Раннее и дошкольное детство

Вопрос

Основные группы типичных проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье:

Ø проблемы родителей, связанные с воспитанием детей;

Ø проблемы, обусловленные трудностями в психическом развитии и обучении детей;

Ø проблемы развития способностей ребенка, его жизненного и профессионального самоопределения;

Ø личностные проблемы детей и подростков;

Ø проблемы межличностного взаимодействия в семье и ближайшем окружении.

Все эти проблемы тесно связаны с возрастными особенностями ребенка и, следовательно, имеют свою специфику, определяемую возрастом ребенка.

Варианты типичных проблем детско-родительских отношений в зависимости от возраста ребенка.

Раннее и дошкольное детство

Тип проблемы Сущность проблемы Содержание консультативной работы
Проблемы родителей, связанные с воспитанием детей 1. Супруги не мо гут договориться между собой о том, как обучать и воспитывать ребенка.   1. В этом конкретном случае не существует универсальных рекомендаций. Главное в успешном решении данной проблемы состоит в том, чтобы обучение и воспитание шло на пользу ребенка. Для того чтобы консультирование оказалось максимально полезным для ребенка и родителей, необходимо его проводить по следующему плану: 1. необходимо выяснить, в чем состоят разногласия между родителями в вопросах воспитания и обучения детей. 2. Каждому родителю необходимо предоставить возможность объяснить свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. 3. Каждому из них необходимо указать на сильные и слабые стороны их позиции. 4. Желательно провести личную встречу обоих супругов для согласования их позиций по обучению и воспитанию детей. Роль консультанта на данной встрече – компетентный, компромиссно настроенный арбитр, целенаправленно ведущий обе стороны к согласию друг с другом. Консультанту необходимо порекомендовать клиентам список хорошей научной и научно-популярной литературы для самообразования в области обучения и воспитания.  
Проблемы, обусловленные трудностями в психическом развитии и обучении детей 1.Cупруги стал киваются с трудностями установления нормальных отношений с ребенком в связи с его чрезмерной активностью или аптичностью, безразличием ко всему.   2.Ребенок, кото рому исполнило сь 7 лет не хочет идти в школу, и родителей это очень беспокоит   1.Непослушание ребенка данном возрасте, когда наступает время первого возрастного кризиса, обычно связано с тем, что дети развиваются быстрее. чем это замечают взрослые. Поэтому взрослые не успевают перестраивать свое поведение и отношение к ребенку. Непослушание представляет форму протеста против неадекватного обращения взрослых. Все это консультант должен довести до сознания родителей, одновременно посоветовав психологическую литературу, содержащую рекомендации о том. как вести себя с ребенком в период кризиса 2-3 лет. Проявление пассивности у детей этого возраста не является нормой. Однако следует отличать аномальную пассивность и природную медлительность ребенка, обусловленную особенностями темперамента. Причинами аномальной пассивности могут быть слишком жесткое воспитание, наличие множества неоправданных запретов, ограничений. Если эти причины устранить активность восстановится. Приступая к решению данной проблему, вначале следует изучить темперамент ребенка и особенности родительского воспитания. Затем только делать выводы о путях решения проблемы. 2.Консультанту необходимо начать с выяснения причин, почему ребенок не хочет идти в школу. Опрос может быть поведен по следующей схеме: 1. Хочешь ли ты пойти учиться в школе? 2. Зачем нужно ходить в школу? 3. Что в школе может быть плохое? Почему некоторые люди не хотят учиться в школе? 4. Чем обычно занимаются в школе? 5. Что такое школьные уроки? Чему можно научиться в школе? 6. Станет тебе лучше или хуже, если ты пойдешь в школу? Почему? 7. При каких условиях ты согласен пойти в школу? Работа по повышению мотивационной готовности к обучению в школе может сводиться к тому, чтобы различными способами вызвать у ребенка повышенный интерес к обучению.  
Проблемы межличностного взаимодействия в семье и ближайшем окружении Супруги, у которых уже есть два или более ребенка (не старше подросткового возраста), жалую тся на то, что между их детьми почему-то не складываются нормальные взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты Необходимо снять не вполне обоснованное беспокойство родителей, заверив их в том, что конфликт между детьми явление временное, обусловленное возрастом. При этом не стоит безоговорочно становиться на сторорну только одного ребенка, даже если первоисточником конфликта является другой ребенок. Важно научить детей умению предупреждать и избегать конфликтных ситуаций, не поддаваясь на провокационные действия др.  
Проблемы развития способностей ребенка, его жизненного и профессионального самоопределения 1.Родители желают присту пить к обучению своего ребенка с раннего дошколь ного возраста, но не знают, пра вильно ли они делают, с ранних лет загружая его учебой     2.Родители ре бенка старшего дошкольного воз раста готовят его к поступлению в школу и хотят сделать все от них зависящее, чтобы как можно лучше его под готовить к обуче нию в школе. 1.Консультант должен убедить родителей, что они поступают правильно, но вместе с тем очень важно не допустить серьезных ошибок в обучении и воспитании ребенка, которые могут помешать его нормальному развитию. В связи с этим необходимо соблюсти ряд условий: 1. Обязательно и своевременное выявление имеющихся у ребенка способностей. 2. Активное включение ребенка в те виды деятельности, которые могут превратить имеющиеся у него задатки в способности. Проведение с ребенком занятий в интересной игровой форме, так как важным фактором развития любых способностей у ребенка является отсутствие принуждения в учении и исключение давления на него со стороны взрослых. Благодаря этому можно избежать умственных и физических перегрузок. 2.Следует предложить родителям провести тщательную психодиагностику для того, чтобы: - постараться точно определить то, в чем он не готов к обучению в школе; - выявить какие резервы есть для дальнейшего психологического развития; - определить задатки для развития общих и специальных способностей ребенка. В соотвтетсвии с полдученными результатами определяется страегия работы с ребенком.  

Младшие школьники

Тип проблемы Сущность проблемы Содержание консультативной работы
Проблемы, обусловленные трудностями в психическом развитии и обучении детей Родители, у которых ребенок начал учиться в первом классе, беспокоятся о том, что их ребенок плохо учится В каждом конкретном случае необходимо выяснить причину неуспеваемости. От этого зависят практические рекомендации. 1. В случае слабого развития у ребенка основных когнитивных процессов, консультант может порекомендовать самим родителям или с помощью специалиста-психолога в течении нескольких месяцев с помощью специальных упражнений поработать над развитием соответствующих когнитивных функций. 2. Если у ребенка отсутствуют или слабо развиты деловые, коммуникативные функции, то он не сможет преодолевать трудности, которые естественно возникают в любом сложном деле, в том числе и в учении. Рекомендуется развивать соответствующие качества, но не в учении, а в других более привлекательных и интересных для ребенка видах деятельности. 3. Неправильное обращение с ребенком в семье, как причина его отставания в учебной деятельности, может проявляться в том, что к ребенку уже в дошкольном возрасте предъявляются чрезмерно высокие требования. несоответствующие его возрастным особенностям. Консультант должен выяснить ошибки воспитания и разработать совместно с родителями дальнейшую стратегию поведения.  
Проблемы межличностного взаимодействия в семье и ближайшем окружении 1.Родители, у которых ребенок учится в нача льной школе столкнулись с тем, что у их ребенка не скла дываются отно шения с другими детьми.     2.Родители, у которых ребенок учится в нача льной школе столкнулись с тем, что у их ребенка не скла дываются отно шения с учителями. 1.Консультанту необходимо: 1.выянить при каких условиях, в какой обстановке чаще всего возникают проблемы взаимодействия. попросить родителей внимательнее понаблюдать за ребенком в этих условиях. 2. Определить какую позицию занимает ребенок в конфликтных ситуациях, и помочь родителям правильно оценить эту позицию. 3. Следует установить, как ко всему этому относятся сами родители, помочь им осознать это отношение 4. Прояснить, как в самом деле к этому ребенку относятся другие дети. В зависимости от прояснившихся обстоятельств, коррекционные мероприятия будут направлены на самого ребенка, на его сверстников, либо взрослых людей.   2.Причины данной проблемы могут быть либо в отрицательных чертах характера ребенка, либо в том, что ребенок не вполне соответствует общим, привычным, предъявляемым к детям в школе требованиям, те самым, доставляя учителям много трудностей. Нестандартность может проявляться в особенностях его деятельности, в специфике его когнитивных процессов, в наличии у ребенка особенных свойств, черт темперамента, необычности стиля общения с окружающими. Консультант должен разъяснить, прежде всего, родителям то, что нестандартность ребенка – не всегда отрицательное качество. Затем необходимо психологическое обследование для выяснения в чем именно проявляется нестандартность, что в ней отрицательного и положительного, что необходимо сохранить, а от чего избавиться. При необходимости провести работу по изменению позиции учителя по отношению к ребенку.

Подростки

Наши рекомендации