Ход года и этапы обучения ходьбе
После того как мы попытались особым образом коснуться феноменов, связанных с приобретением способности к прямохождению, следует упомянуть одну примечательную закономерность, которая проявляется в процессе приобретения этой способности прямохождения. Вряд ли можно считать случайным то, что обучение ходьбе занимает примерно год, и что если развитие этой способности преждевременно или запаздывает, то симптоматически это выражается в нарушении раскрытия существа ребенка. Чтобы научиться ходить, человек затрачивает примерно столько же времени, сколько требуется Земле, чтобы обойти вокруг Солнца. Это позволяет предположить, что солнечно-земной ритм вписан в эту способность человека.
Рудольф Штайнер указывал на то, что человек приобретает свое вертикальное положение здесь на Земле как нечто совершенно новое. «Большое значение, - говорит он, - имеет то, что человек должен работать над собой, для того чтобы из существа, вообще не умеющего ходить, появилось существо, способное ходить вертикально. Человек сам придает себе вертикальную позицию и приобретает равновесие в пространстве. Он сам соотносит себя с силой тяжести. »11 Но земное достижение способности ходить включено в космические временные взаимоотношения между Солнцем и Землей.
Изучение постепенных шагов этого «года обучения ходьбе» можно отразить в виде календаря, который был разработан рядом исследователей и приблизительно выявляет следующие стадии:
1-ый месяц: Глаза ребенка начинают фиксировать взгляд.
2-ой месяц: Даже лежа на животике, ребенок начинает прямо держать головку.
3-ий месяц: Если ребенка положить на животик, то он сможет приподнять голову и плечи, и некоторое время находиться в таком положении.
4-ый месяц: Если положить ребенка на животик, он сможет приподняться, опираясь на ладони рук. Он вникает в новую ситуацию, активно разглядывая окружающее. Ребенок пытается дотрагиваться до видимых предметов. Пытаясь схватить что-нибудь, он может соединять руки вместе, не используя пальцы.
5-ый месяц: Лежа на спине, ребенок может приподнимать голову и плечи. Он уже научился переворачиваться со спины на бок, а так же умеет хватать руками те предметы, которые видит.
6-ой месяц: Ребенок может сидеть, если его поддерживать. Он умеет приводить подвижный объект в контакт с неподвижным, например, ритмично ударять ложкой по столу.
7-й месяц: Ребенок начинает пробовать перемещаться из состояния покоя. Он пытается заполучить желаемые предметы, и добраться до них, меняя свое положение.
8-ой месяц: Ребенок самостоятельно сидит и начинает ползать.
9-ый месяц: Ребенок учится принимать сидячее положение без посторонней помощи, а также вставать на коленки и подниматься на ноги с помощью взрослых.
10-ый месяц: Малыш может бросать предметы.
11-ый месяц: Ребенок может сам подниматься и стоять, держась за что-нибудь.
12-ый месяц: Он может свободно стоять и делать первые шаги с некоторой помощью и поддержкой.
Если изучать этот календарь первого года жизни ребенка не только как схему, показывающую развитие «интеллекта» ребенка, но также попытаться прожить то, что происходит, то эти двенадцать месяцев станут истинным течением года, во время которого приобретенные способности выделятся индивидуально как некие праздники.
Рудольф Штайнер говорил, что в ранние эпохи эволюции человечества рождение ребенка всегда происходило в Рождественское время.12 Так продолжалось до третьего тысячелетия до Рождества Христова, особенно среди северо-германских племен. Рождения детей лишь постепенно стали происходить в разное время в течение года. То есть, когда-то было так, что дети появлялись на этот свет лишь в определенное время года. Постепенно в процессе дальнейшего развития человечества эта связь с природой исчезла.
Соответственно обучение ходьбе в прошлые времена заканчивалось в течение года между одним Рождеством и следующим, и различные праздники года отмечают собой основные решающие моменты этого процесса. Вначале они праздновались как дохристианские, а затем и как христианские праздники. Поскольку следующие из этого соответствия и параллели не могут быть «объяснены», исходя из общепринятого смысла, мы оставим это на индивидуальную проработку, чтобы каждый смог сам ощутить связи, вытекающие из вышесказанного.
Замечательно, к примеру, то, что ребенок впервые улыбается и приподнимает головку как раз тогда, когда празднуется Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
К Пасхе ребенок умеет приподнимать голову и плечи, лежа на животике; он, так сказать, приподнимается над водой. Он может дотягиваться до различных объектов, отвечает улыбкой на взгляд, трогает предметы. Руки его уже освобождены.
К наступлению Троицы он уже может схватить объект, который видит, и таким образом координирует свои руки и глаза. Он уже может перевернуться со спинки на бок, преодолевая зависимость от той основы, на которой он лежит.
К Иванову дню ребенок умеет сидеть. Сейчас солнце стоит в самой высокой точке небес и ребенок, как человеческое существо свободно держит свою голову над горизонтально расположенными плечами.
В Михайлов день он уже садится сам и учится вставать на колени и вставать, держась за что-нибудь.
К началу Адвента он свободно ощущает себя в пространстве, а к Рождеству делает первые неуверенные шаги. Теперь творение стоит на пути к тому, чтобы стать творцом.
Все это я рассказал, чтобы помочь тем, кто ищет новое понимание человека, а не для того, чтобы открыть путь для мистических спекуляций.
Мы должны практиковаться в подобных размышлениях и развивать чувства, возникающие из них, особенно наблюдая за детьми, лишенными способности ходить. Тогда новая сила помощи вызовет желание и принесет помощь там, где иначе она не принимается.
Сегодня в любом ребенке, который учится ходить, действуют слова: «Восстань! Оставь свою постель и иди!» Это сила Солнца, поднимающая земное тело человека так, чтобы он мог прямо ходить по Земле.
ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ