Семья как фактор напряжения в процессе социализации
Семья, согласно концепции С.Роудз, проходит семь стадий развития — от стадии формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями.
Процессы социализации в семье включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в определение разрешенного и неразрешенного, в ценностные ориентации взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в системе брака, формализированных различным образом личностными особенностями родителей; в соответствии с ними ребенку предоставляются различные степени свободы самоопределения, самопредставления и развития. Хотя активная роль ребенка в процессе социализации, понимаемом как процесс взаимодействия взрослых и ребенка, только в последнее время попала в поле зрения исследователей, стиль воспитания родителей изучался достаточно давно, в частности взаимосвязь между родительским авторитетом и принадлежностью к тому или другому социальному слою. Не вызывает сомнений и сильная зависимость социализации от материальных и психологических факторов и условий жизни семьи. При этом, несмотря на небольшое значение внешних контактов для процессов социализации в семье («общественная изоляция семьи»), растут внесемейные проблемы детей (успеваемость в школе), которые связаны с семьей (например, помощь и контроль при выполнении домашних заданий) и способны вызвать семейные конфликты.
Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно, поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь, однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного жизненного опыта. Протекающий внутри повседневных ситуаций, испытывающий воздействие установок, настроений и стилей поведения членов семьи, зависящий от возраста детей и жизненного цикла семьи» процесс социализации включает множество ситуаций. В то же время он испытывает воздействие традиций, которые передаются из поколения в поколение. Каждая семья развивает собственную динамику внутрисемейных отношений, на которой сказываются и условия жизни, и требования внесемейных институтов.
Процесс социализации — это процесс научения. Процесс обучения в семье отличается от формального учебного процесса в образовательных учреждениях многими особенностями: это обучение посредством участия в повседневных действиях, посредством подражания и идентификации с тем или иным членом семьи, с его поведением. Процесс обучения в семье закрепляется его связью с познавательными и эмоциональными компонентами, когда послушание, касающееся разрешения и запрещения каких-либо действий, влечет за собой поощрение и наказание. Не менее важно для ребенка, приводят ли его поступки к родительским одобрению или раздражению. Эти особенности формируют глубокое и долговременное воздействие процесса обучения в семье и делают его особо значимым для ранней социализации («первичная социализации») ребенка. Развитие уверенности в себе и доверия к окружающей среде, приучение к самоконтролю (например, соблюдение чистоты), приобретение основных навыков действий (язык, пространственные и временные ориентации) и соответствия ролевым ожиданиям (например, возрасту, полу) и формирование длительной мотивации поступков (например, мотивация успеха, управление агрессией) — все это представляет собой аспекты процессов обучения в рамках первичной социализации, которая предполагает длящуюся во времени и персонализированную среду обучения.
Воспитание самостоятельности, навыки планирования собственного времени, умения задавать вопросы и удовлетворять любознательность, потребность в эмоциональном переживании — эти принципы обучения ребенка в рамках семьи, по сути дела, те же самые, что и в формальных образовательных учреждениях. Однако все эти активации находят оценку — поддержку или ограничение — у взрослых, от которых ребенок находится в постоянной зависимости. Когнитивные процессы обучения ребенка в сочетании с авторитетными отношениями (ср. «доминантная система») и с аффективными отношениями (ср. «система симпатий») между родителями и детьми могут содействовать развитию готовности ребенка к учебе и навыков к учению в школе. Аффективные связи в сочетании с авторитетными отношениями между родителями и детьми и с когнитивными процессами обучения могут содействовать развитию гибкой идентичности, но могут стать и своего рода «тюрьмой», которая будет препятствовать развитию идентичности, уверенности в себе и самостоятельности.
Процессы социализации могут рассматриваться и как коммуникативные процессы (определением «процессы обучения» можно особо выделить содержательный уровень, определением «коммуникативные процессы» можно выделить уровень отношений социализации и воспитания). Взаимовлияние родителей и детей в первую очередь происходит в рамках символического понимания (через интонации, мимику и жесты). Неоднократно указывалось на то, что частота и стиль языковых коммуникаций или частота смеха имеет важное значение для когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка. Это же касается и вопроса о том, следует ли обосновывать запрет или разрешение, и т.д. Форма и стиль коммуникации, техники поощрения и наказания, как правило, перенимаются родителями в более или менее осознанном виде из субкультурной среды и опыта семьи, из которой они происходят. Различают три типичных стиля воспитания: аристократический, демократический и свободный (К.Левин, 1975). В общей модели выделяют следующие направления коммуникаций в семье6:
— личные (функциональные) отношения;
— равноправные (определяющие власть);
— содержательно (формально) определенная интеракция;
— субъективные (механические) временные схемы;
— проблематизирующий (конвенционалистический) стиль интеракции.
Структура процесса обучения и коммуникации в семье, как и прорабатываемые в них темы и конфликты, зависят не только от условий жизни в обществе, от условий жизни в семье, от личностных особенностей родителей, но и от соответствующих проблем, которые характерны для развития ребенка, как и для развития семьи в целом.
Сложнейшая стадия семейных отношений наступает в период, когда дети становятся подростками. В это время у ребенка происходит перенос центра социализации из семьи в группы ровесников; наблюдается тенденция ослабления эмоциональных контактов с родителями, важную роль для подростков начинает играть внешний вид, атрибуты и формы поведения молодежной субкультуры.
Как считает Х.Ремшмит, среди причин конфликтов с родителями можно выделить следующие:
— отсутствие четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
— различие опыта детей и взрослых, особенно в период взросления;
— психологические (установки и представления) и социальные (контролирующая роль взрослых) различия между родителями и детьми;
— перегрузки и напряжения как результат социальных и культурных перемен7.
Наиболее распространенная форма конфликта — побег молодых людей из дома.
Период перегруппировки, когда взрослые дети покидают родительский дом, создают свои семьи, имеет свои сложности в отношениях между детьми и родителями. По мнению Б.Шапиро, именно родители, исходя из своих оценок семейной жизни, своими советами и вмешательством по поводу выбора брачного партнера провоцируют конфликты между поколением «отцов и детей» . Позиция доминирования и покровительства не способствует развитию диалога, а ведет к деструктивным проявлениям8.
На стадии взаимной поддержки возникают конфликты, когда родителям-пенсионерам необходима помощь детей. Конфликты, существующие между поколением родителей и прародителей, чаще всего, как пишет В.Сатир, происходят из-за того, что не выработан единый взгляд на круг семейных проблем в новых ролевых статусах членов семьи. Уважительно относиться к жизни каждого ее члена, радоваться успехам друг друга, совместно преодолевать трудности — такова стратегия преодоления основных межпоколенных конфликтов9.