Функции диспозиции модальностей Я.

Одно из требований к диспозиции, как к единице анализа, связано с реализацией важнейших функций Я-концепции - обеспечением функции внутренней согласованности, интерпретации опыта и антиципации.

Внутренняя согласованность проявляется в стремлении индивида поддерживать устоявшееся представление о самом себе. Информация, противоречащая существующим представлениям, либо не допускается к осознаванию, либо вытесняется, либо искажается.

Для человека характерно поступать соответственно тому, что он о себе думает. Например, есть умницы-студенты, решившие, что они не умеют выступать перед аудиторией. Они стремятся отсиживаться на семинарах даже при наличии отличных знаний, при дружественном расположении к ним однокурсников и побуждениях со стороны преподавателя. Если их все-таки удается вытянуть к доске, то они ведут себя так, как будто бы действительно не умеют говорить. Однако в другой обстановке, даже во время экзамена, а тем более среди узкого круга друзей, они зачастую проявляют достаточное красноречие.

Замечательный пример того, что в своих действиях человек руководствуется представлениями о самом себе приводит Р. Бернс. «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизированного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, проходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего» [3, с. 40]. То есть, она привела его в соответствие с представлением о себе.

Несомненно, устойчивость самовосприятия обеспечивает вся Я-концепция. Однако из этих двух примеров видно, что основной удар в плане поддержания внутренней согласованности принимает на себя одна единственная диспозиция: в первом примере - «Я не умею выступать…», во втором - «Я не обладаю большим умом…». Представляется правдоподобным, что этим свойством обладает каждая диспозиция.

Вторая функция Я-концепции – это интерпретация опыта. Человек воспринимает и интерпретирует события окружающего мира в зависимости от того, как он воспринимает самого себя. Без преувеличения можно сказать, что восприятие мира, его оценка и отношение к нему – это сам субъект. Тот, у кого на глазах розовые очки, столкнувшись с подлостью и лицемерием,

возможно, проинтерпретирует события в некоторой сказочной манере. Тот, у кого на глазах черные очки, при столкновении с заботой и вниманием к себе, вероятно, усмотрит в них какой-либо подвох. Подобные, а так же ряд других феноменов, МИСС вскрывает без особого труда*.

Кроме того, как уже отмечалось, в структуре диспозиции кроме модальностей Я представлено социальное окружение. Интерпретация действий других людей во многом определяется их положением на континууме конструкта по отношению к характеристикам Я. Разумеется, интерпретация производится не вообще, а в связи с каким-то частным аспектом (конструктом). Например, если человек считает себя очень стеснительным, то поведение других людей, которые, в свою очередь (сами по себе) тоже стесняются, он будет интерпретировать как более свободное. Это означает, что функция интерпретации опыта в простейшем виде также проявляется на уровне отдельной диспозиции.

Третья функция Я-концепции – это обеспечение прогноза событий. Здесь следует сразу же сделать ссылку на Дж. Келли. В его теории одна из главнейших функций конструкта – это функция антиципации, предсказания. Это отражено в формулировке основного постулата его теории: «Процессы конкретного человека, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в русле которых он антиципирует события» [6, с. 65].

В МИСС эта функция выступает еще более отчетливо. Поскольку диспозиция модальностей Я напрямую и неразрывно связана с конструктом, то появляется возможность отследить положения модальностей Я, связанных с антиципацией. Например, о прогнозе развития собственных качеств свидетельствует положение модальности «Я, каким, скорее всего, буду» на шкале конструкта. При желании в тест можно включать и «мнимые персонажи» (сын, каким он, скорее всего, будет), тогда предсказание будет относиться к другим людям.

Необходимо отметить, что во многих случаях предсказать, как человек предскажет самого себя, можно и без обращения к антиципирующим модальностям Я. Например, если в тесте проявилась диспозиция «Я был, остаюсь и хочу оставаться честным человеком», то предсказать, что человек ожидает от себя в ближайшем будущем, как правило, не сложно. Таким образом, третья функция Я-концепции также проявляется на уровне отдельной диспозиции.

Все сказанное можно обобщить следующим образом: диспозиция модальностей Я, как единица анализа, обеспечивает реализацию важнейших функций Я-концепции.

Горизонтальные структуры диспозиций модальностей «Я».

Одним из способов анализа психодиагностической информации, которую пре­доставляет репертуарный тест, является анализ корреляционных плеяд конструктов. Поскольку каждая диспозиция жестко привязана к определенному конструкту, то появ­ляется возможность проинтерпретировать связи диспозиций, осуществив тем самым переход от анализа индивидуального сознания к анализу Я-концепции.

Интерпретация связей диспозиции отличается от интерпретации корреляционной связи между конструктами. Понятие положительной и отрицательной корреляционной связи теряет свое непосредственное значение, трансформируясь в понятие противоре­чивого или непротиворечивого самовосприятия (пример противоречия см. ниже).

Диспозиции аспектов«Я», наложенные на корреляционные плеяды конструктов, открывают сложную полифонию самоощущения и самовосприятия. Если изолирован­ное рассмотрение диспозиции позволяет только лишь констатировать некоторый факт субъективной жизни (конфликт, мечта, ностальгия и т.д.), то анализ структур часто по­зволяет вскрыть причины многих из них.

Прежде чем перейти к описанию структур диспозиций, необходимо сделать не­сколько замечаний о функциях модальностей «Я».

Идеальное Я – это цель, образно выражаясь, - магнит, который притягивает Я ак­туальное. Последнее всегда ориентировано в направлении идеала. Проявление Я-вос­поминания заключается в том, что оно, наоборот, удерживает актуальное Я от движе­ния, пытаясь навязать старый и привычный способ поведения. Таким образом, зачас­тую, актуальное Я находится в условиях компромисса. Это относится к диспозициям «Мечта», «Развитие», «Достигнутая ценность». Диспозиция «Инвариантная ценность», с этой точки зрения, является их частным случаем: воспоминание удерживает актуаль­ное Я там, где ему и хотелось бы оставаться.

Однако если придерживаться такого способа рассуждения, то местоположение актуального Я необъяснимо в диспозициях «Ностальгия», «Конфликт» и «Инерция». Там Я-идеал и Я-воспоминание «тянут» актуальное Я в одну сторону – в направлении и желаемого, и привычного способа поведения. Объяснение может быть получено только в том случае, если рассматривать диспозицию не изолированно, а в рамках метаси­стемы, каковой является вся совокупность диспозиций.

На рисунке 1.3 приведен случай, объясняющий «Инерцию». Девушка, девятнадцати лет, стала более упрямой, чем ей хотелось бы. Ниже приводится реконструкция ее спо­соба рассуждения, основанная на корреляционных связях конструктов и местоположе­нию актуального Я на шкалах этих же конструктов.*

Суровые и волевые люди – упрямые

Я стала суровой и волевой (такой, какой и хотела быть)

Следовательно, я должна быть упрямой.

Из этого примера видно, что причиной избыточного упрямства являются ее «ус­пехи» в культивировании у себя суровости и воли. Кроме того, этот пример в очеред­ной раз подтверждает аксиому о том, что человек стремится сохранять непротиворечи­вое представление о самом себе (коль стала волевой и суровой, должна поступать соответст­венно - быть упрямой).

Здесь же уместно отметить еще одно обстоятельство. Положение любой модальности Я может быть осознаваемым. Однако целостная диспозиция, а тем более структура диспозиций, как правило, не осознаются.

Добрые Суровые

|…..………........…В…………………….………Я…И…..|

Функции диспозиции модальностей Я. - student2.ru

Покорные Упрямые

 
  Функции диспозиции модальностей Я. - student2.ru

|….................………В…………И……......…Я…………..|

 
  Функции диспозиции модальностей Я. - student2.ru

Безвольные Волевые

|….................……В…………..……......……Я…И……..|

Рисунок 1.3. Пример столкновения диспозиции «Инерция» с диспозициями «Достигнутая цен­ность».

Рисунок иллюстрирует причину инерции – «проскакивание» актуального Я за идеальное.

Наряду с непротиворечивым восприятием самого себя иногда, при анализе структур диспозиций, приходится иметь дело и с противоречиями в самовосприятии или восприятии других людей. На рисунке 1.4 показан один из таких случаев. Противоре­чие связано с положением актуального Я:

Умные люди – образованные

Я – человек умный.

Следовательно, я должен быть образованным, но таковым не являюсь.

В то же время, восприятие идеального Я – непротиворечиво:

Умные люди – образованные

Я хочу быть человеком умным

Следовательно, я хочу быть образованным.

Умные Глупые

|______И__Я_____________________________________|

       
    Функции диспозиции модальностей Я. - student2.ru
  Функции диспозиции модальностей Я. - student2.ru
 

| ______И__________________________________Я_____|

Наши рекомендации