Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
2. Социально- нравственные типы характера.
3. Аргументы за и против существования типов характеров.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1.Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. - 583 с.
2.Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
- дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Приложение 1
Опросник Юнга. Экстраверсия-интроверсия.
Данная методика предложена К.Юнгом для выявления типологических особенностей личности ,а именно .
На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит Вам больше, и поставить букву, обозначающая этот ответ.
21) Что Вы предпочитаете? а) немного близких друзей; б) большую товарищескую компанию;
22) Какие книги Вы предпочитаете читать? а) с занимательным сюжетом; б) с раскрытием переживаний героев;
23) Что Вы скорее можете допустить в разговоре? а) опоздание; б) ошибки;
24) Если Вы совершаете дурной поступок, то: а) остро переживаете; б) острых переживаний нет;
25) Как Вы сходитесь с людьми? а) быстро, легко; б) медленно, осторожно;
26) Считаете ли Вы себя обидчивым? а) да; б) нет;
27) Склонны ли Вы хохотать, смеяться от души? а) да; б) нет;
28) Считаете ли Вы себя? а) молчаливым; б) разговорчивым;
29) Откровенны ли Вы или скрытны? а) откровенен; б) скрытен;
30) Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний? а) да; б) нет;
31) Находясь в обществе, Вы предпочитаете: а) говорить: б) слушать;
32) Часто ли Вы переживаете недовольство собой? а) да; б) нет;
33) Любите ли Вы что-нибудь организовывать? а) да; б) нет;
34) Хотелось бы Вам вести интимный дневник? а) да; б) нет;
35) Быстро ли Вы переходите от решения к исполнению? а) да; б) нет;
36) Легко ли Вы меняете ваше настроение? а) да; б) нет;
37) Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды? а) да; б) нет;
38) Ваши движения: а) быстры; б) замедленны;
39) Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях: а) часто; б) редко;
40) В затруднительных случаях: а) спешите обратиться за помощью к другим; б) не любите обращаться.
Обработка полученных результатов:
Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.
Количество ответов подсчитать и умножить на 5.
Интерпритация:
0-35 - интроверсия;
36-65 - амбиверсия;
66-100 - экстраверсия
Экстраверты: легки в общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают знакомства, импульсивны, открыты и общительны, среди их знакомых могут быть и полезные люди; судят о людях "по внешности", не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.
Интроверты: сосредоточены на собственных переживаниях, малоконтактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.
Амбиверты: личности, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.
Занятие № 15
Тема: «Акцентуации характера».
2. Форма организации занятия: семинарское занятие.
3. Значение изучения темы:формирование представлений об акцентуациях характера человека, знакомство с базовыми предметными категориями, формирование профессиональной позиции на проблему акцентуаций характера.
4. Цели обучения:
-общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
-учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
5. План изучения темы: