Средства массовых коммуникаций в структуре общения.
В структуре общения как информационного процесса видное и все возрастающее по своему удельному весу место занимают массовые коммуникации и их специфические средства.
Под массовой коммуникацией мы понимаем разновидность массового общения людей, а именно больших социальных групп, которое имеет организованный характер и осуществляется путем распространения информации при помощи технических средств (печать, радио, телевидение, кино, интернет) на численно большие и рассредоточенные аудитории.
Массовая коммуникация отличается, прежде всего, своей ярко выраженной социальной ориентированностью. Она организуется и управляется социальными институтами, которые реализуют в конечном итоге интересы той или иной большой социальной группы и, прежде всего, социальные интересы правящих классов общества.
Социальная ориентированность массовой коммуникации и опосредованность общения в ней техническими средствами накладывает определенный отпечаток на структурные компоненты и отдельные стороны общения.
Выделяют следующие компоненты:
1. Коммуникатор, т. е. тот, кто говорит, кто сообщает информацию. Коммуникатор приобретает в массовой коммуникации как бы «коллективный» характер, поскольку в роли коммуникатора здесь, по существу, выступает не отдельный индивид, а социальная группа, которая как бы «персонифицируется» в каждом конкретном коммуникаторе. Это, в частности, проявляется в том, что в подготовке и передаче сообщения, с которым коммуникатор выступает в системе массовой коммуникации, обычно участвует множество людей (редакторы, технические работники и т. д.).
Конкретная форма и степень выраженности интересов большой социальной группы в каждом отдельном выступлении коммуникатора значительно варьирует. Однако, пожалуй, наиболее отчетливо они проявляются у коммуникаторов, выступающих в роли трансляторов чужих сообщений (например, дикторы радио и телевидения).
2. Аудитория, т. е. реципиенты, в массовой коммуникации весьма своеобразны. Это те, кому говорят, кому сообщают информацию. Аудиторию в основном составляют малые группы (семья, группы друзей и т. д.), а также отдельные индивиды, которые в момент восприятия сообщения разобщены между собой. Аудиторию в массовой коммуникации часто называют анонимной, имея в виду, что коммуникатор никогда не может точно знать, кто конкретно будет составлять его аудиторию во время того или иного выступления.
3. Сообщение – что именно говорят, сама информация. Специфика информации, передаваемой средствами массовой коммуникации, характеризуется, прежде всего, её актуальностью для больших социальных групп, периодичностью, оперативностью и универсальностью. Что касается форм подачи информации, то здесь массовая коммуникация предъявляет повышенное требование к соблюдению норм вербально и невербального общения, принятых в данном обществе.
4. Канал, т. е. техническое средство, с помощью которого информация передается. В качестве каналов массовой коммуникации используются все более совершенные технические средства, которые дают возможность осуществлять чрезвычайно быструю передачу больших объемов информации на огромные расстояния. Однако при этом теряется важнейшая особенность межличностного непосредственного общения: наличие прямой обратной связи, которая очень необходима для эффективного функционирования любого вида человеческого общения.
Опосредованность общения техническими средствами приводит также к фиксированности коммуникативных ролей в массовой коммуникации, т. е. роли коммуникатора и реципиента в процессе общения остаются здесь, в основном, неизменными.
Если сравнить особенности непосредственного межличностного общения (лицом к лицу) и общения в условиях массовой коммуникации по вышеприведенным параметрам, то можно отметить следующие существенные различия между ними:
Суммируя основные специфические особенности общения в условиях массовой коммуникации, следует выделить следующие её характеристики:
1. опосредованность общения техническими средствами, общение при их помощи больших социальных групп;
2. ярко выраженная социальная направленность общения и его организованный характер;
3. отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;
4. однонаправленность информации;
5. наличие двухступенчатого характера восприятия информации (информация становится своего рода «второй реальностью»).
Каждый вид человеческого общения имеет свои социальные и социально - психологические функции. В массовой коммуникации, в силу её специфики, роль социальных функций особенно велика. В основе социальных функций лежат объективные потребности общества. Массовая коммуникация удовлетворяет такие его потребности, как обеспечение информацией, содействие его контролю и управлению, воспитанию и образованию населения, его отдыху.
Потребности общества имеют объективный характер. Они не зависят от желаний или настроений людей. Однако массовая коммуникация – это общение социальных групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого, они обладают субъективными психологическими потребностями. Следовательно, учет психологических функций становится необходимой предпосылкой для реализации массовой коммуникацией своих социальных функций.
Для классификации социально – психологических функций массовой коммуникации целесообразно использовать систему отношений индивида к обществу, к группе, другому индивиду, к самому себе. По этому принципу можно выделить следующие социально - психологические функции массовой коммуникации.
1. Функция социальной ориентировки и участия (индивид – общество) индивида в формировании общественного мнения. Она опирается на потребность аудитории в информации для должной ориентировки в широком мире социальных явлений. Массовая коммуникация неизмеримо расширяет и усложняет непосредственный социальный опыт отдельного человека или группы, доводя его до глобальных масштабов. Она создает для аудитории своего рода «вторую реальность», которая властно вторгается в жизнь.
Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности членов общества, составляющих аудиторию массовой коммуникации, быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности, в создании определенного общественного мнения, которая проявляется в форме различных видов обратной связи, деятельности общественных корреспондентов и т. д.
2. Функция аффиляции, социальной идентификации (индивид – группа) имеет своей основой потребность человека чувствовать свою приверженность к одним группам и отмежевания от других. Удовлетворение данной потребности способно повысить у человека чувство собственной защищенности, уверенности в своих силах. Отражение в массовой коммуникации жизнедеятельности референтных групп делает её материалы психологически близкими для аудитории и поэтому более убедительными (например, материалы о референтных для молодежи группах).
3. Функция контакта с другим человеком (индивид – другой индивид) связана, прежде всего, с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Одновременное восприятие огромной аудиторией сообщений массовой коммуникации создает, в частности, предпосылки для реципиентов вступать в контакт зачастую даже с незнакомыми людьми именно по поводу данных сообщений, например, при обсуждении их в случайных группах (в транспорте, магазине и т. п.).
Что касается знакомых людей, то, как показывают социально – психологические исследования, одной из важных причин обращения людей к различным средствам массовой коммуникации является желание получить через них такую информацию, которую можно было бы обсудить со знакомыми.
Массовая коммуникация может иногда как бы заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от его недостатка (например, подростки, пожилые люди).
Еще одним проявлением функции контакта может служить отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем и других откликов на сообщения массовой коммуникации.
4. Функция самоутверждения и самопознания (индивид – он сам) проявляется в том, что в сообщениях массовой коммуникации реципиенты находят прямую или косвенную поддержку собственным идеям и взглядам.
Социально – психологические функции массовой коммуникации тесно связаны и с общепсихологическими, в первую очередь, такими, как:
1) утилитарная, которая выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек находит информацию с практической направленностью (например, «Наш сад», «Сделай сам» и др.);
2) функция эмоциональной разрядки или релаксации (уменьшение напряжения) осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Однако в определенных условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода наркотическое воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий.
Важность осознания и выявления социально – психологических функций массовой коммуникации определяется тем, что в исследованиях деятельности конкретных средств массовой коммуникации – отдельных газет, журналов, радиостанций и телевизионных каналов – выполнение ими соответствующих социально – психологических функций может служить одним из надежных критериев их эффективности.