Тема 8. Предотвращение гендерной дискриминации и гендерных конфликтов.

Гендер в разных культурах. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью. Гендерные стереотипы как дискриминационные практики взаимодействия между людьми. Гендерные конфликты. Типичные факторы гендерных конфликтов. Модель мужского гендерного конфликта. Модель женского гендерного конфликта.

Основные понятия: гендерная дискриминация, сексизм, внешнее подавление, внутреннее подавление, гендерные конфликты,

5.Темы практических и/или семинарских занятий

Раздел 1. Теоретические основы гендерного подхода в образовании.

Тема 1. Гендерная психология как наука.

Цель занятия – знакомство студентов с основными понятиями и теориями в области гендерной психологии.

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы к теме:

1. Биологический пол человека.

2. Гендер: определение понятия.

3. История развития представлений о гендере.

4. Современные гендерные теории.

5. Тенденции развития гендерной психологии.

Литература:

  1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
  2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  3. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. – 256 с.

Тема 3. Возрастные аспекты гендерных особенностей личности.

Цель занятия – углубление знаний студентов о гендерных особенностях на разных этапах онтогенеза.

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы к теме:

1. Гендерная идентичность личности.

2. Гендерные стереотипы.

3. Формирование гендерных ролей.

4. Гендерные установки личности на разных этапах онтогенеза.

Литература:

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. – 431 с.

2. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.

3. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. – 256 с.

Тема 4. Учитель с точки зрения гендерных характеристик личности.

Цель занятия – углубление знаний студентов о гендерной педагогике.

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы к теме:

1. Гендерная педагогика.

2. Гендерный подход в образовании. Полорелевой подход в образовании.

3. Гендерные аспекты профессиональной самореализации учителя.

4. Гендерные установки учителей на воспитание.

Литература:

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. – 431 с.

2. Еремеева, В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.

3. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. – 256 с.

Тема 5. Психолого-педагогическое сопровождение гендерного развития ребенка.

Цель занятия – развитие навыка использовать знания гендерной психологии в практике педагога-психолога.

Форма проведения: дискуссия. Тема дискуссии: «Раздельное по полу обучение: «за» и «против»».

Преподаватель предлагает студентам разделиться на подгруппы и подготовить обоснования своей позиции. От каждой подгруппы выступают по 2-3 студента. Для подготовки более обоснованного сообщения студентам предлагается следующий план:

  1. Четко обозначить свою позицию (за, против, другая).
  2. Обосновать позицию. В качестве аргументов можно использовать: ссылки на публикации в научной и популярной литературе, результаты эмпирического исследования; личный опыт; опосредованный опыт (оценки и мнения других людей).
  3. Высказать согласие или несогласие с аргументами, приводимыми другими выступающими, обосновать несогласие.

Литература:

1. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Шон Берн – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.

2. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.

Раздел 2. Использование гендерной психологии в образовательной практике.

Наши рекомендации