Функции диспозиции модальностей Я.
Одно из требований к диспозиции, как к единице анализа, связано с реализацией важнейших функций Я-концепции - обеспечением функции внутренней согласованности, интерпретации опыта и антиципации.
Внутренняя согласованность проявляется в стремлении индивида поддерживать устоявшееся представление о самом себе. Информация, противоречащая существующим представлениям, либо не допускается к осознаванию, либо вытесняется, либо искажается.
Для человека характерно поступать соответственно тому, что он о себе думает. Например, есть умницы-студенты, решившие, что они не умеют выступать перед аудиторией. Они стремятся отсиживаться на семинарах даже при наличии отличных знаний, при дружественном расположении к ним однокурсников и побуждениях со стороны преподавателя. Если их все-таки удается вытянуть к доске, то они ведут себя так, как будто бы действительно не умеют говорить. Однако в другой обстановке, даже во время экзамена, а тем более среди узкого круга друзей, они зачастую проявляют достаточное красноречие.
Замечательный пример того, что в своих действиях человек руководствуется представлениями о самом себе приводит Р. Бернс. «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизированного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, проходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего» [3, с. 40]. То есть, она привела его в соответствие с представлением о себе.
Несомненно, устойчивость самовосприятия обеспечивает вся Я-концепция. Однако из этих двух примеров видно, что основной удар в плане поддержания внутренней согласованности принимает на себя одна единственная диспозиция: в первом примере - «Я не умею выступать…», во втором - «Я не обладаю большим умом…». Представляется правдоподобным, что этим свойством обладает каждая диспозиция.
Вторая функция Я-концепции – это интерпретация опыта. Человек воспринимает и интерпретирует события окружающего мира в зависимости от того, как он воспринимает самого себя. Без преувеличения можно сказать, что восприятие мира, его оценка и отношение к нему – это сам субъект. Тот, у кого на глазах розовые очки, столкнувшись с подлостью и лицемерием,
возможно, проинтерпретирует события в некоторой сказочной манере. Тот, у кого на глазах черные очки, при столкновении с заботой и вниманием к себе, вероятно, усмотрит в них какой-либо подвох. Подобные, а так же ряд других феноменов, МИСС вскрывает без особого труда*.
Кроме того, как уже отмечалось, в структуре диспозиции кроме модальностей Я представлено социальное окружение. Интерпретация действий других людей во многом определяется их положением на континууме конструкта по отношению к характеристикам Я. Разумеется, интерпретация производится не вообще, а в связи с каким-то частным аспектом (конструктом). Например, если человек считает себя очень стеснительным, то поведение других людей, которые, в свою очередь (сами по себе) тоже стесняются, он будет интерпретировать как более свободное. Это означает, что функция интерпретации опыта в простейшем виде также проявляется на уровне отдельной диспозиции.
Третья функция Я-концепции – это обеспечение прогноза событий. Здесь следует сразу же сделать ссылку на Дж. Келли. В его теории одна из главнейших функций конструкта – это функция антиципации, предсказания. Это отражено в формулировке основного постулата его теории: «Процессы конкретного человека, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в русле которых он антиципирует события» [6, с. 65].
В МИСС эта функция выступает еще более отчетливо. Поскольку диспозиция модальностей Я напрямую и неразрывно связана с конструктом, то появляется возможность отследить положения модальностей Я, связанных с антиципацией. Например, о прогнозе развития собственных качеств свидетельствует положение модальности «Я, каким, скорее всего, буду» на шкале конструкта. При желании в тест можно включать и «мнимые персонажи» (сын, каким он, скорее всего, будет), тогда предсказание будет относиться к другим людям.
Необходимо отметить, что во многих случаях предсказать, как человек предскажет самого себя, можно и без обращения к антиципирующим модальностям Я. Например, если в тесте проявилась диспозиция «Я был, остаюсь и хочу оставаться честным человеком», то предсказать, что человек ожидает от себя в ближайшем будущем, как правило, не сложно. Таким образом, третья функция Я-концепции также проявляется на уровне отдельной диспозиции.
Все сказанное можно обобщить следующим образом: диспозиция модальностей Я, как единица анализа, обеспечивает реализацию важнейших функций Я-концепции.
Горизонтальные структуры диспозиций модальностей «Я».
Одним из способов анализа психодиагностической информации, которую предоставляет репертуарный тест, является анализ корреляционных плеяд конструктов. Поскольку каждая диспозиция жестко привязана к определенному конструкту, то появляется возможность проинтерпретировать связи диспозиций, осуществив тем самым переход от анализа индивидуального сознания к анализу Я-концепции.
Интерпретация связей диспозиции отличается от интерпретации корреляционной связи между конструктами. Понятие положительной и отрицательной корреляционной связи теряет свое непосредственное значение, трансформируясь в понятие противоречивого или непротиворечивого самовосприятия (пример противоречия см. ниже).
Диспозиции аспектов«Я», наложенные на корреляционные плеяды конструктов, открывают сложную полифонию самоощущения и самовосприятия. Если изолированное рассмотрение диспозиции позволяет только лишь констатировать некоторый факт субъективной жизни (конфликт, мечта, ностальгия и т.д.), то анализ структур часто позволяет вскрыть причины многих из них.
Прежде чем перейти к описанию структур диспозиций, необходимо сделать несколько замечаний о функциях модальностей «Я».
Идеальное Я – это цель, образно выражаясь, - магнит, который притягивает Я актуальное. Последнее всегда ориентировано в направлении идеала. Проявление Я-воспоминания заключается в том, что оно, наоборот, удерживает актуальное Я от движения, пытаясь навязать старый и привычный способ поведения. Таким образом, зачастую, актуальное Я находится в условиях компромисса. Это относится к диспозициям «Мечта», «Развитие», «Достигнутая ценность». Диспозиция «Инвариантная ценность», с этой точки зрения, является их частным случаем: воспоминание удерживает актуальное Я там, где ему и хотелось бы оставаться.
Однако если придерживаться такого способа рассуждения, то местоположение актуального Я необъяснимо в диспозициях «Ностальгия», «Конфликт» и «Инерция». Там Я-идеал и Я-воспоминание «тянут» актуальное Я в одну сторону – в направлении и желаемого, и привычного способа поведения. Объяснение может быть получено только в том случае, если рассматривать диспозицию не изолированно, а в рамках метасистемы, каковой является вся совокупность диспозиций.
На рисунке 1.3 приведен случай, объясняющий «Инерцию». Девушка, девятнадцати лет, стала более упрямой, чем ей хотелось бы. Ниже приводится реконструкция ее способа рассуждения, основанная на корреляционных связях конструктов и местоположению актуального Я на шкалах этих же конструктов.*
Суровые и волевые люди – упрямые
Я стала суровой и волевой (такой, какой и хотела быть)
Следовательно, я должна быть упрямой.
Из этого примера видно, что причиной избыточного упрямства являются ее «успехи» в культивировании у себя суровости и воли. Кроме того, этот пример в очередной раз подтверждает аксиому о том, что человек стремится сохранять непротиворечивое представление о самом себе (коль стала волевой и суровой, должна поступать соответственно - быть упрямой).
Здесь же уместно отметить еще одно обстоятельство. Положение любой модальности Я может быть осознаваемым. Однако целостная диспозиция, а тем более структура диспозиций, как правило, не осознаются.
Добрые Суровые
|…..………........…В…………………….………Я…И…..|
Покорные Упрямые
|….................………В…………И……......…Я…………..|
Безвольные Волевые
|….................……В…………..……......……Я…И……..|
Рисунок 1.3. Пример столкновения диспозиции «Инерция» с диспозициями «Достигнутая ценность».
Рисунок иллюстрирует причину инерции – «проскакивание» актуального Я за идеальное.
Наряду с непротиворечивым восприятием самого себя иногда, при анализе структур диспозиций, приходится иметь дело и с противоречиями в самовосприятии или восприятии других людей. На рисунке 1.4 показан один из таких случаев. Противоречие связано с положением актуального Я:
Умные люди – образованные
Я – человек умный.
Следовательно, я должен быть образованным, но таковым не являюсь.
В то же время, восприятие идеального Я – непротиворечиво:
Умные люди – образованные
Я хочу быть человеком умным
Следовательно, я хочу быть образованным.
Умные Глупые
|______И__Я_____________________________________|
| ______И__________________________________Я_____|