Когда заканчивается подростковый возраст?

Материалы

Об особенностях поведения детей в подростковом возрасте

Кого считать подростком?

Книг и статей по проблематике подросткового возраста написано очень много, и, тем не менее, количество проблем в этой области не снижается. У подростков и их родителей как возникали, так и продолжают возникать сложные ситуации со взрослыми и сверстниками.

Такая ситуация может быть связана именно с особой значимостью этого возраста в жизни каждого человека, ничего подобного в его жизни не происходило в прошлом не произойдет в будущем. Недаром этот период получил в литературе название «гормональная буря», «эндокринный шторм». Изменения, которые происходят с человеком в этот период весьма значительны как физиологическом, так и в психологическом плане.

Как и было сказано выше, каждый может найти вполне достаточно информации по особенностям подростков. И чтобы не повторятся, в настоящей статье мы более подробно остановимся на том специфическом влиянии, которое оказывает на прохождение подросткового периода «наше время».

Традиционно, подростками называют тех, кто находится в возрастном промежутке между 10 - 11 и 14 - 15 годами. Однако последние исследования, проведенные британскими психологами, а также отечественными исследователями (Г.Г.Филиппова), убедительно показывают, что начало подросткового возраста все чаще приходится на 9 – 10 лет (иногда ранее) и заканчивается в 23 – 25 лет. Такие результаты кого–то могут огорчить, а кого–то обрадовать. Однако, на сегодняшний день это объективная реальность. Социальное влияние на подрастающее поколение таково, что инфантилизация процветает в нашем обществе. Присмотритесь по внимательнее, наши родители начинали свой трудовой путь в 18 - 20 лет, а то и ранее. Сегодняшний молодой человек начинает трудиться минимум на 5 лет позже, при этом очень часто длительное время, получая финансовую поддержку от родителей. Однако на лицо и удлинение общей протяженности жизни. Демографы констатируют тот факт, что в настоящее время количество пожилых людей превышает количество детей. Подобная ситуации никогда ранее в истории не наблюдалась. И это тоже влияние времени.

Что же делать в подобной ситуации родителям подростков? На мой взгляд, главное быть «в контакте» с ребенком, быть чутким к его изменениям, идти за ним, поддерживать его в этих изменениях.

Очень часто родители спрашивают: «Когда же начинается подростковый возраст?». Началом подросткового возраста служит заявление в любой вербальной или невербальной форме о том, что я стал взрослым. И как только ребенок завил, что он взрослый, отношение к ребенку должно быть как ко взрослому, помня при этом, что он все еще несовершеннолетний. Повторю слова М.Е. Литвака, помните, кого Вы хотите вырастить: если хотите вырастить мужчину – тогда относитесь к мальчику, как к мужчине.

В идеальном варианте, из глубины самой сущности родителя должна транслироваться подростку мысль о том, что родитель верит в самостоятельность, ответственность ребенка, в то, что он вполне способен сам позаботиться о себе. Однако на практике многим родителям такая позиция очень и очень далека. В отношении к ребенку у многих родителей господствует страх и тревога за его будущее. Жить в такой ситуации очень тяжело как родителю, так и ребенку. Здесь очень важно найти поддержку и справиться с собственными страхами. Ведь ничто так не добавляет уверенности ребенку как уверенный в себе и верящий в него родитель.

Когда заканчивается подростковый возраст?

В предыдущей статье мы говорили о временных границах подросткового возраста, и обозначили характерный основной признак, сигнализирующий о его начале.

В настоящей статье мне бы хотелось обсудить еще один, немаловажный момент, касающийся подросткового возраста. Это вопрос о том, когда же считать этот период жизни завершенным. Итак, основным психическим новообразованием, которое должно сформироваться к финалу подросткового возраста является развитая рефлексия. Именно она помогает решать задачи подросткового возраста, такие как отделение и самоопределение. Причем, здесь следует оговориться, что подростковый возраст считается не завершенным, если рефлексия так и не сформирована.

Прежде чем начать наше рассуждение на тему рефлексии обратимся к энциклопедии, и ознакомимся с тем, как там трактуют это понятие. Ниже я привожу небольшую выдержку из статьи, посвященной теме рефлексии в Новой философской энциклопедии (2003).

Рефлексия - понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека.

Наиболее распространенное определение рефлексии в психологической науке говорит о том, что это способность к самонаблюдению.

Эта способность архи важна для каждого из нас. При ее отсутствии или слабом развитии поведение человека, в лучшем случае можно назвать неадекватным. Поступки становятся хаотичными, беспорядочными, не имеющими смысла. А на вопрос, «почему ты это сделал», человек чаще всего отвечает: «не знаю», или, в лучшем случае: «мне захотелось». Поведение в основном определяется сиюминутными импульсами. Отсутствует понятие о причине и следствии, либо проговариваются «шаблонные» причины и следствия.

Вам, конечно, уже удалось в этом описании узнать поведение среднестатистического подростка? Действительно, подростки активно стремятся приводить в жизнь взрослое поведение, однако при этом отсутствие или слабая развитость такого механизма, как рефлексия, сильно затрудняет этот процесс, и очень часто приводит к различного рода конфликтам с социальным окружением. Чем может помочь родитель в процессе формирования рефлексии у подростка? Самое главное, что может сделать родитель в этом направлении – это задавать вопросы и давать обратную связь по поводу поведения, мыслей и чувств подростка. Причем обратная связь может быть любой как положительно - отрицательной, так и нейтральной, но ни в коем случае она не должна заменятся оценкой. Однако особая роль в этом процессе принадлежит вопросам, задаваемым ребенку. Они, преимущественно, должны касаться причин и следствий его поведения. Например, ребенка можно спросить о том нравятся ли ему последствия его поведения, какие его поступки привели к этому результату, что он может сделать по – другому в следующий раз и т.п. По сути дела, на определенном этапе задающий эти вопросы становится своеобразной внешней рефлексией, вследствие взаимодействия с которой, путем сложных психических действий у ребенка и формируется собственная уже внутренняя рефлексия.

Другими словами, если подросток научится отслеживать свои поступки, понимать причины возникающих последствий то, следовательно, у него значительно возрастут шансы, научится управлять собственным поведением, таким образом, что он сможет в дальнейшем легко адаптироваться к любым возникающим изменениям.

Наши рекомендации