Задачи, развивающие логические и комбинаторские способности
требуют умения логически рассуждать, находить группы факторов, совокупно влияющих на ситуацию, оценивать события по степени их значимости.
Задачи, формирующие системное мышление,учат учитывать связи между явлениями и понимать каким образом отразиться на системе то или иное воздействие. В основном это вопросы прикладного характера.
Семантические задачи(объяснения названий терминов, определений и т.п.) определяют ту базу знаний, без которой творчество невозможно.
Количественные.Связаны с различными измерениями, сравнениями.
Качественные.Эти задачи требуют выделения отличительных признаков и могут включать следующие задачи:
- задачи, требующие распознавания по словесному описанию;
- задачи, связанные с различными процессами;
- задачи, построенные на различных связях.
Экспериментальные задачи.
К экспериментальным задачам относятся составление гипотезы, формулировка выводов из результатов опыта, доказательство выдвинутых предположений. Такие экспериментальные задачи проводятся по обычному плану: выдвижение гипотезы, обсуждение способов её проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально.
Самостоятельная работа.
Исходя из установленного психологами и дидактами определяющего влияния познавательных задач на развивающие и познавательные результаты обучения (Н.Г.Алексеев, М.А.Данилов, Л.В.Занков), была разработана следующая классификация самостоятельных работ в зависимости от характера обусловленной ими познавательной деятельности.
1. Самостоятельные работы репродуктивного типа, основным признаком которых является оперирование уже имеющимися знаниями.
2. Самостоятельные работы познавательно-поискового типа,в ходе которых учащиеся приобретают новые знания.
3. Самостоятельные работы творческого типа.
Техника «Проблемные вопросы».
Умение задавать такие вопросы – это навык, которому можно и нужно научиться.Использование такого рода вопросов вызывает активность мыслительных процессов у школьников, предупреждает механическое восприятие учебного материала.
Задания на классификацию (группировку).
С целью развития активного, самостоятельного, творческого мышления школьников необходимоучить выполнять задания повышенной трудности на классификацию (группировку), как:
1) рассмотрение ряда объектов по одному общему признаку;
2) рассмотрение ряда объектов с разных точек зрения;
3) вывод, обобщение, предполагающие соотнесение и обобщённое выражение усвоенных школьниками конкретных знаний.
Проблемный вопрос –самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание. Проблемный вопрос – это:
1)предложение или обращение, требующее ответа или объяснения;
2)проблема, задача, требующая решения.
Проблемные задания.
Проблемные задания по классам в зависимости от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности – глубиной обобщений и выводов. Поиск ответа на проблемный вопрос должен постепенно углубляться от этапа к этапу урока.
Коллективные формы работы.
Эта форма урока позволяет работать всем учащимся, что противоречит утверждениям некоторых учёных о работе только «сильных» учеников.Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации коллективной формы обучения в начальной школе.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища
(ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно).
Заключение
Формирование УУД реализуется в рамках целостного образовательного процесса. Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю.
Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД.
Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.
Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы, умение оценить свою работу – все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности.
И одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.
Литература
1.Андриевская В.В. «Психологические предпосылки эффективности совместной
учебной работы младших школьников»/В.В.Андриевская, Г.А.Балл, З.Г. Кисарчуки др.//Вопросы психологии. – 1984. -№2.
2.Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя.- 3-е изд. – М.:Просвещение. 2011.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– М.:Педагогика, 1983.
4. Давыдов В.В Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. –424с.
5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности // Начальная школа. – 1993 №4, с.57-59.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.
7. Давыдов В.В. Психология младшего школьника // Феникс. – 1995 –№2.
8. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. – 1998. –№1, с.17-24.
9. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Просвещение, 1989. – 156с.
10. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.