ГЛАВА 10 Работа со сном и сновидениями 4 страница

В системе гештальт-терапии сновидящему предлагают ставить себя на место каждого образа в сновидении, представляя его чувства, мысли, действия. При этом одни образы будут играть доминирующую роль, другие — конфликтовать, третьи -г напа­дать и защищаться, что будет иллюстрировать конфликты внутри самого сновидца. Считается, что, когда человеку удается разгадать и уладить эти разногласия, тогда он объединяет все уровни своего существа, формируя целостный Гештальт.

При такой работе огромное значение имеет диалектика «воплощения» и «отстранения», о которой в свое время спорили К. С. Станиславский и Б. Брехт.

Работа человека с образом сновидения (как и работа актера над ролью) включает два противоположных процесса. С одной сторо­ны, человек должен воплотиться в образ, начать жить его жизнью, прийти, говоря словами К. С. Станиславского, от ощущения «себя в роли» к ощущению «роли в себе»2. Только поставив себя на место персонажа, представив себе его характер и ситуацию сновидения, человек может проникнуть в него так, что действия и коллизии сновидения, какими бы странными и нелепыми они ни выглядели с точки зрения бодрствующего сознания, стали понятными, есте­ственными и единственно возможными3.

Но «вжиться в образ» («войти в роль») — не означает полностью раствориться в нем и потерять собственное Я. По замечанию

! Многие люди используют дремотное состояние перед сном, задавая вопросы своим предыдущим сновидениям.

2 К.С. Станиславский подчеркивал, что переживание «роли в себе» стиму­лирует в актере самоанализ, заставляя задавать себе вопрос, какие именно присущие ему как личности живые, человеческие помыслы, желания, положи­тельные качества и недостатки могли бы заставить его относиться к людям и к событиям пьесы так, как относилось изображаемое действующее лицо.

3 «Только побывав на месте Софьи, узнаешь, оценишь силу удара по ее избалованному самолюбию после того, как обнаружился оскорбительный об­ман Молчалина!.. Надо самому встать на место Фамусова, чтобы понять силу его гнева, озлобление его при расправе и ужас при финальной его фразе: «Ах-Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» (К. С. Станислав­ский. 19581

Б. Бректа, тот, «кто вживается в образ... и притом без остатка, тем самым отказывается от критического отношения к нему и к самому себе». В этом смысле, чтобы понять и оценить потенци­альные возможности сновидной ситуации или персонажа, необ­ходимо отстраниться, рассмотреть их в несколько различных ракурсах, порвав с привычным сознательным убеждением, будто' данный объект не нуждается в объяснении.

Так, исходя из принципа «отстранения», Брехт ставил актеру задачу показать своего героя не только таким, каков он «в-себе» и каким он сам себя представляет, но и в перспективе, каким он мог бы стать: «наряду с данным поведением действующего лица... показать возможность другого поведения, делая, таким образом, возможным выбор и, следовательно, критику» (Б. Брехт, 1965). И как «отстранение» от сценического образа помогает актеру увидеть и раскрыть нечто существенное в самом себе, так и «отстранение» от образа сновидений помогает прояснению внут­реннего мира проснувшегося индивида.

Замечательным примером-метафорой подобной работы мо­жет служить ответ Иннокентия Смоктуновского на вопрос, как повлияли на него сыгранные роли, особенно князя Мышкина и Гамлета. Сначала артист отвечал, что под их воздействием он стал добрее, а потом пояснил, что Достоевский и Шекспир помогли ему найти в себе доброту и еще какие-то иные качества, о которых он раньше и не подозревал.

Необходимость такой двусторонней рефлексии подтвержда­ет и кибернетика. С точки зрения теории информации, челове­ческая личность принадлежит к классу саморегулирующихся целеустремленных систем, функционирующих на основе соот­несения информации двух типов: о состоянии среды (ситуации) и о собственном состоянии системы. Таким образом, «вопло­щение» и «отстранение» — необходимые предпосылки функци­онирования такой системы (И. С. Кон, 1984).

Если вы преисполнены особого желания, то можете внушить себе просыпаться в течение ночи каждый раз, когда заканчива­ется сновидение (то есть с периодичностью БДГ-фаз, которые наступают приблизительно каждые полтора часа). При длитель­ной практике вполне возможно, что вы начнете просыпаться после нескольких следующих одно за другим сновидений, вспо­миная каждое из них. Хотя, возможно, вы не захотите регулярно выполнять такое требующее значительных усилий упражнение, имейте в виду, что иногда оно приводит к неожиданным про­зрениям, значительно увеличивая способность вспоминать сно­видения1.

Как сказал однажды К. Клстансда, «сновидящий способен использовать сны как. выход из ловушки или как щель в бесконечность».

Существует несколько вариантов выполнения этого.

Вариант 1. Попробуйте использовать будильник. Заводите его на время, кратное полутора часам с того момента, как ляжете спать. Это значит, что для пробуждения в отдаленной БДГ-фазе будильник должен зазвонить через четыре с половиной часа, шесть или семь с половиной часов после того, как вы легли слать.

Вариант 2. Вы можете попросить друга следить за вашим сном в течение ночи. Посторонний наблюдатель способен заметить повторяющиеся движения глаз, показывающие состо­яние сновидения, без всякого прибора и будить вас.

Сновидение лучше записывать сразу же после пробуждения, так как в этом случае сознание сохранит больше деталей и подробностей. Для этого необходимы как минимум две тетради: дневник сновидений и дневник работы со сновидениями.

При выборе этих тетрадей следует соблюдать определенные правила:

тетради должны вам нравиться (или по крайней мере не вызывать негативных эмоций или ассоциаций);

они должны предназначаться исключительно для реализации поставленной цели;

для записи в них лучше использовать разноцветные ручки (еще лучше фломастеры, так как ими можно писать находясь в любом положении) или карандаши со старательной резинкой и пользо­ваться ими исключительно для работы со сновидениями;

в тетрадях предпочтительно иметь специально отведенные места или вклеенные конверты для вкладывания вырезок, за­меток, записок, ксерокопий ит. п.;

и, наконец, тетради должны предназначаться только для личного пользования и всегда быть под рукой в необходимый момент.

Сам дневник сновидений ведут следующим образом.

1. Перед сном вверху страницы ставят дату минувшего дня и предположительное время засыпания. Ниже при желании пишут сформулированную в одном предложении предполагае­мую (желаемую) тему будущего сновидения (если это возможно, и ее художественное оформление — рисунок, название возник­шей мелодии, запаха и т. п.).

2. После пробуждения описывают сновидение1, чуть пропус­тив место для заглавия.

При этом важно придерживаться таких правил: I) если вы запомнили лишь фрагмент сна, все равно запи­шите его, каким бы бессвязным он ни казался;

1 Записывать сновидение пред почтительно с закрытыми глазами в насто­ящем времени, как если бы они происходили в данный момент.

2)* записывайте все, что только сможете вспомнить (даже если это всего лишь ускользающее ощущение);

3) даже если у вас не осталось никаких воспоминаний, спокойно садитесь и начинайте писать: «Я проснулся(-ась)... Я не помню никаких снов. Я чувствую...» Рано или поздно, если вы будете соблюдать это правило, что-то обязательно всплывет в памяти.

4) НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ СЕБЯ НАСИЛЬНО ВСПОМИНАТЬ

СНЫ;

5) относитесь серьезно, бережно и внимательно к любому

своему сну;

6) отмечайте приблизительное время виденного сна;

7) отдельно для каждой ночи указывайте, какие сны вы видели раньше, а какие позже (то есть в том порядке, в котором они вам припоминаются);

8) озаглавьте ваши сновидения, исходя из их особенностей. После того, как вы записали сновидение, попробуйте про­делать с ним следующую работу:

1) отметьте свое эмоциональное состояние после сна и свое актуальное отношение к увиденному сновидению;

2) запишите вопросы к сновидению;

3) зафиксируйте ассоциации и факты предыдущей жизни (особенно предыдущего дня), на ваш взгляд, так или иначе имеющие отношение к увиденному сну,

4) зафиксируйте ассоциации и воспоминания, возникающие в ответ на увиденный сон;

5) дайте краткую интерпретацию;

6) попытайтесь выразить сновидение каким-либо другим способом (в виде рисунка, музыки и т. п.);

7) записывайте в дневник все происходящее в течение дня. что более или менее связано со сновидением1;

Желательно фиксировать:

1) полное описание процесса и результатов четырехфазовой (или иной) аналитической работы со снами;

2) все ваши размышления, интерпретации, чувства и другую продукцию на тему сновидений;

3) свой персональный сонник с символами ваших снов и их особым, важным только для вас значением;

4) все посторонние материалы, имеющие значение для ра­боты со сновидениями (чужие рисунки, внешние стимулы сно­видений, вырезки и т. д.);

5) каталог признаков сна — с целью большего взаимопро­никновения сновидения и реальности обыденной жизни, для размывания границ между ними.

1 V.

Признаки сна классифицируются в соответствии с ощуще­ниями спящего по четырем основным категориям.

1. Внутренняя осведомленность — включает то, что Эго спя­щего воспринимается как происходящее внутри него, то есть как собственные мысли и чувства.

2. Действия — включают действия и движения всех персо­нажей сновидения. В свою очередь подразделяется на действия Эго (например, «Я иду домой»), действия других лиц («Меня преследует чудовище») и действия объектов («Загорается лежа­щий на дороге камень»).

3. Форма — делится на форму Эго (например, «Я робот, сде­ланный из ржавых консервных банок»), форму других персона­жей («Красавица из хрусталя, чье лицо меняется каждую мину­ту»), форму места («Тропинки кривы, как турецкие ятаганы») и форму объектов («Гигантское черное облако»).

4. Обстоятельства — необычное сочетание элементов сна (персонажей, ситуаций, сюжетов и пр.), в то время как в каждом из них в отдельности нет ничего странного. Включает: роль Эго (например, «Мы скрываемся от фашистов»), роли других персо­нажей («Моя девушка становится ведьмой»), местонахождение персонажей («Умерший человек беседует со мной в нашем доме»), местонахождение объектов («Ванна оказалась на многолюдной улице»), место действия («Я один в открытом космосе»), время действия («Я в детском садике»), ситуация («Я присутствую на сатанинской мессе»).

Полезно применять статистическую методику: записывая сновидения, отмечайте признаки сна, распределяя их по своему каталогу и в конце ранжируя с точки зрения частоты встречае­мости1. Получившаяся иерархия базовых категорий и их основ­ных признаков будет показывать качественные закономерности происходящего актуально психического процесса.

Индивидуация — термин, введенный К. Г. Юнгом для опи­сания процесса, посредством которого человек становится уни­кальным существом, становится самим собой, тем, кто он есть на самом деле. Аналитическая психология предлагает для до­стижения этого действовать в двух направлениях.

Во-первых, человек должен избавиться от фальшивых одежд персоны1.

Во-вторых, необходимо прийти к соглашению с исконными образами (или архетипами) коллективного бессознательного, чтобы они больше не могли «втемную» влиять на поведение.

3 Если несколько категорий встречается одинаково часто, выберите ту, которая вам больше всего нравится.

2 Термин, также введенный К. Г. Юнгом для обозначения внешнего со-

ПИЛПКНПГП

Как злы помним, это те мифы и символы, которые согласно К. Г. Юнгу универсальны для всех людей независимо от куль­туры и исторической эпохи. В отличие отличного бессознатель­ного, содержание которого первоначально осознавалось, но потом было забыто или вытеснено, содержания коллективного бессознательного никогда не были сознательными и приобре­тены человеком не в ходе личного опыта, а получены как некие родовые качества.

Аналитики юнгинианского направления выделяют особые сны (чаще всего у зрелых и пожилых людей), в которых находят свое отражение различные этапы процесса индивидуации.

Начало такого процесса обычно отмечено снами о наводне­ниях, землетрясениях, катастрофах и подобных стихийных яв­лениях, символически отражающих начавшуюся трансформа­цию психики.

Затем появляются сны о тени]. В снах отвергаемые особен­ности или свойства проецируются на другого, которым часто становится «черный человек» (преследование евреев, дискри­минация «цветных», остракизм гомосексуалистов — примеры непризнанной тени)2. К. Г. Юнг был убежден, что всем нам очень важно вновь признать своей эту тень. Чтобы проработать свою тень, нужно в духе описанного уже метода гештальт-тера-пии отождествиться с каждой зловещей фигурой ваших снов. (Помните, мы сами создали их в своих снах. И любое зло, которое они творят, — это тоже наше порождение). Цедь если человек не признает этого зла как части себя, своей психики и продолжает лицемерно осуждать его в других, с ним происходит странная и печальная трансформация: он сам превращается в того, кого осуждает и отвергает. Именно в раскрытии этой истины и заключается смысл евангельской притчи о «непротив­лении злу»3.

Тенью может быть друг, которого вы втайне презираете или которому завидуете. Если вы сексуально раскрепощенный человек, вашей тенью может стать тот, кого вы считаете пури­танином. Если вы романтик и непоседа, то очень вероятно,

*" Тенью К. Г. Юнг называл «темные» стороны конкретного человек;! и человеческой природы вообще, которые он отвергает и отказывается призна­вать в себе.

2 Понятие тени вовсе не является открытием XX или XIX века. Еще Платон в сочинении «Республика* писал: «Даже в самых достойных из нас живут чудовищные и совершенно аморальные желания, которые порой обнаружива­ются в наших снах».

3 Мы все прекрасно осознаем, что одна из трагедий нашей истории заключается в том, что очень часто люди, желающие добиться социальной справедливости, смотрят на стоящих у власти как но врагов и олицетворение зла. Но как только они побеждают на выборах и сами приходят к власти, то приобретают все те черты, которые раньше осуждали.

что роль вашей тени для вас будет играть скучный человек, живущий прозаической жизнью мелкого чиновника. Если вы добровольно установили для себя шестидесятичасовую рабо­чую неделю, тогда ваша тень будет томиться в очереди безра­ботных.

Мужчинам может сниться их Анима, не находящая выраже­ния (Таинственная Незнакомка, Беатриче и т. п.). Анимус1 в женских сновидениях может появляться в виде таинственного чужестранца, рыцаря в блистающей кольчуге, Вячеслава Буту­сова или Джонни Деппа, а нередко и в виде целой группы мужчин.

Понаблюдайте, что делает Анима или Анимус в ваших снах... Представьте себе, что вы делаете то же самое в жизни... Мы не можем быть цельными личностями, пока не признаем право на существование той части нашего существа, которая представля­ет начало противоположного пола. Так, мужчине необходимо принять свою мягкость, заботливость, артистизм, а не стараться спроецировать эти качества на свою Аниму (и тщетно искать ее в реальной жизни). Женщине нужно принять собственную агрессивность, логичность, силу, а не выискивать постоянно эти черты в своем Анимусе и в мужчинах, которые встречаются в ее жизни.

По мере продвижения процесса индивидуации в снах может появляться символика развития — путешествия, дороги, развил­ки, брод через реку.

На этом этапе в снах непременно участвуют фигуры «муд­рого старца» или «мудрой старой женщины». Появление этих архетипов свидетельствует о том, что вы уже почти готовы довериться голосу мудрости вашего внутреннего гуру и пере­стать приписывать всю мудрость внешним авторитетам, будь то Аристотель, Иисус Христос, Будда, ваш научный руководитель, Эйнштейн или Вселенский Разум.

И, наконец, появляются сны, которые символизируют чис­тую энергию, или единство всей жизни.

Для работы с процессом индивидуации, проявляющимся в сновидениях, П. Гарфильд рекомендует методику создания пер­сональной мандалы сновидений2. Такой подход помогает как

1 Анима — архетип бессознательной женственности у мужчин; Анимус — архетип бессознательной мужественности у женщин.

2 Впервые психотерапевтический мир с идеей мандалы познакомил К. Г. Юнг. В его понимании мандата была чем-то вроде «магического крута», символизирующего стремления человека к обретению единства своей личнос­ти. В своих работах он опубликовал несколько рисунков мандал (в основном это были круги, разделенные на четыре части с отчетливо обозначенным центром), сделанных его пациентами, а также им самим. Однако в индийском и D тибетском тантрическом буддизме маидалы предстаачяют собой изобра-

ределенным образом систематизировать образы своих снов, так и прийти к гораздо лучшему пониманию себя. Она пишет: «Процесс изучения нашего персонального языка сновидений и его организации в форме архетипической мандалы может при­вести к синтезу. Путь мандалы сновидений — это путь внутрен­ней мудрости. Я убеждена, что системы образов, которые рож­даются внутри нас, — наши внутренние мандалы — будут являться на свет с тем большей свободой, чем большее внима­ние мы станем им уделять. Придав образам наших сновидений форму, зримую наяву, мы лучше поймем их богатство, глубже проникнем в их символический смысл и яснее представим себе их связь с конкретной человеческой личностью в ее целостнос­ти» (1998).

Если вы хотите поэкспериментировать, то вам в первую оче­редь понадобится «коллекция» снов,

Упражнение , «Построение мандалы сновидений»

Просмотрите дневник сновидений и найдите образы, кото­рые в свое время произвели на вас наиболее сильное впечатле­ние {вызвали восхищение, страх или прилив вдохновения). Именно такие образы способны оказывать трансформирующее воздействие.

Попробуйте перевести словесные описания этих образов обратно в визуальную форму. Это не значит, что вы должны стать художником. Просто полистайте журналы, книги, альбо­мы и постарайтесь найти подходящие иллюстрации, пробуж­дающие чувства, аналогичные тем, которые вы испытали, когда впервые увидели ваших персонажей во сне. Используйте эти фотографии и рисунки или их копии для вашей мандалы сновидений.

Если вы хотите сами нарисовать персонажей своих снов, стремитесь больше передать чувство, которое они вызывают, Нежели их внешний вид. Очень важно, чтобы рисунки эмоцио­нально волновали вас и были связаны с образами ваших снов... Они должны быть выражением ваших внутренних ощущений, а не «картинками», подобранными по чисто внешним признакам.

Женне группы божеств, занимающих внутри круга определенные места, со­ответствующие их взаимоотношениям, В этой связи мандалы в изобразитель­ной чюрме повествуют о пути через различные уровни сознания — к мисти­ческому единению с источником жизни. Таким образом, мандала выражает Целое эзотерическое учение и служит руководством (тайным кругом медита-Ции) которое можно использовать для осмысления опыта особых состояний

Поразмышляйте над символическим смыслом каждого тако­го изображения, основанного на образе вашего сна... Обдумайте разные аспекты этого образа и решите, что он для вас значит... Отметьте, какие детали особенно привлекают ваше внимание и какой эмоциональный отклик они у вас вызывают.

Распределите ваши изображения-образы по категориям... Доя этого можно использовать те категории, которые описывались выше, а можно и те, что используются в тибетской буддийской мандале:

Ненависть и гнев (или боязнь того и другого)

Гордыня

Похоть

Жадность, зависть или ревность

Невежество

Восточный Квартал Южный Квартал Западный Квартал Северный Квартал Сакральный Центр

Может быть, в ваших снах встречаются образы, которые, как вам кажется, представляют не сами эти «грехи», а наоборот, «победу» над ними... Используйте их.

Если же предложенная система категорий представляется вам плохо приложимои к вашим собственным снам или вообще неправильной, попробуйте распределить свои сновидческие образы по первоэлементам: вода (например, сны о морских волнах), земля, огонь, воздух и пространство. Или по цветам: синий, желтый, красный, зеленый и белый. Ориентируйтесь на свои внутренние ощущения.

Вы можете начать с одной схемы, пользоваться ею какое-то время, а затем поэкспериментировать с другой или придумать свою собственную. Найдите такую классификацию, которая наиболее близка вам, соответствует текущей стадии вашего внутреннего развития.

Создайте мандалу-обрамление -(пустую матрицу мандалы) для ваших сновидческих образов. Для этой цели можно исполь­зовать любой материал1. Например, вы можете увеличить рису-

1 П. Гарфильд говорит о том, что мандалы сновидений могут быть изго­товлены практически из любых материалов: вытканы на ковре, нарисованы на ширме или на свитке, выложены с помощью изразцовых плиток или в виде мозаичного узора на столешнице либо на полу, вышиты на подушках, одежде, скатертях и т. д. Тибетские буддисты рисуют свои мандалы красками — на ткани или на стенах (в технике фрески). Они делают и временные мандзлы (из цветного песка, кучек риса), а иногда просто изображают мандалы символи­ческими жестами рук. Некоторые мандалы обретают зримую фор!кгу в фигура" танца. Другие представляют собой трехмерные сооружения из дерева или бронзы: они напоминают крошечные храмы; из окон выглядывают божества, похожие па обитателе!! кукольныхдомиков.

нок пустой мандалы, приведенный в приложении 7, или просто начертить контуры мандалы на бумаге... или нарисовать в цвете, наподобие рекламных щитов... или с помощью компьютера сделать многомерное изображение...

Поместите свои изображения-образы в матрицу мандалы... форма, которую при этом примет ваша мандала, будет зависеть только от вашего воображения и от того, как вы захотите ис­пользовать готовый продукт своего творчества.

К одним людям озарение приходит непосредственно в про­цессе построения мандал... Для других более значимой оказы­вается последующая работа с мандалами...

Если вы хотите использовать мандалу как вспомогательное средство для медитации, помните, что визуализация всегда начинается с центра. Сосредоточьтесь на центральной точке и представьте себе, что главное божество (изображение сновид-ческого образа) увеличивается в размерах; потом вообразите, что от центральной фигуры отделяются другие божества. Когда сеанс медитации закончится, вся визуализированная вами кар­тина должна опять сжаться в одну центральную точку и как бы раствориться.

П. Гарфильд отмечает: «Мы должны помнить, что завершен­ная мандала — это всего лишь моментальный снимок одного из моментов нашего развития. Ее можно сравнить с фотогра­фией шестилетнего ребенка: фотография не меняется, тогда как ребенок продолжает расти и развиваться. Все новые и новые образы наших сновидений обретают форму и вновь растворя­ются в небытии: мы постоянно творим внутри себя постоянно меняющуюся мандалу... и сами путешествуем по ней. В этом и состоит наша связь с великим рисунком Вселенной» (1998).

В 1954 году психоаналитик Эрнст Крис ввел в психотерапев­тическую литературу понятие «личный миф», используя его для описания некоторых, ускользающих от наблюдения сторон человеческой личности, на которые психоаналитику следует обратить внимание, если он желает добиться долговременных изменений в поведении. В 1979 году Давид Файнштейн создал концепцию личной мифологии в качестве основного измерения личности, связанного как с устойчивыми мифами конкретной культуры, так и с внутренней психодинамикой человека.

Дик Маклистер рекомендовал использовать сновидения для обнаружения личного мифа человека, определяемого как «по­весть, которую мы рассказываем собственной жизнью, то, что пронизывает смыслом и связностью нашу повседневность» (1976). Первыми, кто начал широко применять концепцию личного мифа в групповой работе со сновидениями, были Монтегю Ульман и Нэн Циммерман (1985). Они указывали, что одна из функций сновидения — выявление и устранение утративших связь с реаль-

ностью личных мифов путем высвечивания стратегий самооб­мана, которые человек использует для того, чтобы избежать перехода к новым, более адекватным моделям поведения. Самы­ми распространенными сюжетами неадекватных личных мифов являются: личная неуязвимость («Я могу справиться со всем, что мир поставит на моем пути»); излишняя самозащита («Любо­знательность опасна, безопасность — в покорности»); боязнь неудачи («Едва ли я преуспею, не стоит даже и пытаться»). Уль­ман и Циммерман указывают, что «зазор между истинным и ложным, известным и неизвестным создает субъективную ткань наших сновидений. Некоторый аспект нас самих, который мы считали само собой разумеющимся, теперь подвергается крити­ческой оценке. Часть нашей личности, которую... мы считали неуязвимой и нерушимой, теперь оказывается негодной. Личный миф лопнул».

Личные мифологии состоят из постоянно меняющихся систем взаимодополняющих и противоречивых личных мифов — тех устойчивых комплексов мыслей, образов и чувств, что придают смысл прошлому, определяют настоящее и указывают направле­ние для будущего. Личный миф служит человеку для руководства, объяснения и сакрализации опыта аналогично тому, как культур­ные мифы когда-то обслуживали те же потребности первобытного и античного общества в целом1. Личная мифология включает в себя все взаимодействующие, порой — взаимоисключающие, мысли и чувства, которые человек питает по отношению к миру как осознанно, так и бессознательно. Эти мифы формируют характер действий, совершаемых людьми, равно как и манеру истолкования ими своего опыта. Миф работает, пока он дает эмоционально удовлетворительное отображение реальности. Он может оказать плохую услугу человеку (и целой культуре), если затушевывает существующие пробелы между чувствами и реаль­ностью (Д. Файнштейн, С. Криппнер, 1988).

Средства массовой информации то и дело напоминают лю­дям, что они окружены чрезвычайно талантливыми соплемен­никами, искушенными в тех сферах, о которых прочим смерт­ным мало что известно. При сравнении себя с подобными знаменитостями люди слишком легко склонны оставлять без внимания или преуменьшать собственные творческие возмож­ности. Человек может основательно знать ту область, в которой он является специалистом, но она уже могла перестать быть новой, необычной или вдохновляющей. Умения принимаются как нечто само собой разумеющееся, тогда как уникальные

1 Антрополог Барбара Тедлок (1991) обнаружила, что в разных культурных сообществах сновидения играют значительную роль в освоении нового эмоци-

способности остаются без внимания. Странствие героя или героини — общераспространенная тема культурных мифоло-р^й _ обходится стороной ради тех мифов, что подчеркивают благо привычного и пассивного существования.

Сновидения постоянно вдохновляют человека на свободное самовыражение, на вопиющие преувеличения, на терпимость к неоднозначности. Они нередко разрешают сновидящему совер­шать ошибки, отбрасывать старые обычаи и предаваться явно непрактичным, необдуманным, безответственным, глупым и грешным занятиям. Сновидения показывают всю нелепость ограничивающих творческое выражение барьеров. Им нет дела до мнения других людей и до тех традиционных способов, которыми они оценивают проекты. Поэтому использованный в сновидении подход к проблеме даже может открыть ранее упущенную стратегию, способную принести успех (С. Крипп­нер, Дж. Диллард, 1997).

Вообще взаимосвязь состояний сознания, относящихся к сновидениям и к творческому процессу, почти ни у кого из исследователей не вызывает никакого сомнения. Так, Монтагю Ульман (1965), психиатр, получивший международное призна­ние за работу со сновидениями, привел четыре довода в пользу того, почему любое сновидение имеет характер творческого процесса. Во-первых, все сновидения оригинальны. Во-вторых, в них соединяются разнородные элементы, тем самым создавая новые структуры. В-третьих, как и многие другие творческие акты, сновидения являются непроизвольным переживанием. И, наконец, в-четвертых, сновидения содержат символы и об­разы; способность человека производить их спонтанно демон­стрирует творческий потенциал сновидений.

Другое дело, что у слова «творчество» есть множество воз­можных значений. Для большинства людей творчество означает способность вызывать к жизни что-то новое. Для других оно — не способность, а психологический процесс, посредством кото­рого ранее неизвестные и полезные вещи обретают форму. Для третьих творчество не процесс, а результат. Поэтому определе­ния творчества охватывают широкий диапазон: от идеи о том, как проще справиться с той или иной задачей, до концепции творческого акта как полного осуществления и выражения всех Уникальных возможностей человека. Обобщая их, можно ска­зать, что имеются по крайней мере четыре аспекта, в которых сновидения пересекаются с творчеством: творческая ситуация, творящая личность, творческий процес и результат творчества.

И. Торренс (1962) дал определение творчества, которое, по-видимому, соответствует тому, что происходит в сновидени­ях. Он считает, что творчество — это процесс, в основе которого 1 восприимчимость к возможным проблемам, недостат-

Наши рекомендации