Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
Не предусмотрено.
Занятие № 11
Тема: «Сознание как интегративный способ бытия человека»
2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.
3. Значение изучения темы.формирование представлений психологии сознания, понимания необходимости знания закономерностей становления сознания в онтогенезе для решения профессиональных: и личностных проблем, знание сменяющих друг друга поочередно уровней сознания человека.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Не предусмотрен.
Основные понятия и положения темы.
1. Психолог «при объективном изучении человека не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей… Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания жизнедеятельности человека… Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме, - старое религиозное понятие «души». О психологе какой научной школы идет речь в цитате? Что является гносеологической основой данного утверждения?
2. Стало хрестоматийным утверждение К.Маркса о сознании: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание… Нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственное предметное отношение».
Так ли это? О каком сознании идет речь в данном положении?
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Провести сравнительный анализ определений сознания по 3 источникам на выбор студента (словари, периодическая печать, учебники и учебные пособия).
5.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Не предусмотрено.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
Не предусмотрено.
Занятие № 12
Тема: «Человек как индивид. Проблема типологии индивидуальных различий»
2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.
3. Значение изучения темы.формирование представлений типологиях индивидуальных различий, понимания необходимости знания типологий индивидуальных различий для решения профессиональных: и личностных проблем, знание базовых предметных категорий, формирование профессиональной позиции, гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Не предусмотрен.
Основные понятия и положения темы.
1. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона», фиксирующее наличие особых характерологических качеств мужчин маленького роста. Каково научно-психологическое объяснение этого явления? Каков общий механизм взаимосвязи физического и психического в развитии человека?
2. Возможно ли утверждение о том, что «личностью не рождаются, а становятся», перенести на оформление индивида как мальчика или девочки? Согласны ли Вы с утверждением, что биологический пол индивида – предпосылка становления психологического пола человека? Для ответа на поставленные вопросы воспользуйтесь медицинской и психологической литературой по изменению пола индивида.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Найти описание в художественной литературе психологические портреты личностей, обладающих разными типами ВНД.
5.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Не предусмотрено.