Символика синего цвета в одежде
Все, что М. Люшер связывал с предпочтением или отвержением синего цвета, справедливо, конечно же, и для того, какую одежду выбирает человек и что этот выбор может означать.
Говоря о синей одежде, часто возникает ассоциация с шелком и бархатом, с одной стороны, и джинсовой тканью, с другой.
Шелк и бархат - это мягкие, ласкающие тело и кожу ткани, пробуждающие в человеке волшебство нежности. В них всегда чувствуется дыхание неба и ночи, что-то тонкое и праздничное: вечернее платье, красивая мантия.
В противоположность этому, грубая, прочная, долго не изнашивающаяся синяя ткань используется для рабочей одежды, а также в ставших повседневными голубых джинсах. Будничная, непраздничная, делающая всех одинаковыми синяя униформа - повседневная одежда большинства населения Китая, вызывающая ассоциацию “синих муравьев”. Синие кители - рабочая одежда на многих предприятиях. Темно-синяя форма используется служащими железной дороги во многих странах. Форма летчиков тоже синего цвета. В ней есть что-то от синего неба, цвета простора, зовущего вдаль, но и подчиняющегося определенной строгой дисциплине. Синий - цвет формы полиции и милиции.
Синий - классический цвет формы моряков, принятый во всех странах мира, цвет просторов моря, флотского порядка и дисциплины. Синий цвет испокон веков использовался в военной форме. Образ “голубых драгун” стал поэтическим символом. Оттенок синего цвета “берлинская лазурь” получил свое название от синей формы прусских полков. Именно с этим оттенком синего цвета H. Heiss и R. Hiltmann [13] связывают функцию контроля и управления.
Голубой цвет джинсов характеризует определенный стиль жизни и принадлежность к определенному социальному слою и возрастной группе. Изначально это был символ жизни ковбоя и фермера, независимого, самостоятельного, умеющего справиться с любыми трудностями.
Люди, избегающие в своей одежде синий цвет, могут протестовать таким образом против любых норм и авторитетов. Если женщина избегает шарма голубого платья или темно-синего бархата, это может свидетельствовать о неуверенности и зажатости. Иногда отвержение синего цвета в одежде может быть связано с отчасти бессознательным отвержением родителей.
Первичный опыт
На всем протяжении существования человечества люди ощущали и ощущают себя и свой мир под синим сводом неба. Синий цвет неба - это впечатляющее воздействие земной атмосферы на наш глаз, преломляющей и осветляющей черноту космоса и отражающей в то же время солнечное излучение, спасая нас от разрушающего действия ультрафиолета. Куда бы мы ни посмотрели, мы видим голубую даль неба. Синий и голубой цвет дает нам ощущение бесконечной прозрачности и, в то же время, защищенности.
Переживанию синего цвета неба противостоит переживание синего цвета воды, в которой, в свою очередь, отражается небо. То, насколько оттенок цвета воды отражает настроение человека, хорошо видно в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина [7].
“Жил старик со своею старухой
У самого СИНЕГО моря...”
Когда старик во второй раз приходит к морю попросить у рыбки избу,
“ПОМУТИЛОСЬ синее море.”
Ведь
“Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба”.
Когда
“Еще пуще старуха вздурилась...
По щеке ударила мужа...
ПОЧЕРНЕЛО синее море.”
И наконец, когда
“Еще пуще старуха вздурилась...
... на море ЧЕРНАЯ буря...”
По мере погружения в глубину изменяется оттенок синего цвета от бирюзового до ультрамаринового (василькового). Сине-зеленая градация цвета моря придает ему характер загадочности.
На земле человек переживает синий цвет, рассматривая синие камни. Среди ювелирных камней синего и голубого цвета бирюза считается талисманом, помогающим в сердечных делах. Это символ неизменной и верной любви. Распространено мнение, что бирюза приносит счастье и мирит супругов, примиряет все враждебное, прекращает ссоры, устанавливает мир в семье. Однако, людям, не соблюдающим нравственные заповеди, злобным, недоброжелательным бирюза приносит несчастье. Считается, что этот камень обладает лечебными свойствами: бирюза помогает тем, кто мучается от бессонницы или ночных кошмаров; созерцание бирюзы по утрам улучшает зрение.
Самая глубокая и насыщенная материализация сущности синего цвета воплощается в красивейшем драгоценном камне лазурите (ляпис-лазури). Это ярко-синий камень с вкраплениями серебряных блесток, что делает его похожим на ночное небо со звездами. В V‑I вв. до н. э. лазурит называли сапфиром. Сапфир воплощающий прозрачность как таковую, цвет воздуха, небесное творение, открывающееся в чуде. Сапфир - это камень верности, целомудрия и скромности. Кроме всего прочего, сапфир еще и талисман влюбленных и новобрачных, а также камень мудрых. Считается, что сапфир возбуждает жажду познания, укрепляет память, усиливает благоразумие и рассудительность, исцеляет от меланхолии и привлекает симпатию окружающих.
В средние века символика драгоценного камня связывалась со спиритуальным значением элемента, на который он похож. В случае сапфира это небо. В христианской символике средневековья синий всегда считался “небесным цветом”. Практиковалась медитация на сапфире, которая воспринималась как “медитация на небе”, помогающая, среди прочего, при глазных болезнях (синий цвет как символ дали, хорошего зрения далеко расположенных предметов), освобождающая из тюрьмы и плена (синий цвет как символ свободы, безграничных просторов).
Прозрачно нежную синь воды повторяет аквамарин - прозрачный, зеленовато-голубой камень. Встречаются и ярко-голубые аквамарины. Это амулет счастливых супружеских союзов, взаимной любви и уважения. Аквамарин также служит профессиональным талисманом моряков, обеспечивает безопасность в путешествиях и победу в морских сражениях. Считается, что аквамарин способен успокаивать бури и охлаждать страсти. Он помогает при болезнях горла и зубов. Страдающим этими недомоганиями рекомендуют носить ожерелье из аквамарина.
В живой природе синий цвет связан для человека, прежде всего, с цветами. Некоторые из них, например, ярко-синяя горечавка, растут в труднодоступных местах и поэтому бывают особенно редкими и ценными, символизируют что-то особенно дорогое. Синий цикорий, называемый также “ждущим у дороги”, и голубые незабудки уже одним своим именем говорят о символике эроса и верности. В природе дикорастущих синих и голубых цветов несравненно больше, чем выращиваемых в садах и на клумбах. Многие из них связаны с весной, появляясь на свет вслед за белыми и желтыми цветами. Один из красивейших цветов наших широт, излучающий небесно-синий цвет, и как никакой другой цветок напоминающий радужную оболочку человеческого глаза - это василек. Другой синий цветок - это синий ирис (касатик). Эти цветы как бы передают одухотворенную сущность синего цвета.
В христианской культуре, и особенно в католической, многие синие цветы используются для приношения Деве Марии, Царице Небесной, изображаемой в голубом плаще цвета неба.
Тем самым круг замыкается: воздействие синего цвета на человека основано на действии синего цвета неба с его полной света прозрачностью и воды с ее глубиной и дальними просторами. Переживание прозрачности и глубины связано с переживанием трансцендентального, божественного начала. Синий цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром. Как цвет воздуха синий цвет выражает готовность человека принять для себя присутствие и силу Бога, синий стал цветом веры, цветом верности, цветом стремления к чему-то таинственному и чудесному. Как цвет морских глубин синий цвет символизирует глубины души, бессознательное.
От прозрачности воды и воздуха синий цвет приобретает такие свойства как ясность, четкость, рациональное понимание, интеллектуальную силу духа. Духовная составляющая синего цвета ближе к небу, составляющая души ближе к символике моря и морских глубин.
Связь синего цвета с воздухом, ветром и облаками символизирует мечтания, фантазии, потери реальности вплоть до существования в “воздушных замках”. Синий цвет дурмана при алкоголизме и наркомании воплотился в выражении “сизый нос”.
И наконец, синий цвет может быть связан со страхом утонуть в бездне. “Peur bleu”- так называют французы метафизический “синий страх”. Из Франции пришел в наши сказки и злодей Синяя борода, в котором соединились деструктивное начало и страсть к убийству.
Чудодейственная, волшебная сторона синего цвета отразилась в символике магов и волшебников, появляющихся в синем плаще или синем тюрбане.
Символика и архетипы
“Голубой цветок” - поэтический символ романтики, выражение метафизической тоски, духовного эроса. Этот символ связан с творчеством немецкого поэта и философа XVIII века Новалиса (настоящее имя и фамилия - барон Фридрих Леопольд фон Гарденберг), представителя раннего романтизма в Германии. Новалис высказывал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности взаимоперехода всех вещей (“магический идеализм”). Он идеализировал средневековье, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и “заботу” об индивиде. В незаконченном романе “Генрих фон Офтердинген” [4, 19] на фоне погони героя за “голубым цветком” поэзии Новалис дает квинтэссенцию своего мистического мировоззрения. М. Люшер считал, что в символике “голубого цветка” отражается “блаженное исполнение идеала единства”.
Во французской сказке “Король-Ворон” [1] принцесса должна найти синюю траву, ту, “что поет ночью и днем” и “крушит железо”, чтобы спасти заколдованного в цепи короля воронов. Два раза она находит траву, “голубую от верхушки до корня”, но только в третий раз это была “та голубая трава, что поет ночью и днем, что крушит железо”. Принцессе нужен цвет беззаветной верности и преданности (“поет и ночью, и днем”, “крушит железо”), чтобы расколдовать черноту короля воронов. Ей нужно пение голубой травы, чтобы заколдованный черный король воронов прекратил свое карканье. Ей нужна нежность эроса голубой травы, чтобы разрушить железную цепь, которой сковал короля воронов злой колдун.
С точки зрения символики цвета, интересно, что принцесса - дочь “зеленого” человека. Зеленый цвет природных душевных сил и надежды, предпосылка для подвига спасения. Но его недостаточно, чтобы расколдовать черную птицу и вернуть жениха. Для этого необходима помощь синего цвета - символа трансцендентального начала.
Среди других сказочных персонажей можно вспомнить сказку о Синей бороде (символе ужаса и неотвратимости) и о Синей птице, приносящей счастье.
Во времена христианского средневековья люди, являющиеся в синем и голубом, считались “знающими истину о небесном”. Их камнем считался прозрачный сапфир, сквозь который проникают небесные силы. То, что исходит от неба, творится небом, предстает символически в синем цвете.
В этой связи характерно видение жившей в XII веке аббатисы Хильдегард фон Бинген [9]. Она увидела “сверхсветлый свет” и в нем сапфирно-синий человеческий образ, горящий в красном сиянии пламени. Это видение было запечатлено одной из монахинь на медитативной картине. В центре изображена сапфирно-синяя диафоническая (просвечивающая) фигура человека в середине окружающего ее круга красно-золотого пламени, которое ее со всех сторон освещает, но не касается. Красно-золотой круг окружен, в свою очередь, кругом мощного светлого пламени, переданного серебряным цветом - это “сверхсветлый цвет” в видении. Создается впечатление, что человеческая фигура окружена концентрическими энергетическими кругами. Свет в картине приходит, в свою очередь, из области еще более глубокого синего цвета, цвета неба. Это область трансцендентального. Все изображение окружено зеленой рамой, состоящей из орнамента. Для Хильдегард фон Бинген это “benedicta viriditas”, зеленая сила космоса, которая идентична для нее силе Божественного творения.
Сапфирно-синяя фигура человека посредине излучает небесный свет и небесную силу. Она выступает из центра картины и простирает навстречу зрителю благославляющие руки. И все же в ее взгляде и жесте чувствуется очевидная дистанция. Это воздушное видение явилось Хильдегард фон Бинген трижды. Сама она считала, что сапфирно-синяя фигура человека была воплощением самого Христа. Однако этот образ не соответствует традиции изображения Иисуса Христа в христианской культуре. В нем очень сильно представлены женские черты. Видение поэтому можно связать с образом “Христа в ней”, внутренним образом Христа в Хильдегард фон Бинген или видением своего скрытого “собственного Я” (“Self”), образа Бога в человеке, ядра внутренней сущности, то, что К.Г.Юнг называл “самостью”.
Символика сапфирно-синего цвета очень древняя. Трон Зевса изображался как сапфирно-синий небосвод. Сапфир - это тот драгоценный камень, который должен быть взят для строительства небесного Иерусалима.
В синем плаще в христианской традиции принято изображение Девы Марии. Мария в этом значении - Царица Небесная, покрывающая этим плащом, защищающая и спасающая верующих (Покровский собор).
М. Люшер выделяет в символике синего цвета также и такой аспект, как “первичное материнское начало единения, верность и доверие, любовь и самоотдача”.
Синий плащ как символ связи с “Царством небесным” характеризует также и самого Иисуса Христа. Он передает эту связь далее своим апостолам и последователям, которые тоже часто изображались в синих одеждах, символизирующих начало трансцендентальности и веры.
Звездную синюю мантию носили императоры “Священной римской империи германской нации”, что символизировало христианское господство над миром “данное свыше”, “благословенное Богом”.
По почти единодушному мнению древнегреческих философов, синий цвет символизирует философию как метод познания мира. Платоники считали, что именно синий, особенно его темные оттенки, - это цвет мудрости Вселенной, это последняя черта перед Истиной.
В Древнем Египте считалось, что в синем цвете обитают боги. Гробницы фараонов расписывались синим цветом, чтобы мертвые покоились в божественном присутствии, в сохраняющем вечную жизнь присутствии неба. Космическим символом ночного звездного неба считался в Древнем Египте прежде всего лапис-лазурит. Его синий цвет связывали с верой в божественные силы. В качестве символа жизни и воскресения его использовали в амулетах, кольцах, для изображения священных жуков скарабеев, клали вместе с мертвыми в могилу.
Синий цвет как цвет явления божества характерен и для других религий. Зороастризм видел в темно-синем цвете одну из основных частей гармонического склада мироздания через его конфликт с другим полюсом - красным цветом. Именно в этом противостоянии и заключена движущая и неумолимая сила Времени.
Один из основных богов в индийской мифологии - Кришна (букв. “черный”, “темный”, “темно-синий”), защитник, избавитель, бог любви и танца, почти всегда предстает в темно-синем цвете, сравнимом с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары.
Тибетский буддизм трактует явление Будды Вайрочаны в синем цвете, символизируя тем самым трансцендентальную мудрость, потенцию и пустоту. Синий цвет находится в центре многих тибетских мандал. Гневные тибетские богини изображались в темном цвете индиго, символизируя темные начала, страх, принуждение и уныние. [3]
Политическая символика синего цвета часто связана с духовно-религиозным аспектом. В государственном флаге Израиля две голубые полосы и голубая шестиконечная звезда на белом фоне символизируют постоянное присутствие Торы в мире, в соответствии с одной из заповедей иудаизма привязывать к одежде специальные кисти с включением нитей синего цвета: “И сказал Господь Моисею, говоря: Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои, и были святы пред Богом вашим” (Числа 15, 37-41).*
Во многих многоцветных флагах присутствует синий цвет. Например, во французском триколоре синий символизирует свободу. Флаг объединенной Европы - ЕС - представляет круг золотых звезд (по числу государств-членов ЕС) на синем фоне. Флаг ООН тоже голубого цвета.
Таким образом, синий цвет - это архетипический символ единства, преодоления границ и принадлежность одному большому целому.
Литература
1. Король-Ворон: Сказка. - Перев. с французского М.Абкиной. - М., ОГИЗ, 1993
2. Кудрявцева, М.: Цвет непристойности, “Московский комсомолец”, 25 июля 1996 г., с. 3
3. Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991
4. Немецкая поэзия XIX века: Сборник. - Сост. А.С.Дмитриев. - М.: Радуга, 1984
5. Николаев, С.М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30
6. Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47
7. Пушкин, А.С.: Сказака о рыбаке и рыбке, М., “Детская литература”, 1970
8. Пятикнижие Моисеево: - С дословным русским переводом Е.К.Штейнберга. - Вильна: Типография И.И.Пирожникова, 1902
9. Bingen, Hildegard v.: Wisse die Wege - Scivias, hrsg. von M.Böckler, Salzburg 1975
10. Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy”, New York 1950
11. Chevalier, J. / Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris 1974
12. Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum”, München 1956
13. Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951
14. Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975
15. Heimendahl, E.: Licht und Farbe”, Berlin 1961
16. Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980
17. Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischen Praxis, Fellbach/Oeffingen 1980
18. Lüscher, M.: Klinischer Lüscher -Test, Basel 1970, S. 26
19. Novalis, Heinrich von Ofterdingen: Gedichte, Romane, Zürich 1968
20. Riedel, I.: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983
21. Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefьhlsbestimmung der farben, in: Psych. Studien XII, 1912
[1] По материалам книги Ингрид Ридель “Цвета в религии, обществе, искусстве и психотерапии” (Riedel, Ingrid: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983).
[2] Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefühlsbestimmung der farben, in: Psych. Studien XII, 1912
[3] Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischen Praxis, Fellbach/Oeffingen 1980
[4] Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980
[5] Куликов, А.И.: Сказка С.Т.Аксакова “Аленький цветочек”, Ðîññèéñêèé ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé âåñòíèê, 1993-1994, № 3-4, с. 125
[6] Кудрявцева, М.: Цвет непристойности, “Московский комсомолец”, 25 июля 1996 г., с. 3
[7] Николаев, С.М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН,1995, с. 32, 34
[8] Lüscher, M.: Klinischer Lüscher -Test, Basel 1970, S. 26
[9] Радунская, И.Л.: Предчувствия и свершения, М., “Детская литература”, 1978, с. 27-47
[10] Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, Bern 1975
[11] Chevalier, J., Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris 1974
[12] Göttner-Abendroth, H.: Die Göttin und ihr Heros, Fraurenoffensive, München 1980
[13] Мифы народов мира, т. 1, М, “Сов. энциклопедия”,1991
* Из комментария Е. К. Штейнберга: “Народу, которому предназначено было образовать государство священническое (Исх. 19, 6), необходимо было носить на себе наглядный знак, который напоминал бы ему постоянно о зависимости его от избравшего его Бога и об обязанности быть к Нему привязанным душой и сердцем при всех своих жизненных отправлениях и во всяком своем местопребывании. Таким знаком должны служить кисти на четырех углах одежды, которые, подобно наперстнику священника (Исх. 28, 28), привязываются шнурком голубого цвета, напоминающего о синеве небесной, о верховном Правителе судьбы” [8].