Результаты изучения стрелочного контрольно-измерительного прибора
Оцениваемый параметр | Фактическое значение параметра | Соответствие нормативу |
Тип прибора | ||
Форма шкалы | ||
Ориентирование числовых отметок | ||
Величина наименьшего деления шкалы | ||
Тип оцифровки | ||
Значение основного интервала | ||
Цвет циферблата, шкалы, стрелки | ||
Допустимая дистанция наблюдения (минимальная) | ||
Допустимый угол наблюдения (максимальный) |
Контрольные вопросы
1. Определение отметки А.
2. Определение отметки В.
3. Определение отметки С.
4. Читаемость КИП.
5. Формальная читаемость КИП.
6. Определение циферблата и шкалы.
7. Определение параллакса и "колодезного" эффекта".
Библиографический список
1. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов: Пер. с анг.– М.: Мир, 1968.–520 с.
2. Глушко О.В., Клюев Н.В. Труд и здоровье водителя. – М.: Транспорт, 1991. – 223 с.
3. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А.. Основы инженерной психологии: Учеб. для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 574 с.
4. Клебельсберг Д. Транспортная психология / Пер. с нем; Под ред. В.Б. Мазуркевича. – М.: Транспорт, 1989. –367 с.
5. Котик М.А. Курс инженерной психологии. – 2-е изд., испр. и доп. – Таллин: Валгус, 1978. – 364 с.
6. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Б.А.Душкова. – М.: Высшая школа, 1983. – 240 с.
7. Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. – М.: Транспорт, 1990. – 167 с.
8. Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф.Ломова. – М.: Высшая школа, 1986. – 335 с.
9. Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф.Ломова. – М.: Высшая школа, 1970. –320 с.
10. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. К. Сергиенко, В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко и др.; Под ред. Ю.К.Стрелкова. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 400 с.
11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2- е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2000. – 259 c.
12. Приборы и методики психофизиологического обследования водителей автомобилей / Н.А.Игнатов, В.М.Мишурин, Р.Т.Мушегян, В.А.Сергеев. – М.: Транспорт, 1978. – 88 с.
13. Романов А. Н. Автотранспортная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 217 с.
14. Справочник по инженерной психологии / Под. ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Машиностроение, 1982. –368 с.
15. Справочник по прикладной эргономике / Пер. с 4-го анг. изд. Т.П. Бурмистровой; Под ред. В.М. Мунипова. – М.: Машиностроение, 1980. – 216 с.
16. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 671 с.
17. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия: Высш. шк., 2001. – 360 с.
18. Эргономика: Лабораторные работы / Под ред. Г.В.Дуганова. – Киев: Вища школа, 1976. – 176 с.
Учебное издание
Белякова Александра Владимировна,
Савельев Борис Вадимович
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Практикум
Редактор Т.И. Калинина
Подписано к печати __.10.07
Формат 60´90 1/16. Бумага писчая
Оперативный способ печати
Гарнитура Times New Roman
Усл. п. л. 5,0, уч.-изд. л. 5,0.
Тираж 300 экз. Заказ №___.
Цена договорная
Издательство СибАДИ
644099, Омск, ул. П.Некрасова, 10
Отпечатано в ПЦ издательства СибАДИ
644099, Омск, ул. П.Некрасова, 10
Список иллюстраций
1.
1.1. Функциональная схема анализатора
1.2. Характеристика анализатора
1.3. Оси координат для построения графика зависимости Δt =f(tЗ)
1.4. Стандартный бланк для построения аудиограммы
1.5. Индивидуальный порог слышимости
2.
2.1. Строение глаза
2.2. Монокулярное поле правого глаза
2.3. Упрощенная схема границ поля зрения
2.4. Изменение угла зрения в зависимости от скорости движения автомобиля
2.5. Связь между угловыми и линейными размерами
2.6. Конус зрения
2.7. Фокусировка изображения при нормальном зрении, близорукости и дальнозоркости
2.8. Оси координат для построения графика зависимости ΔL =¦ (LЗ)
2.9. Периметр ПНР-2-01
2.10. Границы поля зрения
2.11. Схема поля зрения испытуемого
3.
3.1. Бланк "Квадраты"
3.2. Бланк "Шкала"
3.3. Бланк "Таблица"
3.4. Тест Шульте
3.5. Таблица Шульте-Платонова
3.6. Бланк для исследования кратковременной зрительной памяти
3.7. Схема для оценки зрительной памяти
4.
4.1. Индикационная часть стрелочного контрольно-измерительного прибора.
4.2. Шкала
4.3. Пояснение к расчету допустимого угла наблюдения по параллаксу стрелки
4.4. Пояснение к расчету допустимого угла наблюдения по величине "колодезного" эффекта
Список таблиц
1.
1.1. Виды анализаторов
1.2. Пороги чувствительности
1.3. Протокол опыта № 1
1.4. Рекомендуемые случайные последовательности расстояния Х
1.5. Протокол опыта № 2
1.6. Обработка результатов опыта № 2
1.7. Протокол опыта № 3
1.8. Протокол опыта № 4
2.
2.1. Протокол опыта № 1
2.2. Протокол опыта № 2
2.3. Рекомендуемые случайные последовательности эталонного стимула LЭ
2.4. Протокол опыта № 3
3.
3.1. Виды внимания
3.2. Характеристики внимания
3.3. Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления
3.4. Протокол опыта № 1
3.5. Протокол опыта № 2
3.6. Протокол опыта № 3
3.7. Протокол опыта № 4
3.8. Протокол опыта № 5
3.9. Протокол опыта № 6
4.
4.1. Оптимальные угловые размеры для различных элементов шкалы
4.2. Протокол опыта № 1
4.3. Протокол опыта № 2
4.4.
ВВЕДЕНИЕ
Автотранспортная психология является разделом инженерной психологии – научной дисциплины, изучающей закономерности и процессы информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их при проектировании, создании и эксплуатации системы "человек–машина". Объект инженерной психологии – это человек-оператор, т.е. человек, осуществляющий трудовую деятельность при взаимодействии с машиной, предметом труда или внешней средой посредством дистанционного управления. Предмет инженерной психологии – психические процессы, порождающие трудовую деятельность и обусловливающие ее результат.
Автотранспортная психология – научное направление, изучающее проблемы систем управления класса "водитель–автомобиль". Объект автотранспортной психологии более узкий – это водитель автомобиля, а предмет – психическая деятельность водителя при управлении автомобилем. Основной задачей автотранспортной психологии является повышение надежности функционирования систем "водитель–автомобиль".
Система "водитель–автомобиль" сегодня является самой распространенной системой "человек–машина". Наименее надежным элементом таких систем является человек (проявляется так называемый "человеческий фактор"). Поэтому, изучение "человеческого фактора" и учета его при конструировании новых и совершенствовании серийных автомобилей, организации производства транспортных средств становиться все более необходимым. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемых автомобилей. Этим обусловливается важность знания специалистами автомобильного транспорта основных закономерностей функционирования системы "водитель – автомобиль".
Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук, поэтому она имеет две направленности в решении практических задач. Применительно к автотранспортной психологии они звучат так:
1. Как психологическая наука автотранспортная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства, выясняя требования к техническим устройствам, исходя из особенностей деятельности водителя. В этом случае направленность автотранспортной психологии – приспособление автомобильной техники и условий труда к водителю. Это направление развилось в отдельную науку, которая называется эргономика (от греч. ergon — работа, nomos — закон). Она изучает особенности человека и его функциональные возможности в процессе труда с целью создания оптимальных условий для высокой производительности и надежности. Применительно к автомобильному транспорту – это совершенствование:
а) рабочего места водителя автомобиля;
б) систем управления автомобилем.
2. Как техническая наука автотранспортная психология изучает принципы построения сложной технической системы, которой является автомобиль, выясняя требования к психическим и психофизиологическим свойствам водителя. В этом случае направленность автотранспортной психологии – приспособление человека к автомобильной технике. Применительно к водителю транспортного средства это выражается в установлении возрастного ценза на право вождения, в разработке методов профессионального обучения и стажировки, в рациональной организации труда (режим труда и отдыха),.
Практикум призван "оживить" теоретические знания, излагаемые в лекционном курсе автотранспортной психологии и эргономики, дать возможность студентам на себе испытать сущность психических явлений.
Взаимосвязь человека и машины в СЧМ зависит от анатомических, физиологических и психологических свойств человека. К психологическим свойствам человека относят: ощущения, восприятие, внимание, память, чувства и т.п.
Водитель автомобиля большую часть информации (до 95 %) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть закодированной информации – от контрольно-измерительных приборов автомобиля.
Одной из наиболее актуальных является задача согласования конструкции машины в той ее части, которая связана с человеком, с его психологическими и физиологическими характеристиками.
Возникновение автотранспортной психологии обусловлено изучением причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Обеспечение безопасности движения в условиях увеличения объема автомобильных перевозок является задачей общегосударственного масштаба. Решение этой задачи осуществлятся комплексно, с учетом возможностей всех звеньев системы "водитель–автомобиль–дорога–среда" (ВАДС). Причиной большинства ДТП (70–80 %) является человеческий фактор: ошибки водителя в оценке дорожно-транспортной ситуации и в управлении автомобилем, ограниченные возможности водителя управлять транспортным средством в сложных дорожных условиях, ошибки в организации движения и т.п. Одним из направлений снижения числа ошибок водителей по этим причинам является максимальный учет психофизиологических особенностей и возможностей водителей при конструировании новых и совершенствовании серийных автомобилей, строительстве и обустройстве автомобильных дорог, а также при организации дорожного движения.
Высокая доля ДТП, совершаемых по вине водителя, предопределяет актуальность инженерно-психологических исследований и мероприятий по внедрению их результатов.
Инженерная психология тесно связана с физиологией, кибернетикой, математикой и др. техническими науками. Сфера инженерно-психологических исследований охватывает:
- орудия труда и технологические процессы для выяснения требований к психическим свойствам человека, которые предъявляются конструкцией инструментов, машин, приборов, особенностями производственных операций;
- проблемы целесообразного распределения и согласования функций человека и машины, взаимодействия людей в системе управления;
- факторы, определяющие надежность, точность и стабильность деятельности человека;
- анализ процессов восприятия информации человеком.
Практические результаты исследования этих проблем представляются в виде рекомендаций инженерам, архитекторам, художникам-конструкторам для выбора характеристик и конструирования инструментов, машин, систем управления, планировки рабочих мест и т.п.
Не существует отрасли деятельности человека, в которой бы так или иначе не учитывались инженерно-психологические требования к инструменту, оборудованию, системам информации. Целый ряд видов деятельности, кроме того, требует, чтобы не только техника, но и человек отвечал определенным психофизиологическим требованиям. Например, на право вождения транспортным средством допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, отвечающие медицинским требованиям к состоянию здоровья, свободные от алкогольной и наркотической зависимости.
Система "водитель–автомобиль" сегодня является самой распространенной системой "человек–машина". Автомобилизация породила новый вид опасности – гибель и ранения людей вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Этим обусловливается важность знания специалистами автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения основных закономерностей функционирования системы "водитель – автомобиль".
Отличие системы "водитель-автомобиль" от СЧМ заключается в характере информационного взаимодействия. Так в системе "водитель–автомобиль" основной объем информации (до 95 %) о состоянии транспортного средства водитель воспринимает непосредственно из дорожной обстановки, и только часть информации поступает через контрольно-измерительные приборы автомобиля. В других СЧМ оператор 90% информации получает непосредственно
Автотранспортная психология – научное направление, изучающее проблемы систем управления класса "водитель–автомобиль". Автотранспортная психология является разделом инженерной психологии. Объект изучения автотранспортной психологии – это водитель автомобиля и другие участники дорожного движения. Предмет – психическая деятельность при управлении автомобилем.
Основной задачей автотранспортной психологии является повышение надежности функционирования систем "водитель–автомобиль". Статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) показывает, что наименее надежным элементом таких систем является человек (проявляется так называемый "человеческий фактор"). Поэтому, необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новых конструкций машин, организации производства и эксплуатации транспортных средств становиться все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемых автомобилей.
Система "водитель–автомобиль" представляет собой частный случай системы "человек–машина" (СЧМ). Функционирование машины и деятельность человека в таких системах связаны в единый контур регулирования, в котором человек выполняет роль оператора. Взаимосвязь человека и машины в СЧМ зависит от анатомических, физиологических и психологических свойств человека. К психологическим свойствам человека относят: ощущения, восприятие, внимание, память, чувства и т.п. От этих свойств во многом зависит информационное взаимодействие человека с машиной. Необходимость изучения этих свойств человека в СЧМ привела к появлению инженерной психологии, и как частного случая – автотранспортной психологии.
Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук, поэтому она имеет две направленности в решении практических задач. Применительно к автотранспортной психологии они звучат так:
1. Как психологическая наука инженерная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя требования к техническим устройствам, исходя из особенностей деятельности водителя. В этом случае направленность инженерной психологии – приспособление техники и условий труда к человеку. Это направление развилось в отдельную науку, которая называется эргономика (от греч. ergon — работа, nomos — закон). Она изучает особенности человека и его функциональные возможности в процессе труда с целью создания оптимальных условий для высокой производительности и надежности. Применительно к автомобильному транспорту – это совершенствование:
а) рабочего места водителя автомобиля:
б) систем управления автомобилем:
в) средств регулирования дорожного движения:
2. Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения технических систем, выясняя требования к психическим и психофизиологическим свойствам человека. В этом случае направленность инженерной психологии – приспособление человека к технике. Применительно к водителю транспортного средства это выражается в том, что:
а) установлен возрастной ценз на право вождения;
б) имеется перечень медицинских противопоказаний для водительской профессии, выявляемых при медицинских переосвидетельствованиях;
в) установлена программа обучения водителей;
г) применяются стажировки и периодическое повышение квалификации водителей некоторых типов транспортных средств (например, стажировки водителей автобуса при смене маршрута и обучение водителей транспортных средств для опасных грузов);
д) запрещается употребление алкоголя и наркотических веществ.
Практикум призван "оживить" теоретические знания, излагаемые в лекционном курсе автотранспортной психологии и эргономики, дать возможность студентам на себе испытать сущность психических явлений.
[1] По вертикали эти углы несколько больше.