Власть, делегирование полномочий

Власть — это право и возможность оказывать воздей­ствие на поведение других людей. Право, то есть совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей, здесь понима­ется как полномочия, которыми наделен конкретный человек для достижения определенной цели.

Реализация властных полномочий невозможна без закрепле­ния обязанностей и установления ответственности исполнителей. Обязанности работника — это определенный круг действий (функ­ций), возлагаемых на него с целью выполнения конкретной рабо­ты. Ответственность — это обязательство выполнять работу и отвечать за сделанное. Ответственность возникает из основа­ний, предусмотренных нормами права и соответствующей доку­ментацией (должностными инструкциями).

Базовым условием для понимания психологии власти являет­ся различие между управлением и лидерством. Управление есть организация работы системы. Лидерство — процесс влияния одного лица на других.

Руководитель наделен административной властью, которая не исчерпывает всех возможных вариантов влияния на других людей. Расширить круг применяемых методов — задача руко­водителя. Для этого необходимо взять и те властные рычаги, ко­торыми обладает лидер.

Формы власти:

— принуждение (возможность заставить);

— вознаграждение (возможность поощрить);

— экспертная власть (наличие специальных знаний);

— эталонная власть (власть примера, харизмы);

— законная власть (право действовать по закону, традиции).

Власть, основанная на принуждении, опирается на такие ры­чаги, как страх и стыд (мало приемов, много ресурсов).

Власть, основанная на вознаграждении, опирается на ценно­стные ориентации работников (много приемов и мало ресурсов).

Эталонная власть основана на личном примере (доверие, ри­торика, энергичность, другие черты лидера). Многообразие при­емов связано с многообразием личностей.

Экспертная власть основным приемом имеет убеждение, обеспечивает единство мнения коллектива, но при этом есть опас­ность перехода к авторитаризму.

Законная власть опирается на реакцию человека на должность, на исторические примеры (традиции). Обеспечивает скорость и точность исполнения, но подавляет личность.

Для всех типов власти характерно правило баланса власти, то есть уровень власти над подчиненными равен уровню власти подчиненных над руководителем. Для поддержания баланса вла­сти используется единственный общий для всех типов власти метод — метод убеждения и участия.

Стиль управления реализуется в форме властных отношений по поводу полномочий и ответственности.

Делегирование полномочий — передача руководителем за­дач и полномочий подчиненному, который принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование прав может быть:

1) полным (подчиненный выполняет работу и несет за нес полную ответственность);

2) ограниченным (подчиненный выполняет работу, а ответ­ственность разделяет с начальником);

3) нулевым (подчиненный выполняет работу, а ответствен­ность несет начальник);

4) «наоборот» (подчиненный перекладывает работу на на­чальника).

При делегировании полномочий требуется предусмотреть некоторые меры безопасности.

Принципы безопасного делегирования полномочий:

— соответствие передаваемых сотруднику полномочий ха­рактеру решаемых им задач;

— возможность реализации делегируемых полномочий дан­ным сотрудником;

— соответствие масштаба ответственности индивидуаль­ным возможностям сотрудника;

— контролируемая ответственность за выполнение задания;

— корректировка полномочий и ответственности сотрудни­ка в соответствии с изменением задания;

— мотивирование расширения прав и ответственности по­вышением оплаты труда, ростом влияния или лидерства.

Причины, тормозящие распространение делегирования пол­номочий:

а) со стороны руководителя:

— отсутствие доверия к подчиненным;

— боязнь риска;

— трудность осуществления контроля;

— ощущение угрозы от сильной личности;

— усложнение процесса принятия решений;

— недостаточность коммуникаций с подчиненными;

б) со стороны подчиненных:

— нежелание брать на себя работу;

— боязнь критики со стороны начальства;

— отсутствие прав и ресурсов;

— перегруженность работой;

— отсутствие уверенности в себе;

— отсутствие стимулов для взятия на себя дополнительной ответственности.

Историческая справка: правила поведения руководителя (Н. Макиавелли, трактат «Принц», XVI век):

— добейтесь власти как можно скорее (то есть возможно­сти принимать решения);

— не наживайте себе врагов, если есть возможность избе­жать этого (передайте полномочия);

— создайте себе врага (для укрепления власти);

— время от времени прибегайте к меморандумам (обеща­ниям с элементами реальности).

Наши рекомендации