, когда о нем заботятся другие. Для него, в отличие от старшего брата, неестественно
присваивать себе роль лидера и брать на себя ответственность. Он склонен считать, что задачи будут
выполнены другими. Обаяние и очарование часто являются его отличительной чертой. Старшая сестра
в семье, где есть младшая сестра, стремится быть самостоятельной и независимой и сама заботится о
других. Она может действовать излишне самоуверенно, переоценивая свои реальные возможности,
хочет быть лидером, но при этом желает властвовать и доминировать над другими. Младшая сестра, по
сравнению со старшей, выбирает более яркий и рискованный образ жизни. Вместо того чтобы
демонстрировать в своем поведении черты матери или хозяйки, она хочет быть женственной,
капризной, непостоянной и своенравной. Она редко бывает хорошим лидером.
Тоумен описал предсказуемые личностные характеристики, связанные с другими комбинациями
позиций детей в семье, такими, как старший брат с младшей сестрой, младший брат со старшей сестрой,
старшая сестра с младшим братом, младшая сестра со старшим братом, единственный ребенок и
близнецы. Средние дети могут сочетать в себе опыт взросления в двух позициях: младше, чем старший
брат или сестра, и старше, чем младший брат или сестра. Временной интервал в порядке появления
детей также важен. Обычно предсказуемость характеристик, связываемых с каждой сиблинговой
позицией, уменьшается, если разница в возрасте между детьми достигает
пяти или более лет. Личностные профили Тоумена настолько детализированы, аккуратны и точны, что
полезно ознакомиться с его оригинальными работами, чтобы по достоинству и в полной мере оценить
его вклад в разработку этой проблемы.
Личностные профили тех сиблинговых позиций, которые дети занимают в семье, подсказывают
характеристики личности партнеров, подходящих для успешного брака. Если старший брат, выросший с
младшей сестрой, женится на младшей сестре, выросшей со старшим братом, то возможно зеркальное
отражение их личностных характеристик, которые будут давать положительный вклад в
эмоциональную взаимодополняемость их отношений. Наоборот, взаимодополняемость будет меньше,
если младший брат, выросший со старшим братом, женится на младшей сестре, выросшей со старшей
сестрой. Оба являются младшими детьми в своих семьях и не привыкли жить со сверстником
противоположного пола.
Понятие функциональной позиции в теории семейных систем указывает на то, что любой семьи имеет
конкретные функции. Эти функции выполняются конкретными людьми внутри семейной системы.
Когда один человек выполняет определенные функции, то другие члены семейной системы не будут их
исполнять. Человек рождается в определенной позиции по отношению к своим возможным братьям и
сестрам. Благодаря рождению в конкретной позиции, человек принимает на себя и те функции, которые
связаны с данной позицией. В определенной мере личность индивида формируется самой
функциональной позицией, которую он занимает в семье. Например, поведение старшего ребенка в
семье во взаимоотношениях со своими родителями и младшими братьями и сестрами вполне
предсказуемо. То, как и в какой мере он функционирует, формирует его личность, которая по мере
своего развития оказывает обратное влияние на содержание его функционирования. Несмотря на то, что
все люди вырастают в разных семьях (различное социально-экономическое положение, разное
культурное происхождение, разный уровень дифференциации), по мере взросления они могут занимать
идентичные функциональные позиции в своих семьях. Поэтому
18*
теория семейных систем предсказывает, что все старшие дети имеют ряд общих важных личностных
характеристик. Исследование Тоумена подтвердило, что существует взаимосвязь между развитием
личности ребенка и его функциональной позицией20.
Теория семейных систем добавляет к «нормальным личностным профилям» Тоумена важный параметр
— дифференциацию личности. В исследованиях Тоумена описаны характеристики, но не уровни
функционирования. Например, не все старшие братья по своим личностным качествам похожи друг на
друга. Зрелый старший брат легко принимает на себя функции лидера и ответственность, но не
пытается контролировать других людей или вмешиваться в их дела. Он позволяет другим брать
ответственность на себя. В отличие от него, незрелый старший брат может оказаться догматичным и
властным лидером, не способным уважать права других. Чрезмерная сосредоточенность на мысли: «Я
являюсь старшим братом» может резко снизить функциональную эффективность. У такого старшего
брата может оказаться младший брат, который в реальности окажется «функциональным» старшим
братом. Этот функционально старший ребенок больше похож на старшего, чем ребенок, старший по
времени рождения. Зрелый младший брат, который не обязательно является сильным лидером, берет на
себя ответственность и способен привнести в ситуацию взаимодействия ценные личностные качества и
установки, которых может не быть у старшего брата или сестры. В личности незрелого младшего
Вопрос о том, до каких пределов и в какой мере дети в семье усваивают различные функции, выходит за
пределы определения их функциональной позиции. Один ребенок может приобрести одни черты
личности родителя, а другой ребенок может усвоить другие черты личности того же самого родителя. В
семье с двумя детьми-девочками одна дочь может сформировать черты и особенности поведения,
которые считаются маскулинными, а другая дочь может усвоить фемининные функции и качества.
Желание походить на кого-то заложено в самой природе человека. Что-то из этого переноса от одного
поколения к другому имеет генетическую основу, но большая его часть идет от стремления подражать
другим людям. Поэтому люди, выросшие в одной семье, часто одинаково говорят, имеют одинаковую
походку, одинаково думают и действуют.
брата параметры «профиля младшего брата» по классификации Тоумена часто проявляются чрезмерно
резко и преувеличенно. Личностно незрелый младший брат может пройти по жизни, не принимая на
себя никакой ответственности, лишь выдвигая требования и бунтуя против тех, кто стоит выше его.
Не существует абсолютно лучшей сиблинговой позиции. Каждая позиция имеет свои положительные и
отрицательные стороны. Старший сын вместе с младшим могут образовать прекрасную команду,
взаимно дополняя друг друга. Однако в условиях стресса их кооперация может дать трещину. У
старшего ребенка может появиться чувство, что всю работу делает он один, что его «чрезмерно
используют» и «недостаточно ценят». Младший ребенок может переживать от ощущения того, что его
отставили в сторону, что на него «давят» или его «отвергают». Конечно, существует и много других
возможностей. Нормативные личностные характеристики, задающие профиль любой сиблинговой
позиции, могут и отличаться от характеристик реального лица, занимающего эту позицию. Просто
существует набор характеристик, типичных для конкретных позиций. Например, младшая сестра,
имеющая старшую сестру, может быть отличным лидером. А старшая из сестер может быть
женственной и капризной. Важно также помнить, что сиблинговая позиция учитывает и объясняет
только часть личностных характеристик человека.
Полная конфигурация ядерной семьи дает важную информацию для постановки семейного диагноза.
Сиб-линговые позиции каждого из родителей сразу же дают возможность составить определенное
мнение о некоторых аспектах их семейных отношений. Семейная психотерапия двух родителей,
которые являются младшими детьми в своих семьях, в содержательном плане отличается от
психотерапии родителей, являющихся старшими среди своих братьев и сестер. Брак между супругами,
являющимися младшими детьми в своих семьях, может привести к тому, что ни один из них не будет
стремиться брать на себя ответственность за принятие семейных решений, особенно в стрессовых
ситуациях. И наоборот,
брак между супругами, являющимися старшими среди своих братьев и сестер, может приводить к
конфликтам и столкновениям в отношении того, кто в семье главный, особенно в условиях стресса. Чем
ниже уровень дифференциации личности, тем чаще люди попадают в такого рода тупиковые ситуации.
Если оба родителя сами были младшими детьми, их первый ребенок может проявить себя в роли
родителя своих родителей. Сиблинговые позиции бабушек и дедушек также важны. Мать, которая
выросла как младшая из двух сестер, при том, что ее мать (бабушка ребенка) также была младшей из
сестер, часто имеет типичный личностный профиль младшей сестры. Это необязательно хорошо или
плохо. Признание того, что кто-то занимает определенную функциональную позицию в семье,
позволяет делать предположения о вероятных формах поведения и установках этой личности.
Есть несколько способов регистрации информации о сиблинговой позиции индивида. Эти позиции
хорошо видны на семейной диаграмме, поскольку братья и сестры изображаются (там, где это
возможно) в порядке убывания возраста слева направо. Старший брат брата символически записывается
как б(б), младший брат брата — как (б)б, а младший брат сестры — как (с)б. Конфигурация из
нескольких детей может выглядеть, например, как (б)с(б)(с), что означает: девочка, вторая по рождению
из четырех детей, у которой есть старший брат, младший брат и младшая сестра. Эти символы удобны
при описании семейного диагноза.
Эмоциональный процесс в ядерной семье
Эмоциональный процесс в ядерной семье определяет течение и формы ее эмоционального
функционирования. Содержание симптомов распространяется от проблемного индивида на всю систему
взаимоотношений ядерной семьи. Диагностика основных форм эмоционального функционирования
осуществляется на основе тщательного изучения истории семьи. Если функционирование одного из
супругов хронически нарушено в течение ряда лет, если функционирование другого супруга и детей в
основном нормальное и если супружеские отношения остаются гар-
моничными, то это свидетельствует о том, что недиффе-ренцированность семьи главным образом
поглощается нарушенным функционированием одного из супругов.
В семье может существовать и несколько механизмов, снижающих общую тревогу. Обычно легче всего
определить ту схему эмоционального функционирования, которая способствует проявлению
клинической дисфункции и по поводу которой семья обратилась за терапевтической помощью21.
Намного труднее определить взаимоотношения, которые обусловили возникновение серьезных
симптомов или менее серьезных нарушений в прошлом. Возможно, отец не станет добровольно
рассказывать о том, что давно злоупотребляет алкоголем. Однако если спросить его, как он справляется
со своей тревогой, вполне возможно, что он расскажет о том, что пьет. Не исключено, что отец сильно
пил в течение ряда лет и в то же время ему удавалось сохранять вполне адекватный уровень
функционирования во многих сферах жизни. Его сын, которому несколько лет назад был поставлен
диагноз «шизофрения», может быть основной проблемой семьи и именно тем лицом, по поводу
которого родители обратились за терапевтической помощью. В этом случае главным механизмом,
поглощающим не-дифференцированность семьи, является чрезмерная вовлеченность в проблемы сына.
Вторым механизмом является терпимость к особенностям функционирования одного из супругов.
Направление эмоционального процесса в основной семье можно изобразить несколькими способами.
Его можно обозначить как «дисфункция у супруга», можно изобразить символически при помощи
стрелок или ломаных линий, как на рисунке 1, кроме того, направленность эмоционального процесса в
этой семье с основным симптомом шизофрении у сына и вторичным симптомом алкоголизма у отца
можно изобразить как на диаграмме (рисунок 7).
Когда один из членов семьи является носителем симптома, то не всегда легко понять, каким образом
семейный эмоциональный процесс отразился на функционировании симптоматической личности.
Обычно оба супруга идут на многочисленные компромиссы, чтобы снизить тревогу. Поэтому те
способы, с помощью которых один из супругов стал более терпимым или «обезличенным», могут
оказаться не столь очевидными.
Рис. 7. Жирная стрелка от матери к сыну означает, что основная форма эмоционального
функционирования в семье — это процесс семейной проекции. Тонкие стрелки, направленные вниз у
отца и вверх у матери, означают, что вторичная форма эмоционального функционирования в семье —
это дисфункция одного из супругов
Изображение эмоционального процесса семьи на диаграмме или с помощью символов может его
чрезмерно упростить и обеднить содержательно. Кроме того, диаграммы в большей степени
отображают статическую ситуацию, чем динамический процесс. Стрелка, указывающая направление от
матери к сыну, не может охватить все процессы, которые создают и поддерживают сверхвовлеченность
семьи в проблемы сына и его сверхвключенность в дела семьи. Стрелки, направленные вниз от отца и
вверх от матери, можно было бы интерпретировать как наличие у отца симптомов, связанных только с
процессом супружеских взаимоотношений. Однако процессы, способствующие возникновению и
развитию симптома, всегда включают не один, а больше видов взаимоотношений. Квадраты, круги и
стрелки не могут описать и обозначить сдвиги и изменения направления эмоционального процесса.
Однако, несмотря на недостатки, диаграммы эмоционального процесса семьи фиксируют (и
напоминают), что симптом, имеющийся у того или иного члена семьи, определенным образом отражает
этот процесс. Главное различие между семейным диагнозом и общепринятым медицинским или
психиатрическим диагнозом состоит в отношении к самому симптому: если последний рассматривает
симптом как индикатор «болезни», приписываемой только «пациенту»,
то первый — как индикатор эмоционального процесса, выходящего за границы «пациента» и
содержащего в себе всю систему семейных взаимоотношений.
Стрессоры
Определение событий или стрессоров, приведших к нарушению эмоционального равновесия семьи, —
это четвертый компонент семейного диагноза. После выявления конкретных событий дается
качественная оценка общего уровня стресса в семье. Говоря о стрессе, указывают на событие, а не на
реакцию семьи на это событие. Но при этом эмоционально «перегруженная» последовательность
реакций, начавшаяся в ответ на событие и обусловившая определенные «подвижки» в системе
семейных взаимоотношений, зачастую является намного большим и интенсивным источником стресса,
чем само это событие. Этот четвертый компонент семейного диагноза ограничивается, однако,
описанием самих стрессогенных событий.
Стрессорами могут быть текущие события или события, происходившие в прошлом в ядерной и