Сигналы и язык движений тела
Сколько времени занимает привыкание и распознавание «сигналов» ребенка? Когда наступает понимание?
В основном это занимает от двух недель до трех месяцев. Однако само привыкание проходит у всех по-разному. Здесь есть множество разных факторов: возраст вашего ребенка, ваша чувствительность и отзывчивость… Еще важно, был ли в прошлом у вас такой опыт и был ли у малютки опыт «жизни без подгузника» хотя бы время от времени.
Все ли дети подают понятные «сигналы»?
Да, конечно. Просто у одних детишек «сигналы» более очевидные, чем у других, а некоторые мамы лучше понимают малышей, чем другие. Способность «прочитать» сигнал зависит от Вашей интуиции, от искренности ваших намерений и частично от вашего любопытства. Важно сосредоточиться именно на ребенке и постараться не занимать свои мысли множеством других дел. Возможно, в этот период вам не стоит распылять себя на множество других занятий или людей.
Я помню случай, когда мама не замечала довольно явные «сигналы» до тех пор, пока я ей прямо на них не указала. К сожалению, наша культура не поощряет близкий контакт с малышами и изучение языка движений тела. Конечно, вам было бы проще, если бы вы с детства наблюдали высаживание сестренок, братишек и соседских детей. Я советую вам запоминать типичные случаи поведения дочери в то время, как она «ходит». Помните про намекающий звук, подавайте его своей девочке всякий раз, когда она «сходила» или собирается. Когда девочка привыкнет, что вы ее поддерживаете, она будет «сигналить» все более и более четко.
(См. гл. 9 «Как это происходит? или Четыре средства на пути к свободе от подгузников»).
Какие «сигналы» подает ребенок, когда хочет в туалет?
У совсем маленького новорожденного «сигналы» такие:
- извивание, выгибание тела,
- гримаски на лице,
- взгляд «внутренней концентрации»,
- пауза или замирание посреди активности
- либо, наоборот, неожиданный всплеск активности,
- настойчивый взгляд, направленный на взрослого,
- пробуждение ото сна.
Ребенок постарше будет «сигнализировать» так: подойдет (подползет) к маме, поведет ее за собой в место «туалета», будет извиваться на руках, попытается вылезти из слинга или «кенгурушки», слезть с кровати. Будет настойчиво привлекать к себе внимание, издавать «намекающий звук», держаться за область гениталий или сядет на ваших руках в привычную для туалета позу. Если ребенок обнажен, вы сможете увидеть движение соответствующих мышц «внизу».
У одних детей сигналы более явные, у других – менее заметные. Сигналы также меняются по мере роста ребенка. Однако внимательное наблюдение за малышом подскажет вам, как распознать нужный момент.
Влияет ли болезнь на «сигналы» малышей? Как при этом меняется способ общения?
Заболевания, конечно же, накладывают свой отпечаток. Могут измениться как «сигналы», так и ритмы, с которыми малышок «ходит». Некоторые детки могут совсем перестать «сигналить», либо начать «сигналить» о другом - о своем плохом самочувствии и потребности в заботе. Неопытный родитель при этом может запутаться. Наиболее сложные случаи – диарея, колики или другие расстройства желудка, т.к. их легко спутать с потребностью «сходить по-большому».
С другой стороны, любое заболевание проходит легче, если маленький находится у мамы на руках. Ласковые поглаживания животика исцеляют колики, а контакт с маминым телом помогает крохе расслабиться и почувствовать себя гораздо лучше. Создается впечатление, что мама лечит без лекарств; многие знают об удивительной целебности контакта «кожа к коже». Все эти меры улучшают ваше взаимопонимание, вот поэтому вы по-прежнему способны понимать язык «сигналов» малыша, даже если они изменились. В крайнем случае, можно временно одеть ребенку подгузник или положить под попу полотенце.
(См. «Если малыш заболел» в гл. 12).
Почему мой сын часто упирается, когда я сажаю его для «дела»? Он крепко сжимает ножки и выгибает спинку дугой.
Ваш ребенок очень четко сообщает Вам, что НЕ ХОЧЕТ. Может быть, сейчас ему не нужно (пока не готов), или Вы оторвали его от какой-либо интересной активности. Может быть, Вы держите малыша неудобно или сами излишне нервничаете. Все, что нужно сделать в ответ на подобный сигнал –это сразу же согласиться и пойти сыну навстречу. Попробуйте чуть попозже или подержите его в другой позе или в другом месте.
(См. «Когда маленький сигналит: «Нет» в гл. 9).
ПРОГУЛКИ И ПУТЕШЕСТВИЯ.
Как Вы поступали во время путешествий в машине?
Это зависит от ребеночка и от ситуации. Например, мой сын уже в 5 месяцев мог путешествовать в машине, четко «сигналя» о потребности «сходить по – большому», а также мог подождать в случае необходимости. Где-то с шести - семи месяцев у нас не было промахов с «делами по-маленькому». Он сознательно ждал, пока я найду место для стоянки и смогу его «подсадить». Как хороший пассажир, он путешествовал в своем автомобильном кресле и предпочитал ездить без подгузников. Мне рассказывали и о других детишках, еще более юных, которые легко путешествовали без подгузников.
Честно говоря, в первые пять месяцев я старалась совсем не ездить в машине – разве что в случае крайней необходимости. Я считала, что мне и маленькому лучше находиться дома или возле дома, в окрестностях.
Собираясь в дорогу, подумайте, где вы сможете делать остановки, чтобы дать пассажиру «сходить». Сделайте «дело» заранее, перед поездкой – так всем будет спокойнее. Здесь нет особой разницы для ребеночка, воспитанного методом естественной гигиены и «традиционного» малыша постарше, который уже умеет ходить на горшок.
Нет ничего страшного в том, чтобы высадить малютку в кустах около дороги. Если вас это смущает или поблизости нет кустов, возите с собой горшочек с хорошей крышкой.
(См. «Путешествия в машине» в гл. 11).
Что мне делать, если мы с ребенком вышли из дома (например, в магазин)? Что делать, если в общественном месте я не могу сосредоточиться на сигналах своего ребенка?
Самое интересное, что некоторые мамы признаются, что у них гораздо лучше получается сосредоточиться на сигналах малыша именно тогда, когда они НЕ дома. В эти моменты обостряется желание избежать конфуза и вы слушаете ребенка изо всех своих сил. Ваше внимание к малышу резко возрастает!
Если необходимо «сходить» не дома, поищите место, где ребенок мог бы сделать свои дела. Очень многие учреждения – школы, кафе, рестораны – предлагают своим посетителям «удобные места». (Прим. от переводчика. Для канадских читателей госпожа Бауэр в этом абзаце рекомендует общественные туалеты. Не уверена, что у нас это подойдет). Планируйте заранее свой маршрут с учетом таких остановок. Либо не отходите далеко от дома в первые недели или даже месяцы, пока у вас не сложатся тесные и доверительные отношения со своим малышом, приносящие комфорт вам обоим.
Многие родители на время выхода «в свет» одевают на маленького подгузники. В этом случае подумайте, где вы сможете комфортно переодеть малыша. Спланируйте и включите в свой маршрут те места, где малыш может переодеться или даже «сделать делишки».
Я серьезно считаю, что в самые первые месяцы вам не нужно далеко путешествовать. Практически все древние культуры полагали, что в первые недели жизни новорожденного мама и малыш должны находиться только вместе. Это – время сладкого уединения, и оно необходимо для того, чтобы вы могли получше друг к другу привыкнуть, понять и проникнуться. Именно в это время вы налаживаете грудное вскармливание, и именно сейчас вы понимаете язык движений тела ребенка. Это – идеально время для начала метода естественной гигиены. Спусти несколько недель или месяцев вы и ребенок понимаете друг друга с полу-взгляда. Вот тогда и приходит пора прогулок на большие расстояния, только тогда!
(См. «Прогулки и путешествия» в гл. 11 и «Время сладкого уединения» в гл. 15).
Когда мы часто гуляем вне дома в подгузниках, есть ли риск приучить ребенка к подгузникам и испортить желание ребенка «сигналить»?
Да, такой риск существует. Есть также опасность, что мама привыкнет полагаться на подгузник и перестанет прислушиваться к поведению своего маленького. Редкое использование подгузника обычно не вызывает проблем, хотя каждый родитель должен сам понять, где та грань, за которой малыш начинает к ним привыкать и хуже чувствует потребности своего тела, теряет свою «наблюдательность».
Я считаю, что лучше всего перестать полагаться на подгузник и регулярно снимать его, чтобы высадить малыша – так, как будто на нем нет подгузника, как будто это обычная одежда. В этом случае ваше взаимное обучение пройдет в значительно более краткие сроки.
ЕЩЕ НЕМНОГО ПРАКТИКИ
Что делать ночью или во время дневного сна малыша?
Есть несколько вариантов.
Малыши редко писают или какают, находясь в глубоком сне. Как правило, они сначала ворочаются – достаточно сильно для того, чтобы разбудить свою маму (если мама спит рядом с ребенком). Мама может отнести деточку в нужное место либо просто высадить над тазиком, стоящим возле кровати. Тазик следует припасти заранее. Малыши, которые не спят, ворочаются и шумят по ночам, могут просто – напросто хотеть в туалет!
Некоторые мамы высаживают своих деток до или после ночного кормления грудью. Можно также покормить ребенка ночью, держа его попу в тазике или горшочке. Для этого горшочек должен быть всегда под рукой.
Можно постелить под ребенка хорошо впитывающую пеленку либо полотенце с клеенкой на тот случай, если малыш все-таки «сходит» в кровать. И, конечно, можно использовать подгузники. Хотя многие мамы, применяющие метод Естественной Гигиены, отмечают, что детки остаются сухими на довольно длительный срок или даже на всю ночь с самого раннего возраста. (Прим. переводчика. - Так и есть. )
(См. «Ночной сон» в гл. 11).
Как помочь малышке пройти переход от высаживания на ручках до сидения на горшочке?
Обычно родителям не нужно ускорять переход. Все произойдет в свое время, Ваша задача – лишь предоставить нужную возможность (в виде горшочка) и объяснить, что с этим делать. Если горшок удобный и малышка понимает его назначение, она сама начнет им пользоваться, как только будет достаточно готова. Это обычно происходит тогда, когда дети начинают ходить и приседать. Очень полезно показать девочке, как на горшочек ходят другие малыши. Мама может показать девочке, как она сама ходит в туалет; мальчику объяснит папа.
Некоторые родители приучают малышей сидеть на горшке тогда, когда детки уже могут сидеть самостоятельно; некоторые с самого начала высаживают над горшочком. Если первоначально вы носили малыша к умывальнику, направьте свои «походы» в новое место – к горшочку. Если малышка в первое время не понимает роли горшка, продолжайте держать ее на руках. Делайте все, как обычно – только над горшком, постепенно снижая высоту. Не сажайте ребенка сразу, пусть это займет несколько дней или недель. Горшок должен быть удобным, устойчивым и не холодным. Высота горшка имеет свое значение. Многие родители предпочитают невысокий горшок, а многие рекомендуют высокий.
(См. «На руках или сидя?» в гл. 11).
А когда она станет старше, можно ли прерывать ее игру для высаживания?
Очень хороший вопрос! Почти все родители даже не думают об этом заранее – интересуются только тогда, когда они уже прервали ребенка, и он сопротивляется. Если думать об этом с самого начала, вы сможете установить мирное дружеское взаимопонимание до того, как малышка достигнет возраста, в котором возможны проблемы. Перерыв для высаживания не покажется ей чем-то обидным.
Чтобы упростить задачу еще больше, поднесите горшочек прямо к занятому ребенку (а не наоборот). Многие родители держат несколько горшочков в разных местах, если дом многокомнатный. Поднесите горшок вплотную к ребенку. Посадите дочь на горшок именно с тем предметом в руках, который она сейчас изучает.
Не бойтесь «промашек». Ваша эмоциональность и резкость, ваши страхи могут обидеть ребенка. В ответ она начнет сопротивляться Вашим попыткам. Реагируйте мягко, с любовью и капелькой юмора. Пусть Ваша дочь чувствует, что Вы рядом, Вы надежны, Вы любите ее и понимаете. В этом случае Вам будет нетрудно сознавать ритмы дочери своим «шестым чувством».
(См. «Можно ли прервать игру ребенка»? в гл. 13)
Как сохранить контакт и понимание, когда крошечка выходит из «ручной фазы» и начинает ползать?
К счастью, к этому возрасту вы уже установили глубокую и прочную связь. Если Вы не первый месяц практикуете метод естественной гигиены, Вы уже знаете «ритмы» своей дочери, понимаете язык ее тела и чувствуете ребенка интуитивно. В свою очередь, ребенок «сигналит» ярко и отчетливо, а Вы понимаете каждый ее намек (на любую тему): у вас почти телепатическая связь. Вы все больше полагаетесь на ответственное поведение доченьки, т.е. знаете, что в нужный момент она Вас позовет. Кроме того, теперь маленькие и большие «дела» происходят реже, чем в первые месяцы, это естественно.
Вам не нужно волноваться о сохранении понимания. Продолжайте вести себя так же, как и раньше: бережно, отзывчиво и с любовью, сохраняйте совместный сон, берите ребенка на руки. Если Вы почувствовали, что контакт между вами подпортился, его можно и нужно усилить. Обнимите малышку, прижмите к себе. Почувствуйте ее всем своим сердцем. Не жалейте на это времени, это прекрасная и чудесная пора. Вдохновляйтесь своим ребенком, играйте с ним и любуйтесь.
Иногда контакт нарушается, если мама слишком устала. Сделайте паузу, возьмите себе «тайм – аут» и отдохните. Посмотрите на все более легкомысленно. Вы удивитесь, но дела пойдут лучше.
ПЕРЕЖИВАНИЯ, ПЯТНА И «ПРОМАХИ».
Мы вернулись из трехнедельного путешествия. До поездки мы уже не пользовались подгузниками, и у нас не было «промахов»; в отпуске мы часто их одевали ребенку и теперь «промахиваемся» каждый день!
Да, Вам можно посочувствовать. Результат, однако, можно было предсказать. Такое часто происходит, если уже научившимся деткам вновь надевают подгузник: на время путешествия, в случае болезни, в период переезда или других перемен.
Сделайте глубокий вдох и расслабьтесь. В принципе, многие совершают такие ошибки, но потом все приходит «на круги своя». Будьте ласковы и спокойны, снимите с крохи подгузник. Наблюдайте, помогайте. Запаситесь терпением. Проведите несколько спокойных дней дома – только вы и ребенок. Постарайтесь восстановить взаимосвязь: будьте нежными. Играйте с ребенком, носите его на руках, обнимайте. Попробуйте снова почувствовать себя с ним одним целым, верните утраченное единство. Ситуация обязательно исправится. Может быть, это займет несколько дней, а, может быть, и недель – но не расстраивайтесь. Дело того стоит! У вас с малышом все обязательно получится!
Мы пока только начинаем. Есть какие-то прогнозы, сколько обычно длится период «промахов»?
Я считаю, что какое-то количество «промахов» неизбежно в первые месяцы приучения. Возможно, иногда «промахи» будут и потом. В африканских племенах, живущих близко к природе, «промахов» не бывает уже после того, как ребенку исполняется 3 месяца. В «цивилизованных» странах период «промахов» длится немного дольше.
Даже при общепринятом «приучении к горшку», когда обучение начинают с детьми постарше, «промахи» все равно неизбежны – и по времени это длится гораздо дольше, чем при методе естественной гигиены; это может занять несколько месяцев (в среднем, 8) а иногда обучение растягивается на годы.
При естественной гигиене новорожденных «тренировка» проходит намного быстрее, «промахи» легче отмываются и гораздо приятнее пахнут. (Это потому, что самые маленькие кушают в основном молочко).
Как Вы реагировали, если «конфуз» все-таки случился?
Спокойно и с любовью. Ведь ребенок и так старается сделать все как можно лучше. Не надо придавать случившемуся эмоциональную окраску. Не вызывайте в маленьком чувство вины или стыда. Это всего лишь небольшой промах. Ничего страшного!
Пока мой сынуля был совсем крошечным, я спокойно вытирала «дело» без слов; только произносила «намекающий звук» типа «пс-пс» или «а-а». Когда малыш чуть подрос, он научился задерживать «дело» на полдороге, я могла остановить его возгласом «подожди!». Он в самом деле ждал, пока я отнесу его к горшочку – и уже там продолжал! Но я думаю, что многие дети найдут это чересчур сложным и обидным, если вы начнете восклицать с негативным оттенком в голосе. Очень важно просить «подожди!» мирно. Не надо ни злиться, ни расстраиваться. Будьте чуткими к маленькому ангелу. Ведь он дорог Вашему сердцу. Не упрекайте его! Он старается.
Берегите взаимопонимание и следите за реакцией малыша. Когда детки подрастают и уже понимают значение горшочка, можно напомнить сокровищу о горшке, но только один раз.
В общем, здесь не нужно говорить много слов. Ваш ребенок учится, Вы тоже. Ничего страшного не произошло. Все придет в норму своим чередом.
(См. «Правильное отношение к «промахам» в гл. 13).
Я мечтаю попробовать Ваш метод, но у нас очень дорогие ковры, от стены до стены во всем доме. Как мне быть с пятнами, когда крохотка научится ползать?
Во-первых, я хочу уточнить, что отсутствие подгузника еще не означает, что «дела» должны происходить по всей квартире. Метод естественной гигиены – это все-таки другое. Но, конечно, бывают случаи, когда взрослый пропускает намек, и малышок «ходит» на пол. Это ничем не отличается от «традиционного» приучения к горшку, когда трех - четырехлетние дети совершают «промахи» на ковер.
Если Ваше отношение к промахам – особенно острое, Вы сделаете все возможное ради того, чтобы их избежать. Ваши страхи пойдут вам на пользу: они обостряют внимание. Обучение завершится успехом гораздо раньше, чем у тех мам и пап, которые смотрят на «промахи» философски. Я знаю это по себе: в гостях мы никогда не «промахивались», т.к. боялись испортить ковры.
Если Вы серьезно волнуетесь и не хотите проводить целые дни в гостях у соседей, положите поверх ковров моющееся покрытие или временно снимите ковры, замените их чем –нибудь другим. Можно сделать это во всем доме или только там, где малыш проводит время чаще всего. Если маленький уже играет на полу, игровую площадь можно накрыть толстым одеялом из шерсти или положить на ковер полотенца. Очищайте пятна сразу же, как они появились и хорошенько прочистите ковры, когда обучение уже завершится.