Власть, делегирование полномочий
Власть — это право и возможность оказывать воздействие на поведение других людей. Право, то есть совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей, здесь понимается как полномочия, которыми наделен конкретный человек для достижения определенной цели.
Реализация властных полномочий невозможна без закрепления обязанностей и установления ответственности исполнителей. Обязанности работника — это определенный круг действий (функций), возлагаемых на него с целью выполнения конкретной работы. Ответственность — это обязательство выполнять работу и отвечать за сделанное. Ответственность возникает из оснований, предусмотренных нормами права и соответствующей документацией (должностными инструкциями).
Базовым условием для понимания психологии власти является различие между управлением и лидерством. Управление есть организация работы системы. Лидерство — процесс влияния одного лица на других.
Руководитель наделен административной властью, которая не исчерпывает всех возможных вариантов влияния на других людей. Расширить круг применяемых методов — задача руководителя. Для этого необходимо взять и те властные рычаги, которыми обладает лидер.
Формы власти:
— принуждение (возможность заставить);
— вознаграждение (возможность поощрить);
— экспертная власть (наличие специальных знаний);
— эталонная власть (власть примера, харизмы);
— законная власть (право действовать по закону, традиции).
Власть, основанная на принуждении, опирается на такие рычаги, как страх и стыд (мало приемов, много ресурсов).
Власть, основанная на вознаграждении, опирается на ценностные ориентации работников (много приемов и мало ресурсов).
Эталонная власть основана на личном примере (доверие, риторика, энергичность, другие черты лидера). Многообразие приемов связано с многообразием личностей.
Экспертная власть основным приемом имеет убеждение, обеспечивает единство мнения коллектива, но при этом есть опасность перехода к авторитаризму.
Законная власть опирается на реакцию человека на должность, на исторические примеры (традиции). Обеспечивает скорость и точность исполнения, но подавляет личность.
Для всех типов власти характерно правило баланса власти, то есть уровень власти над подчиненными равен уровню власти подчиненных над руководителем. Для поддержания баланса власти используется единственный общий для всех типов власти метод — метод убеждения и участия.
Стиль управления реализуется в форме властных отношений по поводу полномочий и ответственности.
Делегирование полномочий — передача руководителем задач и полномочий подчиненному, который принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование прав может быть:
1) полным (подчиненный выполняет работу и несет за нес полную ответственность);
2) ограниченным (подчиненный выполняет работу, а ответственность разделяет с начальником);
3) нулевым (подчиненный выполняет работу, а ответственность несет начальник);
4) «наоборот» (подчиненный перекладывает работу на начальника).
При делегировании полномочий требуется предусмотреть некоторые меры безопасности.
Принципы безопасного делегирования полномочий:
— соответствие передаваемых сотруднику полномочий характеру решаемых им задач;
— возможность реализации делегируемых полномочий данным сотрудником;
— соответствие масштаба ответственности индивидуальным возможностям сотрудника;
— контролируемая ответственность за выполнение задания;
— корректировка полномочий и ответственности сотрудника в соответствии с изменением задания;
— мотивирование расширения прав и ответственности повышением оплаты труда, ростом влияния или лидерства.
Причины, тормозящие распространение делегирования полномочий:
а) со стороны руководителя:
— отсутствие доверия к подчиненным;
— боязнь риска;
— трудность осуществления контроля;
— ощущение угрозы от сильной личности;
— усложнение процесса принятия решений;
— недостаточность коммуникаций с подчиненными;
б) со стороны подчиненных:
— нежелание брать на себя работу;
— боязнь критики со стороны начальства;
— отсутствие прав и ресурсов;
— перегруженность работой;
— отсутствие уверенности в себе;
— отсутствие стимулов для взятия на себя дополнительной ответственности.
Историческая справка: правила поведения руководителя (Н. Макиавелли, трактат «Принц», XVI век):
— добейтесь власти как можно скорее (то есть возможности принимать решения);
— не наживайте себе врагов, если есть возможность избежать этого (передайте полномочия);
— создайте себе врага (для укрепления власти);
— время от времени прибегайте к меморандумам (обещаниям с элементами реальности).