Глава 8. Happy end: как успешно завершить продажу?.... 206
Цели главы.................................................................................................... 206
Когда следует приступить к активному завершению сделки?........................ 207
Проверка готовности к заключению сделки.............................................. 208
Как определить искренность ответа покупателя?............................................. 209
Невербальная информация.......................................................................... 210
Вербальная информация.............................................................................. 210
Способы завершения сделки.............................................................................. 211
Прямое предложение заключения сделки.................................................. 212
Добивайтесь принятия промежуточных результатов................................ 212
Метод альтернативного выбора.................................................................. 212
Обобщение ценных качеств......................................................................... 214
Повторяющиеся «да»................................................................................... 215
Прием «Этого не будет потом»................................................................... 216
Прием «Допущение».................................................................................... 216
Предложение принято. Что делать дальше?..................................................... 217
Знания — в практику продаж...................................................................... 218
Руководство к действию.................................................................................... 219
Работа с практическим пособием................................................................ 219
Завершение переговоров.............................................................................. 219
Методические рекомендации по проведению тренинга............................. 221
Глава 9. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.................. 223
Вступление в контакт......................................................................................... 223
Сценарий вступления в контакт.................................................................. 224
Презентация........................................................................................................ 224
Работа с возражениями....................................................................................... 225
Планируйте возражения............................................................................... 226
Опережение возражений.............................................................................. 226
Возражение-условие..................................................................................... 226
Действительное возражение......................................................................... 226
Техника работы с возражением................................................................... 227
Завершение переговоров.................................................................................... 229
Способы завершения сделки....................................................................... 229
Литература.................................................................................................................. 233
Благодарности
Введение
Я благодарю всех, кто прямо или косвенно повлиял на написание этой книги,
Выражаю свою искреннюю благодарность фирмам, с которыми я активно много лет сотрудничаю. Это прежде всего компания «Электрокомплект» (город Казань). Я благодарю руководителя «Электрокомплекта» Валерия Михайловича Додонова, творческое общение с которым для меня было очень плодотворным.
Особая благодарность Издательскому дому «Асток» (Санкт-Петербург). Работа в этой фирме была мощным стимулом получения новых знаний и навыков. Руководители фирмы Светлана Юрьевна Мелеш-ко и Владислав Иванович Гармаш создали уникальную творческую атмосферу, в которой я просто был обречен на работу над книгой, за что я им очень благодарен.
Хотелось бы выразить благодарность тем компаниям, с которыми я работал как тренер-консультант и в результате приобрел богатый практический опыт. Все их трудно перечисли, ь, но очень хотелось бы особо поблагодарить хотя бы некоторые. Эти прежде всего Издательский дом «Питер», отдел МЛМ фирмы «Русский мир», «Адамант Интерьер-Клуб», «Интеррост», «Липтек Компьютер», «Сибирская космекпса», «Дом обуви на Невском», «Галактика», «Прогресс-Псва», «Защита», «АЦИС». Особая благодарность моей жене Светлане Леонтьевне, которая по совместительству была моим первым читателем и придирчивым корректором. Спасибо моим близким, они поддерживали меня, порой даже не подозревая об этом.
Как показывает опыт, закон Парето неумолим: 20% сотрудников выполняют 80% объема работ. И фирмы, специализирующиеся на продажах, не составляют особого исключения. Эти цифры (20 и 80) могут меняться в некоторых пределах, но суть от этого не меняется. В любой фирме, в которой не менее 7-10 продавцов, всегда можно выделить группу сотрудников, уровень продаж которых в 2-3, а иногда и в несколько раз меньше, чем у лидеров.
Это приводит к ряду факторов, существенно осложняющих положение фирмы на рынке. К ним прежде всего следует отнести:
• снижение конкурентоспособности фирмы:
• снижение прибыли фирмы;
• снижение групповой нормы продаж;
• слабую мотивацию сотрудников и текучесть кадров.
В условиях стабилизации рынка единственным преимуществом и главным инструментом в борьбе с конкурентами становится высокий профессионализм команды продавцов.
Для укрепления прочного положения и стабильного развития фирмы необходимо проведение работ по развитию персонала и, прежде всего — по повышению квалификации менеджеров но продаже и продавцов.
Повышение мастерства продавцов — это мощный резерв фирмы. Он позволяет значительно увеличить объемы продаж без существенных дополнительных затрат. Как следует из западных исследований, каждый доллар, вложенный фирмой в обучение, приносит 30 долларов дохода.
Можно ли распространить эти данные на нашу российскую действительности? К сожалению, опыт многих руководителей фирм свидетельствует об обратном. Возникает естественный вопрос: как может обучение, направленное на повышение квалификации менеджера по продажам или продавца, не давать ожидаемого увеличения объема продаж?
Очень просто: не всякое обучение действительно позволяет повысить практическую квалификацию продавца.
Каким же должно быть обучение, гарантирующее повышение продаж? Реальное и существенное повышение навыков продажи возмож-
Б. Саркисян. Эффективный тренинг продаж
Риедение
но лишь с применением психологически обоснованной и отработанной на практике технологии замкнутого цикла обучения персонала в фирме.