Классическая школа управления

5.

Типичная модель Новая модель Особенность эволюции
Авторитарная Авторитарная с командной корпоративной культурой Формирование моделей поведения, в которых у людей в равной степени активизированы самостоятельность и добровольное подчинение целям организации
Опекающая Не изменилось Возможно появление фактически неразвивающихся организаций крайне малого размера с тёплым семейным морально-психологическим климатом
Потдерживающая Не изменилось Поведенческая модель основана на функциональной организационной структуре. Из неё изъяты адаптивные составляющие, осмысленный, хорошо отложенный механизм со средним уровнем защиты, дисциплины и самоуправления, ориентация на решение задач и среднюю динамику развития
Коллегиальная Не изменилось Авторитарня модель с делигированными коллективу, аналитическими, экспертными и инновационными функциями
Развивающая Фанк-система Самоуправляемое динамичное, самоподстраивающееся образование с адаптивной структурой. Модель основана на динамичном целевом развитии потенциала работника, а затем организации и бизнеса в целом
Гармонизирующаяся Фрактальная Каждый человек-прообраз организации, в которой он работает

проблема принятия решений на уровне индивида – это исследование индивидуальных особенностей, способностей, умений, навыков, свойственных лицам, принимающим решения. Уровень индивидуальной деятельности – это проблемы моделей принятия решения, ловушек неэффективных решений и т. д. На уровне совместной деятельности – проблемы роли отдельных членов и лидера в процессе решения, методы групповых решений и т. п., а на уровне организации – организационные стандарты и нормы, требования к решениям, закрепленные в рамках организационной культуры.

6.Коммуникация – это связующий процесс , необходимый для реализации управленческих функций . Своевременность их реализации зависит от способности руководителя осуществить сбор, анализ и передачу информации в подходящий момент; решить, какая информация ему нужна и когда.

Кроме этого, хороший руководитель должен еще уметь прогнозировать потребность в информации, уметь правильно определять те ее виды, которые помогут в решении проблемы, степень ее надежности, достоверности и потенциальную ценность различных видов информации.

Ценность информации определяется теми действиями, которые предпринимаются менеджментом в результате использования этой информации. Поэтому необходимо знать задачи и функции менеджмента , чтобы отбирать именно нужную и полезную информацию.

Функции менеджмента следующие: планирование, принятие решения, организация и координирование, управление, мотивирование и контроль. Функции, интересующие разных менеджеров – разные, в зависимости от уровня, который менеджер занимает в организации. Поэтому и информация для каждого уровня различна.

Коммуникации на предприятии это:

  1. Коммуникации между организацией и ее средой.
  2. Внутриорганизационные коммуникации:
    • коммуникации между уровнями и подразделениями:
    • коммуникации между руководителем и подчиненным;
    • коммуникации между работниками (формальные и неформальные) или межличностные коммуникации.

7. Макроэкономические факторы: экономическая ситуация в стране, регионе; географическое положение организации; уровень жизни в регионе; внешнеэкономические контакты; статус организации на рынке; ожидания окружающих

Микроэкономические факторы: профиль и вид деятельности организации; уровень финансового состояния личности; реальная ситуация

Факторы социально-культурной среды: менталитет; особенности образования

Факторы правовой среды: действующее законодательство; свобода граждан и формы правовой защиты

Природу личности отражает её социально-психологическая структура, в которой принято выделять направленность, характер, темперамент и способности

Организационная концепция базируется на:

- Социальной системе;

- Общности интересов;

- Этических принципах.

Социальные системы. В социологии принято считать, что организации являются социальными системами, деятельность которых регулируется как законами общества, так и психологическими законами.

Общность интересов. Каждая организация имеет определенные социальные цели. Они формируются и ведут свою деятельность на основе определенной общности интересов их членов. общность интересов определяет сверхзадачу организации, которая решается только объединенными усилиями работников и работодателей.

Этические принципы. Для того чтобы привлечь удержать ценных сотрудников, организации строят свою деятельность на соблюдении этических принципов. Организации принимают этические кодексы, проводят обучение этике отношений, поощряют сотрудников за этичное поведение,

8.Управление является более широким понятием , чем менеджмент .

Термин управление справедлив по отношению к любым объектам.

Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чемуто

социальному, обладающему разумом и волей:

· отдельному человеку;

· коллективу

Разница между руководством и менеджментом заключается в том,

что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организа

цию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство являет

ся более узким понятием , чем менеджмент

9. Уровни нравственного развития делятся на: наследственный фактор и социально-культурный фактор. К первому относится: физиологические особенности, задатки, темперамент. Ко второму: семья, трудовая деятельность, общение культура, наука.

Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности 3. Фрейда. По Фрейду, личность образуется тремя структурными компонентами: ид(оно), эго (я) и суперэго (сверх-Я). Сфера ид — это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удовольствия. В психодинамической теории Фрейда выделяются два основных инстинкта — сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жизни (либидо, эрос), и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти

Сфера эго — это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания. Эго находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, проявления двух базовых инстинктов. Рациональная сфера эго должна разрабатывать для личности такие программы действий, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы требованиям ид, а с другой стороны, учитывали бы требования и ограничения социального мира и собственного сознания человека. Функционирование сферы эго определяется принципом реальности.

Сфера суперэго — это сфера морального «Я» личности, включающая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума

Теория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности или индивидуальная психология. Эту теорию также традиционно относят к психоаналитическому направлению

Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».

Широкое распространение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия—экстраверсия и нейротизм—стабильность.

Школа научного управления

Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Классическая школа управления

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

· четкое функциональное разделение труда;

· передача команд и распоряжений сверху вниз;

· единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

· соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Наши рекомендации