Чнсть 2. Уроки псинологии a cpeoheu школе
Шестой класс
лял ее на вешалке. Однажды ночью дом качнуло землетрясением, маски попадали и перемешались. Но у многих маски давно отпечатались на лице. Эти наутро легко отыскали свои маски и пошли работать. А остальные обрадовались и разбежались».
ЗйнятиЕ 7. Учимся договариваться
«Эпиграф занятия».Занятие начинается с обсуждения фразы, которая записывается в тетради: «Умение доверять другим людям является огромным богатством человека».
«На приеме у психолога».Из участников выбирается один человек на роль психолога, другой — на роль его клиента. «Клиент» зачитывает текст, подготовленный ведущим. Психолог пытается разобраться в ситуации, дать ему совет. Если выбранному участнику не удается разрешить ситуацию, его место занимает другой ученик.
«Мама говорит, что я стала слишком нервная. Правда, я часто плачу. Но мама меня во всем ограничивает. Постоянно оберегает. Надоело! Я бы хотела, чтобы родители стали меня уважать. А они считают, что я еще маленькая. Но я боюсь сказать им о том, что уже выросла. Боюсь, что они отвергнут меня. Я хочу быть самостоятельной. Но я очень люблю родителей». Люся, 11 лет.
Работа с притчей.Подростки слушают притчу «Глиндум-Фря»*, пытаются определить ее смысл. При этом оговаривается, что вариантов ответов может быть много.
«Фря ел сам себя. Это было его любимое блюдо. Ел-ел — и съел. Никто не сказал ему «приятного аппетита», ведь он был съеден. А сам Глиндум-Фря радовался, что наконец наелся любимым блюдом».
После обсуждения определяется, к какой из масок эта притча больше всего подходит (маске застенчивости).
«Маски».Подросткам раздают по одному силуэту большой маски (размером с лицо). Каждый раскрашивает свою маску в соответствии с выбранным содержанием: прикольщика, «привлекателя» внимания или кого-либо еще. Затем ребята с помощью масок проигрывают ситуации из различных ролей, например, ведущий говорит: «Запишите домашнее задание из маски прикольщика, затем "привлекателя" внимания, застенчивого».
Кротов В.Г. Массаж мысли. М., 1997. С. 45.
Чисть 2. Уроки псинологии в cpeqhsu школе
Шестой клйсс
Теми 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека
11ель:
помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что
вера в себя необходима для развития человека. ,,,,,,
ЗАНЯТ11Е 8. ЗйЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?
«Эпиграф занятия».Занятие начинается с обсуждения фразы, которая записывается в тетради: «Человеку нужно прежде всего верить в себя».
Учащиеся делают вывод, что вера в себя необходима человеку для его развития, для достижения успехов в различных делах, долгой жизни.
«Портрет».Отвечая на вопросы ведущего, учащиеся устно «рисуют портрет» человека, который верит в себя.
— Если человек верит в себя, то какую одежду он предпо
читает носить?
— Как общается с друзьями?
— С родителями?
«В чем проблема?»Ведущий предлагает ситуации, в которых проявляется неуверенность подростков. Учащиеся определяют, в чем проблема каждого подростка, что можно ему сказать, чем помочь.
«Вадик во всем старается быть похожим на других ребят. Только мама его не понимает, когда он просит купить такой же сотовый телефон, как у Вани и Толи. "Ведь у тебя же есть телефон, — говорит она, — неужели для тебя такое значение имеют какие-то вещи?"»
«Света боится одна выходить из дома. Проехать две остановки в автобусе или в метро для нее мучение. Она боится не чего-то конкретного, а просто ей беспокойно быть вне дома одной».
«Славу очень любят ребята и взрослые. Но у него есть своя тайная мука — ему трудно сказать о том, что он сам хочет. Если его спросить о чем-то важном, а хочет ли он этого, он обязательно скажет: "Не знаю, а как бы вы хотели?"»
«Ассоциации».Ведущий говорит о том, что вера в себя или уверенность в себе у каждого свои, и, чтобы ребята осознали это, предлагает игру в ассоциации. Он задает вопросы: «Если бы ваша вера в себя была деревом, то каким?», «Если погодой, то какой?»
«Символ моей веры в себя».Учащиеся в тетрадях рисуют символическое изображение «Вера в себя», затем по желанию рассказывают о своих рисунках.
Работа со сказкой. Про мальчика Неудоба
В стране Суворишь, там, где суровый климат и люди весь год ходят в толстых шубах и шапках, жил один народ. И то ли очень суровый климат влиял, то ли по какой другой причине, но жил он скучно и однообразно. Все думали только о том, как бы накопить побольше денег. Когда денег было уже очень много, люди искали способы их потратить: купить что-то подороже или съездить подальше. Потом потихоньку старели и так же тихо уходили из жизни.
Но там же в стране Суворишь жил мальчик, о котором мы сейчас расскажем. Звали его Неудоб, потому что с ним неудобно было родителям и учителям. Вечно он задавал взрослым какие-то странные вопросы, не хотел слушать их мудрых советов, а главное, не хотел он жить скучно и однообразно, а хотел изменяться, хотел развиваться, хотел искать и находить в себе новые возможности, хотел делиться искорками своего внутреннего света с окружающими людьми. Но то ли климат не позволял ему изменяться, то ли мешали люди вокруг него, застывшие в однообразном движении по кругу: заработать,