Вопрос. место культурологии в системе наук
Феномен культуры столь сложен и интересен, ее структура и компоненты, уровни и связи, модели функционирования столь разнообразны, что изучением культуры занимаются представители различных научных дисциплин, а также религиозные мыслители, деятели искусства и литературы. Исследование культуры привлекает внимание представителей других наук, прежде всего, гуманитарных: антропологов, археологов, этнографов, филологов, историков, психологов, социологов, искусствоведов. Исследование культуры имеет глубокие философские традиции – есть такие дисциплины, как философия истории, философия культуры. Следует подчеркнуть, что культурология, вычленяясь из философии, тем не менее связана с философией через философию культуры. Если философия культуры нацелена на понимание культуры как целого (т.е. изучает всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, основываясь на исторических фактах (т.е. изучает особенное).
До конца XIX века понятие «культура» обычно находилось в тесной связи с философией и подпитывалось такими отраслями философии, как философия истории, этика, эстетика, теория права и др. отраслями философии, которые можно считать теоретическими, отвлеченными, в определенной степени дистанцированными от материальных основ жизни. Поэтому в обыденном сознании формировалось представление о «культуре» как явлении чисто духовного порядка. Однако в последней трети XIX века стали интенсивно развиваться такие многочисленные новые отрасли знания, которые можно назвать экспериментальными, тесно связанными с материальной жизнью общества. Это такие науки как антропология, этнография, социология, общественная психология, этнопсихология, демография, фрейдизм, семиотика, информатика и мн. др. Они с новых позиций стали изучать феномен человека как творца культуры и поэтому внесли свой вклад в обогащение понятия «культура».
Рассмотрим, как эти дисциплины способствовали развитию культурологи.
Антропология – это наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас. Антропология объяснила очень многое в зарождении культуры, вскрыла биологические корни культуры. Наиболее крупными представителями антропологического направления в культурологи являются Э.Б. Тейлор (Тайлор), Л.Г. Морган, Дж. Фрейзер и др. Эти ученые занимались истоками человечества, изучали первобытные общества и пришли к очень важному выводу о том, что существует неоспоримое сходство материальных памятников древнего, ископаемого человека; что существует безусловное сходство мифологии, фольклора, обрядов разных народов. Это сходство говорит о том, на всей планете существует тождество человеческой природы и единство первобытного мышления. Эти научные выводы являются прочными теоретическими аргументами против расизма, национализма, колониальной политики других течений общественной мысли, которые враждебны самой идее культуры.
Этнография изучает бытовые и культурные особенности племен, этнических групп (т. е. народностей) и народов мира, проблемы их происхождения, расселения, культурно-исторические взаимоотношения. Этнография сыграла решающую роль в доказательстве и в осознании огромного разнообразия и богатства прошлой и нынешней культуры человечества. Этнография научила людей с пониманием и уважением относится к материальным и духовным достижениям человека как мыслящего и духовного существа, независимо от того, к какому этносу (т.е. народу) – большому или малому – принадлежит человек.
Антропология и этнография являются науками естественно научной отрасли знания и опираются на биологические признаки человека. В отличие от этих наук социология – наука об обществе как целостной системе и не связана с биологией. Социология изучает такие составные части единого человечества, как государства, классы, слои, сословия и более мелкие общественные группы, но изучает не по этническим критериям, а по месту и роли их в современном обществе. Социология помогает культурологии понять весь спектр духовных и материальных проявлений с учетом социальной неоднородности общества. Именно с социологией связаны такие культурологические понятия, как аристократическая культура, пролетарская культура, массовая культура, элитарная культура, маргинальная культура и т.д.
Социальная (или общественная) психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, принадлежащих к отдельным социальным группам. Поскольку их культурные проявления окрашиваются в определенные психологические тона, то и исследования культуры не могут обойтись без учета этого фактора. Например, невозможно объяснить своеобразие крестьянской культуры без знания и понимания специфической деревенской психологии, которая формируется особым отношением сельского жителя к земле и природе. Данные социальной (или общественной) психологии играют для культурологи большую роль.
Особенно плодотворным для изучения национальных культур является использование данных этнической (или национальной) психологии, или этнопсихология - это наука, родственная социальной (или общественной) психологии, иногда выступающая как раздел общественной психологии. Этнопсихология исследует самобытность психического склада отдельных рас, племен и народов. Эта наука восходит к философским построениям таких крупнейших мыслителей как Гегель, Гумбольдт и их многочисленных последователей. Эти ученые, опираясь на конкретный исторический опыт, писали о том, что той или иной нации свойственен неповторимый «дух». В России блестящие образцы культурно-психологических характеристик отдельных народов принадлежат религиозному мыслителю Н.А. Бердяеву. Этнопсихологические исследования помогают объяснить своеобразие той или иной национальной культуры и ее частных, конкретных проявлений исходя из психических особенностей ее создателей.
Демография – наука о населении и закономерностях его развития в зависимости от общественных факторов. Эта наука также имеет прямое отношение к культурологии. Ведь любая этническая группа, физически вырождающаяся, или нация, чей генетический фонд подорван неправильной социальной политикой и нерациональной экономикой, обречены на упадок культуры. Например, «раскулачивание» и уничтожение российского крестьянства в результате коллективизации, в результате войн и ГУЛАГа самым пагубным образом сказалось на демографической первооснове и национальной сущности нашей культуры. В результате процессов, вызванных колонизацией, эксплуатацией, стихийными бедствиями, эпидемиями, алкоголем и т.п., погибли культуры «малых» народов и целых древних цивилизаций (ацтеков, майя, инков и др.).
Особое место в становлении современной культурологи занимает фрейдизм – психологическое учение, созданное выдающимся австрийским врачом-психиатром З.Фрейдом и его последователями (неофрейдистами). В центре концепции фрейдистов и неофрейдистов – бессознательные душевные процессы и мотивации, составляющие, по мнению этих ученых, основной механизм всякого творчества, в первую очередь, художественного творчества. В качестве социальной и философско-антропологической доктрины фрейдизм широко используется для теоретического обоснования многих современных художественных направлений, течений, школ в искусстве и литературе, например, в интерпретации сюрреализма.
Наконец, среди наук, обогативших теорию культуры к началу XX века, следует назвать семиотику – дисциплину, которая исследует свойства знаков и знаковых систем, главным образом естественных и искусственных языков. Семиотика очень сильно влияет на культурологию, предлагая всеобъемлющие выводы. Семиотический подход получил широкое распространение в лингвистике, литературоведении, в теории кино и театра, в искусствознании и в общественных науках. С семиотикой тесно связаны информатика, кибернетика, синергетика – отрасли знаний об информации как одной из главных движущих сил современной цивилизации, о структуре, свойствах, общих законах получения, хранения, передачи, переработки и распространения информации.
щд3 вопрос. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ:
Объектомкультурологии выступает культура как целостная, динамичная и открытая система, а предметом культурологии становится выявление происхождения, функционирования и основных тенденций развития культуры, ее роли и места в системе бытия, а также выявление специфической природы культуры как способа самореализации человека. Задача культурологии - создать историю культуры, которая бы не только объясняла историко-культурные процессы в национальном и мировом масштабах, но могла бы прогнозировать данные процессы и управлять ими.
Поставленная задача требует решения следующих фундаментальных проблем:
- во-первых, выявление внутри культурных феноменов (имеются в виду язык, мифология, религия, искусство и т.д.) таких базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу и приумножение социального опыта человеческой деятельности;
- затем, изучение факторов, которые изменяют культурные явления и процессы в ходе творчества на различных исторических этапах в различных типах культур;
- наконец, изучение последствий воздействия культуры на социум, историю и т.д.
СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ (ЕЕ РАЗДЕЛЫ):
Культурологиякак философская дисциплина состоит из следующих разделов:
- теория культуры, которая рассматривает основные элементы и функции культуры, ее соотношение с обществом и личностью, проблемы социокультурной динамики и т.д.;
- история культуры, которая исследует различные типы культуры в процессе их исторического развития и сосуществования;
- прикладная культурология, которая занимается описанием и осмыслением культурной жизни конкретного общества;
а также:
- история культурологических учений;
- социология культуры;
- культурная антропология.
ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ
Культурология изучает культурные феномены, к числу которых относятся язык, мифология, традиции, обычаи, быт, религия, мораль, наука, техника, цивилизация, искусство, литература, экономика, политика, идеология, образование и т.д.