Культурно-историческая теория развития
Вопрос: «На какое определение развития опирается культурно-историческая теория его периодизации и почему по Выготскому Л.С., возраст — это определенная эпоха построения личности ребёнка?»
Тезис:
1. Как всякая жизнь есть в то же время и умирание (Ф. Энгельс)3, так и детское развитие—эта одна из сложных форм жизни—с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах.
2. Процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое-, обладающее определенным строением; законами строения этого целого, или структурными законами возраста, определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого. Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, представляя как бы их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части.
В каждую данную возрастную эпоху развитие совершается не таким путем, что изменяются отдельные стороны личности ребенка, в результате чего происходит перестройка личности в целом—в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.
Аргументы:
Л.С.ВЫГОТСКИЙ
СОБРАНИЕ
СОЧИНЕНИЙ
том
ЧЕТВЕРТЫЙ
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под редакцией Д. Б. ЭЛЬКОНИНА
МОСКВА
ПЕДАГОГИКА
стр.253
Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Более того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в прямой зависимости и составляют с ними неразрывное целое.
Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые, как показывает конкретное исследование, в высшей степени своеобразны и специфичны. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер. Это значит, что в последующем они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного, возраста, включаясь в их состав как подчиненная инстанция, не имеющая самостоятельного существования, растворяясь и трансформируясь в них настолько, что без специального и глубокого анализа часто невозможно открыть наличие этого трансформированного образования критического периода в приобретениях последующего стабильного возраста. Как таковые, новообразования кризисов отмирают вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать в латентном виде внутри его, не живя самостоятельной жизнью, а лишь участвуя в том подземном развитии, которое в стабильные возрасты, как мы видели, приводит к скачкообразному возникновению новообразований.
Практикум № 4.
Эпигенетическая теория развития
Вопрос: «На какое определение развития опирается эпигенетическая теория развития периодизации Э.Эриксона и к какой парадигме научного знания относится его теория?»
Тезис:
Психосоциальное развитие — это развитие «Эго» индивида, которое осуществляется за счёт исторической актуальности при минимальном для общества ущербе и происходит на протяжении всей жизни человека.
Психосоциальное развитие по Э.Эриксону можно отнести к такой парадигме научного знания, как социоморфизм.
Аргументы:
По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу — на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувства устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
По мнению Эриксона, личность в своем развитии проходит через восемь кризисов на протяжении всей жизни.
Кризис —столкновение необходимости выбора и готовность к новым отношениям с окружающими, влияющих на его характер, его эго-идентичности и доставляющих ему ценности, которые существуют в данном обществе.
Каждый кризис при этом содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии Я обогатилось новыми положительными качествами), то теперь Я вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и самостоятельность), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся Я, тем самым, наносится вред и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнение).
Парадигма — это система идей про одно и то же, но по-разному.
Общество выдвигает необходимость обретения личностью добродетели, благодаря которой личность включается в общество и становится исторически активность личностью.
Социоморфизм. Индивид взаимодействует с социумом, выполняя при этом социальные функции и роли.
Механизм развития — формирование интериоризации;
Процесс развития — социолизация;
Результат развития - социальный индивид.