Дилетантства и «знахарства» в профориентации

На наш взгляд, противопоставление государственной и ком­мерческой психологической помощи непродуктивно. Каждая из этих форм имеет как свои преимущества, так и недостатки. В це-

лом эти формы помощи должны не столько конкурировать, сколь­ко взаимодополнять друг друга, а конкурировать между собой долж­ны конкретные психологические центры (не важно государствен­ные или частные) и сами профконсультанты.

Главная проблема здесь заключается в следующем: с одной сто­роны, если признать, что профориентация, понимаемая как сред­ство создания условий для наиболее полноценной реализации человеческого ресурса данной страны, является прежде всего государственной задачей, то получается, что государство должно быть кровно заинтересовано в этой работе и соответственно она должна хорошо финансироваться. Иными словами, не клиент дол­жен оплачивать профориентационные услуги, а само государство. И любой грамотный человек понимает, что даже в нашем госу­дарстве деньги для этого имеются. С другой стороны, реализовать себя как полноценного гражданина, найти свое место в данном обществе — это главная проблема любого конкретного человека. А раз это его личная проблема, то тогда именно он должен опла­чивать соответствующие услуги.

В итоге получается, что профессиональный выбор, нахожде­ние своего места в обществе — это обоюдная, общая проблема. И все равно остается вопрос: кто же должен больше платить за помощь в выборе профессии? Дело в том, что сама профориента­ция может быть разной: и профконсультанты (ученые и практи­ки), и клиенты могут по-своему видеть смысл и методы проф-ориентационной работы. И тогда возникает несколько иной во­прос: какую профориентацию государство должно оплачивать, а какая профориентация должна развиваться самостоятельно, без государственного участия?

Основные соображения по этому вопросу следующие. Во-первых, к государственной и к частной профориентации должны быть сформулированы единые этические требования и соответствующие цели. Например, требование, чтобы профконсуль­танты не ориентировали молодых людей на явно антиобществен­ные, экстремистские виды деятельности. При выделении таких этических требований и ограничений необходимо сохранять пра­во человека на собственное понимание счастья и успеха, но важ­но, чтобы такой успех не строился на ущемлении таких же прав других людей (подробнее см. в главе 15).

Во-вторых, государство в лице руководства и соответствующих социальных институтов рассматривается как реальный субъект управления обществом и ответственности перед ним. Поэтому именно государство должно разрабатывать кадровую политику и следить за ее выполнением.

При этом важно выполнение следующих условий: - к разработке кадровой политики (концепций, основных по­ложений и др.) должны привлекаться ведущие ученые и практи-

ки страны, а также учитываться предшествующий отечественный и зарубежный опыт профориентации;

- такая кадровая политика не должна опираться только на одну теорию, а должна допускать определенную вариативность. Как и в образовании, необходимо выделять «базовый компонент», обяза­тельный для исполнения, и «вариативный компонент», позволя­ющий практикам выбирать в своей работе разнообразные теоре­тические подходы и методы. И чем демократичнее общество, тем больше должен быть представлен вариативный компонент, хотя в примитивном (дезорганизованном) обществе, вероятно, не обой­тись на первых этапах и без усиления «базового компонента» проф-ориентационной работы (с четкими и обязательными критерия­ми оценки эффективности работы, с обязательным набором ме­тодов и т.п.).

В-третьих, государственная профориентационная служба долж­на гарантировать качественную бесплатную профориентационную помощь различным категориям населения. И перечень таких услуг должен быть документально обозначен. При подготовке профкон-сультантов все они должны быть обучены (с вручением соответ­ствующих сертификатов) для оказания такой помощи. При этом любой профконсультант (и в государственных, и в частных цент­рах) имеет право дополнительно использовать и иные методы работы по своему усмотрению, лишь бы они не вступали в проти­воречие с основными этическими ограничениями. Но в государ­ственных профориентационных центрах и такая инициатива проф-консультантов не должна оплачиваться клиентами, а должна по­ощряться из бюджетных средств.

В-четвертых, если клиент по каким-то причинам не доверяет специалистам государственных центров (или просто хочет полу­чить дополнительную помощь, подстраховаться), то у него долж­на быть такая возможность. Реально по сравнению с государствен­ными службами степень вариативности в коммерческих центрах при выборе методов помощи может оказаться выше, чем в госу­дарственных. Но одновременно возрастает и степень риска, по­скольку оплачиваются такие услуги уже самими клиентами. Это создает опасность, что в коммерческих центрах профконсультан­ты будут в большей степени зависеть от запросов (в том числе и от капризов, предрассудков и т.п.) клиентов, которые платят день­ги, что фактически часто наблюдается и в нынешней ситуации. А это означает, что вместо настоящего творчества получается ба­нальное «подыгрывание» ситуации или «заискивание» перед кли­ентами.

В-пятых, поскольку легче зарабатывать деньги, подыгрывая не-сформированным запросам клиентов (а грамотный запрос в пси­хологической помощи еще надо формировать, и это — отдельная задача), и соответственно легче зарабатывать большие деньги,

эксплуатируя некоторый примитивизм клиентов, то, чтобы проф-консультанты государственных служб не чувствовали себя ущем­ленными в зарплате и не уходили в массовом порядке в коммер­ческие центры, их зарплата должна быть сопоставима с зарплатой консультантов коммерческих служб, а еще лучше, чтобы превыша­ла зарплаты частных специалистов. Хотя это и похоже на фантазии, но реально в государстве есть для этого средства, тем более что речь идет о важнейшей проблеме управления обществом — созда­нии условий для полноценной самореализации граждан страны на благо всеобщего процветания, и кто экономит на этом — не понимает пагубных исторических последствий подобных деяний. Есть и еще одно дополнительное соображение, касающееся расцвета в стране психолого-педагогических услуг (преимущественно платных), которые оказывают люди либо не имеющие специаль­ного психологического образования, либо фактически использу­ющие ненаучные, популистские методы работы. Речь идет о диле­тантизме и «шарлатанстве» в профориентации.

, В условиях, когда государственная система профориентацион-ной работы практически отсутствует (если не считать отдельные сохранившиеся и очень плохо финансируемые центры профориен­тации и энтузиастов), этот дефицит компенсируется по законам рынка консультантами-любителями, которые больше ориентиро­ваны на получение гонораров, чем на реальное и квалифициро­ванное решение проблем клиента, и уж тем более никак не ори­ентированы на решение социально-экономических проблем об­щества. Это способствует, в частности, и появлению сотен тысяч маловостребованных юристов, экономистов и других популярных дипломированных специалистов, которые просто никому не нужны в таком количестве.

А эффективность и популярность шарлатанов от профориента­ции во многом основываются на умении входить в доверие к кли­ентам (и в этом они действительно мастера!), а также на исполь­зовании эффектных и экзотических методов работы (типа методи­ки «Несуществующее животное» или «Цветового теста» Люшера), часто с профориентацией никак не связанных. Главное, чтобы клиент был доволен и в итоге с радостью платил гонорары. Важ­ным условием авторитетности шарлатана в глазах клиента являет­ся уверенная манера его поведения, если не сказать давление, по отношению к клиенту.

В других главах пособия нежелательность такого давления будет рассмотрена более подробно (см. главы 5, 8, 10, 11, 15), но глав­ный негативный момент мы отметим уже здесь. Дело в том, что клиент, видя перед собой такого уверенного и умного специали­ста, во многом утрачивает свою самостоятельность и просто деле­гирует свои важные жизненные выборы консультанту, т.е. сам клиент фактически перестает быть субъектом профессионального

выбора. Подобные ситуации в современной профориентационной практике встречаются достаточно часто, и многих это вполне уст­раивает. А самоопределение остается идеалом, к которому надо стремиться, но при этом понимать, что это труднодоступный

идеал.

То, что реально происходит сейчас на рынке профориентаци-онных услуг, — это, видимо, некая неизбежность, к которой надо относиться философски и которая в теоретико-методологическом плане может дать бесценный опыт (прежде всего, опыт ошибок и неуправляемого экспериментирования) для последующего осмыс­ления. А цель такого осмысления — не повторять эти ошибки в каком-нибудь более светлом будущем.

Наши рекомендации