Запоминание предметов с учетом их величины.

Цель занятий: научить детей удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов,

осуществлять выбор по представлению и словесному обозначе­нию величины предметов.

Психотехнические игры: «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай, какое платье нужно кукле» и пр.

Оборудование:

— карточки-лото с изображением предметов разной вели­чины,

— предметы разной величины,

— картонные геометрические фигуры трех величин.

Важное значение в процессе психокоррекции детей с психичес­ким недоразвитием имеет формирование у них константного и цело­стного восприятия предметов. Детям предстоит осознать, что внеш­ний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какой стороны на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но все равно это будет один и тот же предмет. Ребенок должен по­нять, что целый предмет состоит из отдельных частей, каждая из ко­торых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место, в целом, пространственное расположение.

Формирование целостного восприятия успешно осуществля­ется в процессе обучения детей продуктивным видам деятельно­сти: конструирования, рисования, лепки, аппликации.

Огромный коррекционный потенциал принадлежит конструк­тивной деятельности, которая активно формируется у здоровых детей еще в младшем дошкольном возрасте. В процессе конструк­тивной деятельности ребенок, с одной стороны, знакомится с про­странственными свойствами предметов (форма, величина и пр.), с другой стороны — процесс конструирования оказывает сущест­венное влияние на формирование способов восприятия: вычлене­ние целого из отдельных частей, мысленное расчленение сложной формы и установление пространственных взаимоотношений пред­метов. Эффективность конструктивных занятий в формировании сенсорных функций у детей с психическим недоразвитием описа­на в работах многих отечественных педагогов и психологов (Ма-майчук, 1976; Катаева, Стребелева, 1991 и др.).

Психолог предлагает ребенку разнообразные игры: «Собери целое», «Какой детали не хватает» и пр.

Особое и важное значение в психологической коррекции детей с умственной отсталостью занимает формирование пространствен­ной ориентировки. М. и Н. Семаго разработали программу форми­рования пространственных представлений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Семаго М. и Н., 2000). Структура заданий программы усложняется в зависимости от уровня овладе­ния ребенком пространственных представлений: от наиболее про­стых, координатных, метрических до лингвистических представле­ний. Каждый этап программы разделен на несколько тем, каждая из которых представляет собой работу на различных уровнях с обя­зательной соответствующей вербализацией пространственных представлений. Такими уровнями являются:

— уровень пространства собственного тела;

— уровень расположения объектов по отношению к собствен­ному телу;

— взаимоотношение внешних объектов между собой;

— лингвистическое пространство, включая временные пред­ставления (Семаго М. и Н., 2000).

Опыт нашей работы показывает, что при формировании про­странственных представлений у детей с психическим недоразви­тием важно соблюдать следующие этапы.

На первом этапе необходимо обучить детей различать отноше­ния предметов и их частей по вертикали (на, под).

Второй этап — это формирование горизонтальных отношений (рядом,около).

Третий — формирование таких отношений как «справа», «сле­ва», «за», «перед», «между» и пр.

•После того как ребенок научится воспринимать и воспроизво­дить пространственные отношения предметов по подражанию дей­ствиям взрослого, можно переходить к играм, где взрослый предъ­являет ребенку уже готовые образцы. С помощью такого метода ребенок самостоятельно анализирует образец, пространственное взаимоотношение его частей. Это успешно достигается в ходе раз­вития конструктивных умений, а также в процессе специально ор­ганизованных дидактических игр «Запомни и найди», «Найди и на­зови», где ребенку предлагаются карты с изображением предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.

Особо важное значение в формировании пространственных от­ношений и представлений у умственно отсталых детей имеет разви­тие у них осязательного восприятия. С этой целью используются разнообразные дидактические игры, направленные на осязательное восприятие формы, величины, объема, температуры, пространствен­ного расположения предметов.

На первом этапе детей обучают осязательному восприятию зна­комых объемных предметов (например, машинка, кукла, ложка, та­релка, шарф, пуговица и пр.). На втором этапе детям предлагают для ощупывания и узнавания объемные геометрические формы (шар, куб, «кирпичик из строительного набора» и пр.). На третьем этапе дети ощупывают и называют плоские геометрические фигу­ры. На четвертом этапе дети классифицируют объемные фигуры по величине. За специальной ширмой психолог раскладывает перед ребенком набор объемных фигур одинаковой формы, но разной ве­личины. Например, шар большой и шар маленький, катушка боль­шая и катушка маленькая и пр. Психолог просит ребенка выбрать и дать ему одинаковые фигурки. Опыт нашей работы показывает высокую эффективность таких занятий в развитии у ребенка про­странственных восприятий.

Память детей с психическим недоразвитием, как отмечалось выше, отличается снижением объема запоминания, трудностями хранения и воспроизведения информации. Невозможность опо­средованного запоминания у детей с психическим недоразвитием обусловлена трудностями смысловой организации запоминаемо­го материала. В связи с этим, важными направлениями психокор­рекции памяти являются:

— формирование объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;

— развитие приемов ассоциативного и опосредованного запо­минания предметов в процессе игровой деятельности.

Перед началом психокоррекционной работы психолог должен обратить внимание на то, какая форма памяти у ребенка преобла­дает: зрительная, слуховая, зрительно-слуховая или кинестетиче­ская. Например, если у ребенка наблюдается выраженное недораз­витие памяти в слуховой модальности, рекомендуется проводить занятия по развитию слуховой и зрительно-слуховой памяти. Все

занятия по коррекции памяти должны проходить в игровой ситу­ации, доступной ребенку.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление отличается конкрет­ностью, невозможностью образования понятий, трудностями перено­са и обобщения. Развитие мышления у детей с психическим недораз­витием непосредственно связано с совершенствованием деятельности и восприятия. Важной задачей психокоррекции является развитие на­глядно-действенного и наглядно-образного мышления. Для ее реше­ния работа должна вестись в следующих направлениях:

— обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета;

— обучение детей использованию вспомогательных предме­тов (орудийные действия);

— формирование наглядно-образного мышленияв процессе конструктивной и изобразительной деятельности;

— формирование элементарных логических обобщений.

Как уже упоминалось выше, предметно-практическая деятель­ность как здорового, так и ребенка с психическим дизонтогенезом, является основой для формированияего мышления. В процессе обучения детей предметно-практическимманипуляциям целесо­образно проводить такие занятия, как подбор предметов по образ­цу, группировка предметов по образцу и по разным свойствам. Можно предложить детям разнообразные игры типа «Разложи иг­рушки по домикам» и пр.

Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. Например, предлагается достать нужный предмет с помощью веревки, палки и пр. В процес­се таких игр перед ребенком ставятся задачи выявить внутренние связи предмета, проанализировать условия практической задачи, найти выход из проблемной ситуации, требующей применения вспо­могательных средств, не забывая при этом учитывать особенности ситуации и, следовательно, соответствующие способы действия.

В таблице 1 представлены игры-занятия предметами-орудия­ми, которые можно использовать в психокоррекционной работе с детьми с психическим недоразвитием.

Таблица 1. Система игр-занятий с предметами-орудиями

Название Содержание Сенсорные Мыслитель- Моторика
игры   процессы ные процессы  
Игры и заня- Переместить Восприятие Обнаружение Удержание
тия со вспомо- тележку за те- соперемеще- и использова- тесемки дву-
гательными семку. ния предме- ние статичес- мя руками.
предметами Переместить тов. ких межпред- Движения рук
  каталку при   метных свя- к себе.
  помощи руко-   зей  
  ятки      
  Придвинуть Восприятие Установле- Координиро-
  игрушку пал- предметов в ние результа- ванные дви-
  кой к себе. динамике их тивной дина- жения обеих
  Вытолкнуть перемещений. мической РУК-
  игрушку пал- Различение связи между  
  кой из трубы формы пред- предметами  
    метов, их про- (с учетом  
  > странствен- формы и рас-  
    ного располо- положения  
    ж е н и я , предметов).  
    развитие гла-    
    зомера.    
Игры и заня- Катать тележ- Восприятие Установле- Координиро-
тия с простей- ку с помощью предметов в ние результа- ванные дви-
шими пред- палки с коль- динамике. тивной дина- жения рук.
метами-ору- цом. Развитие гла- мической  
диями ' Достать фи- зомера. связи.  
  гурку из ко- Восприятие    
  робки с помо- и сопоставле-    
  щью специаль- ние форм.    
  ной ложки.      
  Копать, насы- Восприятие Установление Координиро-
  пать в формоч- предмета в ди- продуктивной ванные и по-
  ки и утрамбо- намике ре- динамической следователь-
  вывать крупу зультативных связи между ные движения
  или песок изменений несколькими обеих рук.
    в предмете. предметами.  
Название игры Содержание Сенсорные процессы Мыслитель­ные процессы Моторика
Игры-заня­тия с предме­тами-орудия­ми, имити-р у ю щ и м и орудия труда. Забить молот­ком колышки или втулочки Восприятие предмета в ди­намике ре­зультативных соперемеще-ний, воздейст­вий и измене­ний. Выделе­ние части и целого. Соотнесение форм. Установле­ние продук­тивной дина­мической свя­зи между несколькими предметами для объедине­ния их в целое с помощью орудия. Соподчинен­ное движение рук с выде­лением «рабо­чей» и «вспо­могательной» функций.
Завинтить винты вруч­ную и отверт­кой. Собрать ка­талку вручную и отверткой Восприятие изменений ре­зультативно­го характера. Соотнесение формы, разли­чение частей и целого. Выделение специфично­го в предмете. Установление продуктивной динамической связи между предметами с целью их объединения. Соподчи­ненные коор­динирован­ные движения РУК-

Один из важных аспектов наглядно-образного мышления — способность ребенка действовать в уме, оперируя представленны­ми образами. Требуется обучить этому детей с психическим недо­развитием, чтобы они могли находить правильный выход, не при­бегая к практическим действиям с объектами. Это достигается в процессе разнообразных психотехнических игр с использовани­ем картинок. Например, нужно достать предмет, изображенный на картинке. Психолог предлагает ребенку картинку и просит рас­сказать, как мальчик будет доставать воздушный шар с высокого шкафа в комнате.

Одной из наиболее сложных проблем, стоящих перед психоло­гами и педагогами, работающими с детьми, страдающими умствен-

ной отсталостью, является переход от наглядно-чувственного позна­ния к словесно-логическому. Опыт нашей работы показал, что с де­тьми с легкой степенью умственной отсталости целесообразно про­водить психокоррекционные занятия по формированию у них элементарных логических операций: обобщение, анализ, синтез. В качестве предпосылки развития логических операций мы выбра­ли формирование у детей операции сравнения. В исследованиях оте­чественных и зарубежных психологов было доказано, что умствен­но отсталые школьники могут овладеть алгоритмом сравнения и научиться применять его в зависимости от ситуации (Ж. Шиф, 1965; В. Г. Петрова, 1969; Б. Брёзе, 1981 и др.).

Занятия проводились поэтапно.

Первый этап — обучение ребенка сравнению предметов с по­мощью анализа их элементов. Психолог совместно с ребенком анализирует различия в предметах по отдельным признакам. На­пример, при сравнении коровы и козы психолог обращает внима­ние на их различие (величина, длина рогов, цвет и пр.).

Второй этап — обучение ребенка сопоставлению отдельных признаков объектов в зависимости от определений «одинако­вый — различный». Например, психолог показывает ребенку кар­тинки животных и просит определить, что в них одинаковое и чем они отличаются друг от друга.

Третий этап — обобщение сравниваемых признаков. Напри­мер, требуется найти и сложить в одну группу подходящие друг к другу картинки, игрушки и пр.

Занятия могут проводиться индивидуально или в небольшой группе детей, в игровой форме с использованием предметно-прак­тических манипуляций. Например, ребенок ищет различия меж­ду геометрическими формами, и для закрепления усвоенного ему рекомендуется разложить их в соответствующие ячейки.

Важным принципом психокоррекции детей с психическим не­доразвитием является деятельностный подход. Сам процесс пси­хокоррекции должен проходить в рамках того вида деятельности, которая доступна ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то пси­хокоррекцию необходимо проводить в предметно-практическом контексте.

Вторым, не менее важным, принципом является комплексный подход к психокоррекции детей с психическим недоразвитием. Соблюдение этого принципа требует тесного контакта психолога с педагогом-дефектологом, логопедом, врачом, воспитателем и ро­дителями.

Третьим, наиважнейшим, принципом является иерархический принцип. Психолог в процессе коррекции должен ориентировать­ся нетолько на уровень актуального развития ребенка, но и его потенциальные возможности.

Глава 4.

Наши рекомендации