Методика психолого-педагогического обследования детей 2-го года жизни
№ | Задание | Выполнение задания | |
1 — 1,6 года | 1,6 — 2 года | ||
Принеси мяч | + | + | |
Каталка | + | + | |
Игра "Ку-ку" | + | + | |
Пирамидки: из шаров из колечек | |||
Доска Сегена: две формы три формы | |||
Разложи игрушки: | |||
выбор из двух выбор из трех | |||
Построй башню | + | + | |
Возьми игрушку: | |||
выбор из двух выбор из трех | - | ||
Найди картинку: выбор из двух выбор из трех | + | ||
Покатай куклу | + | - |
1. Принеси мяч. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, на выявление навыка ходьбы.
Оборудование: большой надувной мяч.
Проведение обследования: взрослый катит мяч по ковру мимо ребенка и просит его принести мяч. Игра повторяется 2 — 3 раза.
Обучение: если ребенок не идет за мячом, взрослый берет мяч сам и подает его ребенку. После того как ребенок подержал мяч в руках, взрослый просит прокатить мяч: "Кати мяч!"
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, отношение к сотрудничеству (желание принять игру или отказ), результат обучения.
2. Каталка. Задание направлено на выявление уровня сформированности навыка ходьбы, наличия элементарного согласования действий рук и ног, умения двигаться целенаправленно вперед.
Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки — подвижная игрушка (бабочка или петушок).
Проведение обследования: взрослый показывает, как можно катать впереди себя каталку. Затем предлагает ребенку сделать так же. В случаях затруднения действия выполняются совместно со взрослым.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, наличие навыка ходьбы, элементарная согласованность действий рук и ног, целенаправленность действий, обучаемость, умение ребенка действовать совместно с новыми взрослыми.
3. Игра "Ку-ку". Задание направлено на выявление психологического новообразования — представления.
Оборудование: ширма, кукла.
Проведение обследования: перед ребенком ставят экран и предлагают поиграть с куклой. Взрослый показывает куклу с одной стороны ширмы и одновременно произносит: "Ку-ку", вызывая ребенка на общение с куклой. Затем снова показывает куклу с другой стороны экрана и так же одновременно произносит: "Ку-ку". Так повторяется 3 раза. На четвертый раз взрослый произносит: "Ку-ку", а появление куклы задерживает. В это время у ребенка появляется реакция "ожидания" куклы (вытягивает или наклоняет голову), после чего появляется кукла. Игра повторяется до 6 раз.
Оценка действий ребенка: принятие задания, желание сотрудничать со взрослым, наличие реакции "ожидания".
4. Пирамидки. Задание направлено на проверку умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умения подражать взрослому.
Оборудование: две пирамидки из четырех-пяти шаров (две пирамидки из пяти-шести колец одного размера).
Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка снимает шары (колечки) со стержня и кладет их на поднос. Затем предлагает ребенку собрать пирамидку, надеть шары (колечки) на стержень.
Обучение: взрослый дает другую пирамидку ребенку, просит его снимать, а затем надевать шары (колечки) на стержень, выполняя все действия по подражанию, обращая внимание на то, что в шарах (колечках) есть дырочки и их можно надевать на стержень. При затруднениях надо использовать совместные действия взрослого и ребенка.
Оценка действий ребенка: принятие задания, умение подражать действиям взрослого, целенаправленность действий в определенной ситуации.
5. Доска Сегена. Задание направлено на выявление уровня развития ориентировки на форму, умения действовать с плоскими формами, развитие ручной моторики.
Оборудование: две доски с прорезями: одна — с двумя (круг, квадрат), другая — с тремя (круг, квадрат, треугольник).
Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка вынимает фигурки из прорезей доски и перемешивает их. Затем просит ребенка вставить фигурки в свои прорези.
Обучение: взрослый подносит круглую фигурку к квадратной прорези и говорит: "Попробуем сюда. Нет не подходит. Попробуем в другую прорезь, подходит". Затем предлагает ребенку действовать самостоятельно. В случаях затруднения используют совместные действия.
6. Разложи игрушки. Задание направлено на проверку уровня развития восприятия, а именно умения устанавливать идентичность предметов.
Оборудование: коробка с мелкими игрушками (елочки, грибочки, матрешки), по шесть штук каждой.
Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком два подноса, кладет на один матрешку, а на другой — елочку. Затем просит ребенка разложить игрушки в таком же порядке. В случаях затруднения взрослый показывает и объясняет: "Сюда надо класть матрешки, а сюда — елочки".
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение устанавливать идентичность предметов, целенаправленность действий.
7. Построй башню. Задание направлено на выявление у ребенка способности к подражанию, организации его целесообразного поведения в продуктивной деятельности.
Оборудование: восемь кубиков одного цвета.
Проведение обследования: взрослый дает ребенку четыре кубика и просит его по подражанию строить башню. В случаях затруднений взрослый использует сначала совместные действия, а затем предлагает снова выполнить задание по подражанию.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение подражать действиям взрослого и действовать целенаправленно.
8. Возьми игрушку. Задание направлено на выявление уровня понимания речевой инструкции, наличия указательного жеста.
Оборудование: неваляшка (озвученная), паровоз.
Проведение обследования: взрослый дает ребенку по очереди неваляшку, показывая, как она звучит при легком толкании, и произнося: "Это ляля", а затем — паровозик, показывая, как он едет, и гудит: "Ту-ту". Затем ставит игрушки на некотором расстоянии от ребенка и друг от друга и просит взять одну из игрушек: "Покажи лялю, возьми лялю". После того как ребенок поиграл с неваляшкой, взрослый просит взять паровозик и сказать, как он гудит. В случаях затруднения взрослый повторяет обучение 2 — 3 раза.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выделение игрушки по слову, умение ребенка отраженно повторить звукоподражание.
9. Найди картинку. Задание направлено на выявление поведения ребенка в определенной ситуации, умения соотносить игрушку с ее изображением.
Оборудование: две игрушки (кошка, собачка) и соответствующие картинки.
Проведение обследования: взрослый показывает игрушку (со-бачку) и говорит: "Это собачка, гав-гав". Ставит недалеко от ребенка. Показывает кошку: "Это киса, мяу-мяу". Ставит кошку рядом с собачкой. Затем показывает ребенку картинку с изображением кошки и спрашивает: "Кто это? Положи картинку к игрушке". Если ребенок задание выполнил верно, эту картинку убирают и дают картинку с изображением собачки, спрашивая: "Кто это?" В случаях затруднения взрослый подносит картинку к игрушке, показывает указательным жестом и говорит: "Это собачка и это собачка. Это кошечка и это кошечка". Соотнесение проводится не более 2 — 3 раз.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание обращенной речи, уровень восприятия предметного изображения, обучаемость.
10. Покатай куклу. Задание направлено на выявление умения действовать по подражанию действиям взрослого, поведения ребенка в определенной ситуации, заданной взрослым.
Оборудование: тележка, кукла, тесьма.
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку тележку и сажает в нее куклу (или матрешку). Везет тележку и говорит: "Покатаем лялю. Теперь привяжем тесемку к тележке и покатаем куклу" (катает по столу). Затем просит ребенка взять за тесемку и покатать куклу. В случаях затруднения взрослый обучает ребенка, используя совместные действия.
Оценка в баллах
1. Принеси мяч:
1 балл — ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (кусает руки, хватает за лицо себя или взрослого, идет в другую сторону от мяча и т.д.);
2 балла — ребенок идет вместе со взрослым к мячу, пытается взять его руками, хотя удержать его сам не может;
3 балла — ребенок идет к мячу, берет его, но удержать в руках при ходьбе не может, либо стоит и держит его в руках, либо идет с мячом и роняет его;
4 балла — ребенок сразу начал сотрудничать.
2. Каталка:
1 балл — ребенок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к совместным действиям;
2 балла — ребенок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий;
3 балла — ребенок задание принимает, соглашается на совместное выполнение со взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в действиях;
4 балла — ребенок задание принимает и самостоятельно его выполняет.
3. Игра "Ку-ку":
1 балл — ребенок не начал сотрудничать даже после обучения, ведет себя неадекватно (машет руками, хватает экран и т.д.);
2 балла — ребенок фиксирует взор на игрушке с одной стороны экрана и не переводит его на другую сторону, у него есть восприятие игрушки, но нет еще психологического новообразования — представления;
3 балла — ребенок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону экрана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при шестом предъявлении игрушки;
4 балла — ребенок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на игрушке, активно начинает ожидать игрушку с четвертого предъявления.
4. Пирамидки:
1 балл — ребенок не берет в руки колечки и ведет себя неадекватно после обучения;
2 балла — ребенок выполняет действия совместно со взрослым;
3 балла — ребенок подражает действиям взрослого;
4 балла — ребенок понимает и принимает задание, действуя по показу.
5. Доска Сегена:
1 балл — ребенок действует неадекватно, не готов к совместным действиям со взрослым;
2 балла — ребенок принимает задание, но выполняет его только при совместных действиях со взрослыми;
3 балла — ребенок принимает задание, действует правильно только после показа и объяснения взрослого;
4 балла — ребенок принимает и выполняет задание самостоятельно.
6. Разложи игрушки:
1 балл — ребенок задание не принимает, действует неадекватно даже в условиях обучения;
2 балла — ребенок принимает задание, но не дифференцирует предметы по функциональному признаку, раскладывает предметы без учета их свойств;
3 балла — ребенок принимает задание, но выполняет только после обучения;
4 балла — ребенок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.
7. Построй башню:
1 балл — ребенок действует неадекватно;
2 балла — ребенок расставляет кубики не вертикально, а горизонтально, т.е. не может подражать;
Начало формы
3 балла — ребенок принимает задание и выполняет его по подражанию действиям взрослого;
4 балла — ребенок принимает и выполняет задание по пока-зy взрослого.
8. Возьми игрушку:
1 балл — ребенок действует неадекватно даже после обучения;
2 балла — ребенок тянется к любой игрушке;
3 балла — ребенок хорошо дифференцирует две игрушки после обучения;
4 балла — ребенок сразу выполняет инструкцию и может повторить: "Ляля", "Ту-ту" — соответственно игрушкам.
9. Найди картинку:
1 балл — ребенок не понимает задания и действует неадекватно в условиях обучения;
2 балла — ребенок принимает задание, но самостоятельно не понимает принцип соотнесения картинки с игрушкой (кладет одну картинку на другую), после обучения не переходит на адекватное выполнение задания, звукоподражания нет;
3 балла — ребенок принимает задание, но сначала путает картинку и игрушку, после обучения задание выполняет верно, но звукоподражания нет;
4 балла — ребенок принимает задание, сразу понимает и правильно его выполняет, в активе имеется звукоподражание.
10. Покатай куклу:
1 балл — ребенок задание не принимает, действует неадекватно в условиях обучения;
2 балла — ребенок задание принимает, но не может действовать с помощью тесемки, после обучения катает тележку, не используя тесемку;
3 балла — ребенок задание принимает, может действовать по подражанию, но действия с тесемкой одноразовые, нецеленаправленные;
4 балла — ребенок задание принимает, действует по подражанию соответственно действиям взрослого, используя тесемку.
Конец формы