Первые шаги индустриальной психологии
По сравнению с другими науками и другими областями психологии индустриально-организационная психология имеет довольно непродолжительную историю. Научный подход к изучению организаций стал формироваться только в начале XX века (Wren, 1987). Тогда эта область называлась просто индустриальной психологией, и диапазон исследуемых вопросов был значительно уже, чем тот, что описывается в определении из «Specialty Guidelines» (АРА, 1981).
Основное направление развития индустриальной психологии в первой трети XX столетия отражено в названии одного из первых учебников по этой дисциплине, написанного Гуго Мюнстербергом: «Психология и эффективность производства» (Psychology and Industrial Efficiency) (Muensterberg, 1913). Мюнстерберг получил образование в Германии и затем переехал в США для руководства психологической лабораторией в Гарвардском университете; он стал членом-основателем Американской психологической ассоциации и некоторое время был ее президентом. У него были широкие профессиональные интересы, но сейчас о нем чаще всего вспоминают в связи с тем, что применение психологии в бизнесе и промышленности начиналось под его руководством. Мюнстерберг сделал большой вклад в развитие этой области, в том числе он первым начал проводить исследования в области техники безопасности, а также тестирование специальных способностей и рабочей выборки с целью отбора работников. Кроме того, он одним из первых ввел проверку валидности тестов в качестве официальной стандартной процедуры для проверки точности тестирования (Landy, 1992).
Как видно из названия книги, написанной Мюнстербергом в 1913 году, первые индустриальные психологи в основном интересовались повышением эффективности производства. Они считали, что главным способом повышения производительности является совершенствование методов отбора и подготовки работников, оптимальное проектирование трудовой деятельности и применение оптимальных стратегий организации труда. Пионером в этой области стал Уолтер Дилл Скотт — психолог, получивший традиционное классическое образование в Германии. Скотт проводил психологические исследования в области рекламы, изучал особенности отбора продавцов при приеме на работу и распределении их по рабочим местам, занимался вопросами тестирования и аттестации кандидатов на должности армейских офицеров (Scott, 191 la,b).
Особый интерес к эффективности производства означал, что поначалу индустриальные психологи во многом дублировали работу промышленных инженеров и находились под влиянием их деятельности. Особенную актуальность приобрели принципы анализа рабочего времени и изучения движений работника, разработанные и усовершенствованные Фредериком Тэйлором, Фрэнком и Лиллиан Гилбрет (Gilbreth) и другими, а инженерный подход к планированию и проектированию рабочего процесса (job design) и проблемам, возникающим на рабочем месте, до сих пор широко применяется в индустриально-организационной психологии.
Со вступлением США в 1918 году в первую мировую войну зачинатели индустриальной психологии столкнулись с необходимостью быстрого разрешения множества практических проблем. Роберт Йеркс, который тогда был президентом Американской психологической ассоциации, активно призывал психологов отозваться на нужды военного времени, на возникшую потребность классифицировать большое количество новых кадров и определить их на подходящую военную работу. В процессе разработки и проверки обоснованности методов массового отбора и распределения кадров были собраны обширные данные тестирования интеллектуального уровня, психомоторных и личностных характеристик. Психологи, интересующиеся измерением человеческих характеристик, получили материал огромного объема — в мирное время на его сбор потребовалось бы много лет.
Важную роль в развитии индустриально-организационной психологии сыграло то, что вооруженные силы нуждались в кадровом пополнении.