Глава 17. Этика и этикет 467
Близким к точности является такой признак культурной речи, как ее логичность, предполагающая точность, но не исчерпывающаяся ею. Это область не столько словоупотребления, сколько слово-соединения (построения речи). Логичность требует от нас смысловой непротиворечивости частей одного высказывания и высказываний в одном тексте. Здесь важны два условия: логичность мышления и логичность изложения. Платон остроумно заметил: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить».
Следующий признак культурной речи — ее чистота, проявляющаяся в двух аспектах: в соотношении речи с литературным языком и в ее соотношении с нравственными критериями общения. В чистой речи нет места элементам, чуждым литературному языку или отвергаемым моральными нормами. Нарушение первого требования порождает так Называемую «засоренную речь», нарушение второго — «грязную речь».
Речевая культура предполагает искоренение из речи различных видов языковых «сорняков». Это могут быть:
— диалектизмы — слова, свойственные местным говорам (диалектам);
— варваризмы — немотивированное включение в речь иноязычных слов;
— жаргонизмы — слова и обороты, применяемые в жаргонах — узкогрупповых ответвлениях языка, обслуживающих замкнутые сообщества;
— вульгаризмы — слова и выражения, грубо, примитивно обозначающие предметы или события, унизительные и оскорбительные для человека (бранные слова, нецензурная лексика);
— слова-паразиты — навязчивое, частое повторение одних и тех же слов, не несущих информации и затрудняющих общение («значит», «как бы», «это самое», «как его», «ну», «ага», «вот» йдр.);
— канцеляризмы —- языковые штампы, слова и обороты, типичные для делового стиля, но неуместные в других языковых стилях («заострить вопрос», «имеет место», «во главу угла», «подхватитьначинание», «поставить вопрос ребром», «играет большую роль», «на сегодняшний день» и т.д.). Наглядным примером нагромождения канцеляризмов (и других речевых ошибок) является текст из стенгазеты жилкомслужбы г. Минска по поводу 8 Марта, где благодарят «женщин, которые отдают свою энергию, тепло сердец и улыбок на пользу тех, кто производит обмен жилых помещений, кто материально обогащает свою духовную жизнь (!)».
Стоит подчеркнуть, что употребление слов почти всех перечисленных групп неизбежно в соответствующих их происхождению и стилистической окраске ситуациях: при общении жителей одной местности (диалектизмы), при профессиональном общении (жаргонизмы) и т.д. Любое языковое явление мотивировано определенными жизненными обстоятельствами: даже вульгарное сквернословие простительно для человека, находящегося в состоянии эмоционального стресса. Дело в другом: не следует создавать барьер в общении с окружающими, насыщая свою речь непонятными, неприятными или даже оскорбительными для них словами и выражениями и демонстрируя тем самым неуважение к собеседникам или случайным слушателям.
Очень важно такое свойство речи, как ее выразительность, обеспечивающая и поддерживающая внимание и интерес слушателя (лексикой, интонацией, структурой). Выразительно то, что выделяется на общем фоне типовой ситуации общения, что нетривиально. Избитое не может быть интересно. Выразительно всегда необычное, неожиданное.
Важен также правильно выбранный тон речи, который в разговоре значит не меньше, чем жесты, позы и манера общаться. Одно и то же слово или фраза способны передать массу оттенков мысли и чувства в зависимости от тона, которым они произнесены. Существует множество тонов речи: патетически-возвышенный, ритуаль-"ный и др. Б. Шоу замечал, что существует пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов — «нет», и все они будут нести разный смысл.
Необходимо учитывать, что на нас воздействует не только информация, содержащаяся в речи, но и способ ее подачи. Так, например, чрезмерная громкость голоса приводит к тому, что слушатель уже через 10 минут перестает воспринимать речь, похожую на крик. Аналогична ситуация с чрезмерно тихим голосом, заставляющим слушающего напрягаться, отчего человек быстро устает и перестает слушать.
Богатство речи — свойство, близкое к выразительности. Оно предполагает разнообразие речи, вариативность лексики, синтаксиса и интонаций. Бедная речь однотонна, однообразна, скучна. Богатство речи вырастает из запаса слов и знания их значений, запаса моделей словосочетаний и предложений, совокупности навыков речевой деятельности (умения объяснять, спорить, убеждать, извинять-
468 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 17. Этика и этикет
ся, выделять смысловые нюансы). Богатству речи способствует употребление пословиц, поговорок, крылатых выражений.
Особым признаком речевой культуры является уместность речи, связанная с понятием о языковых и речевых стилях. Смешение стилей или их несоблюдение — признак речевого бескультурья. Сказать ли «здравствуйте», «привет» или «разрешите вас поприветствовать», выразить благодарность словами «спасибо», «я тебе благодарен» или.«разрешите поблагодарить вас» — не одно и то же.
Уместность речи, ее соответствие характеру процесса общения зависит
от многих факторов:
— от характера коммуникации (частное или деловое общение);
— от положения коммуникантов во времени и пространстве (контактное или дистанционное общение);
— от наличия или отсутствия опосредующих средств общения (радио, Интернет, факс, пейджер, телефон);
— от количества участников.
Итак, культура речи — важнейшее условие качества общения. И овладение основными свойствами речевой культуры для каждого из нас — не только необходимость, но и обязанность, и удовольствие.
Второй круг проблем, связанных с речевой культурой, — это правила речевого поведения: для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении. Эти правила выходят за рамки собственно языковой культуры, выражая определенную нормативно-этическую функцию и обеспечивая психологическое качество общения.
Вот некоторые их этих правил.
Для говорящего:
— Доброжелательность по отношению к адресату. Следует избегать негативных оценок личности собеседника, тем более в вульгарной форме.
— Узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь.
— Говорящий отвечает за правильный выбор темы разговора, который должен быть интересен и понятен партнерам.
— Не выпячивайте свое Я, приглушайте самомнение. Постарайтесь поставить в центр внимания не себя и свои оценки событий, а личность слушающего, его осведомленность и интерес к теме разговора.
— Не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь.
— Умейте внушить партнеру по общению сознание его значи
тельности. Искусство признания достоинств (а не унижения или
разоблачения) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и дове
дено до автоматизма.
Для слушающего:
— Внимательно выслушивайте говорящего. Отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности.
— Слушать нужно доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя доверие собеседнику. Окончательный вывод сделаете позже.
— Не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось. И тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение. Помните: важнее получить информацию, чем передать ее.
Для присутствующего:
— Если собеседники, ведущие диалог, не включают вас в обще
ние, то вы, по этикету, должны «изобразить пустое место», то есть
выражением лица, позой продемонстрировать отсутствие интереса к
чужому разговору.
—Возможна позиция косвенного адресата, когда общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствующего третьего и содержит намек на его подключение к общению (в частности, в ритуальных ситуациях). Воспользуйтесь этим.
—Иногда допускается включение присутствующего в круг общения по его собственной инициативе, если он как невольный слушатель обладает информацией, интересующей всех или может устранить неточность или заблуждение. Однако в этом случае следует деликатно «вклиниться» в речевое пространство словами: «Простите, что я вмешиваюсь...». Главное здесь — не допустить бестактности.
Наконец, третий круг проблем — овладение собственно речевым этикетом— предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы.
17.4.2.Этикет ведениябеседы
Этикетные правила ведения беседы (иногда говорят «светской беседы») применимы к любому типу общения.
Выбор темы беседы зависит от многих факторов: от повода, по которому люди собрались, от культурного уровня собеседников, от общности их интересов. Тема разговора по возможности должна