Теоретические концепции групповой психотерапии
Б. Д. КАРВАСАРСКИЙ (СССР), С. ЛЕДЕР (S. LEDER) (ПНР)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ОТДЕЛЕНИЯ НЕВРОЗОВ И ПСИХОТЕРАПИИ
ЛЕНИНГРАДСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА
Б. Д. КАРВАСАРСКИЙ
Для понимания специфики возникновения и развития психотерапии в СССР существенным является учет ее исторических предпосылок. Уже в дореволюционные годы она строилась на гуманистических традициях выдающихся русских врачей-клиницистов — С. П. Боткина, И. Е. Дядьковского, Г. И. Захарьина, В. Я. Мудрова, А. Я. Яроцкого. Важный вклад в развитие русской психотерапии был внесен трудами В. М. Бехтерева, одного из пионеров «коллективной психотерапии».
На становление психотерапии в Советском Союзе существенное влияние оказала «патогенетическая концепция психотерапии». Основные положения ее как системы личностно-ориентированной психотерапии были сформулированы на основе психологии отношений еще в 30—40-х годах. Одним из фундаментальных положений последней явилось понимание личности как системы отношений индивида с окружающей социальной средой. Начало исследований личности как системы отношений связано с именем одного из основателей русской медицинской психологии, сотрудника В. М. Бехтерева А. Ф. Лазурского (1923). В дальнейшем его исследования были продолжены и развиты учеником В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского В. Н. Мясищевым, которому и принадлежит более детальная разработка этой концепции личности как
в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и практике медицины и в особенности к учению о неврозах и психотерапии.
Отношение к проблеме личности неразрывно связано с вопросом о соотношении биологического и социального в человеке. Задавая себе вопрос, является ли личность биосоциальным или социальным образованием, В. Н. Мясищев дает на него следующий ответ: «Считая, что личность представляет собой высшее психическое образование, обусловленное общественным опытом человека, подчеркивая необходимость разграничения понятий «условия личности» и «саму личность», я полагал, что в материалистическом понимании личности биологически-органическое неразрывно связано с социальным, но не является ни личностью, ни ее частью, а только условием личности».
Главной характеристикой личности В. Н. Мясищев считает систему ее отношений, прежде всего отношений с людьми, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях. Отношения представляют сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни. Эта связь выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, поэтому они и являются движущей силой личности. Выступающим в качестве важнейшего структурообразующего компонента по отношению к другим психологическим явлениям — психическим процессам, свойствам и состояниям — отношениям личности присущи следующие особенности: уровень активности отношений, соотношение рационального и иррационального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного в отношениях, устойчивость или неустойчивость отношений, их широта или узость, рациональная и эмоциональная обусловленность отношений и др. Личность проявляется в различных областях отношений: это прежде всего социальные отношения и взаимоотношения; отношения в семье, на производстве, к труду и др. В структуре отношений особенно важным является отношение человека к самому себе. Значимость последнего определяется тем, что отношение к себе является одним из компонентов самосознания (самосознание: самопонимание, самооценка, саморегуляция). Именно отношение к
себе, будучи наиболее поздним и зависимым от всех остальных, завершает становление системы отношений личности и обеспечивает ее целостность [Ананьев Б.-Г., 1969]. В условиях, когда отношения личности приобретают особую устойчивость, выраженность, большую значимость, они становятся характерными для личности и в этом смысле превращаются в черты характера, оставаясь отношениями [Лазурский А. Ф., 1923; Ананьев Б. Г., 1969].
Особое значение категории отношения («психологического отношения») для разработки проблемы личности в советской психологии, в том числе в медицинской психологии, отмечают М. М. Кабанов (1978), А. Е. Личко (1979), Б. Ф. Ломов (1981) и др.
Психология отношений, являющаяся специфической концепцией личности в советской психологии [Шорохова Е. В., 1980], имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей их клинических проявлений, лечения и предупреждения. Особенно важно здесь понятие значимых отношений личности, столкновение которых с несовместимой с ними жизненной ситуацией может служить источником нервно-психического патогенного напряжения.
Невроз с позиций психологии отношений — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-пси-ческое расстройство. Психологический конфликт при этом рассматривается с позиций диалектического единства объективных и субъективных факторов его возникновения и развития, его социальной, нейрофизиологической и психической природы. Наряду с выделением в качестве основы конфликта несовместимости, столкновения противоречивых отношений акцентируется внимание на том, что при конфликте речь идет о нарушении не любых, а обобщенных, особенно значимых для данной личности отношений, и что присущие конфликту переживания становятся источником психогенной декомпенсации лишь в том случае, если они занимают центральное место в системе отношений личности к действительности.
Указанные положения явились основанием для формулирования основных целей и задач патогенетической или личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии при неврозах [Мясищев В. Н., 1960; Карвасарский Б. Д., 1985]. Этими целями и за-
53:,
дачами являются: 1) глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования его системы отношений; 2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению невротического состояния и симптоматики; 3) достижение у больного осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеванием; 4) помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, при необходимости — изменение его объективного положения и отношения к нему окружающих; 5) изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и в свою очередь ведет к улучшению как субъективного самочувствия больного, так и к восстановлению полноценности его социального функционирования.
На протяжении длительного времени в практике советской психотерапии достижение указанных целей осуществлялось главным образом методом индивидуальной психотерапии. Ничего не меняло периодическое обращение к приемам так называемой «коллективной психотерапии», так как и в этом случае система межличностных групповых взаимоотношений и ее психотерапевтический потенциал использовались весьма ограниченно.
В условиях возрастающего признания психотерапии, все большей интеграции ее в медицине в последние два десятилетия постоянно возрастал интерес к различным формам групповой психотерапии, основанной на сознательном и целенаправленном использовании всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками (т. е. групповой динамики) в лечебных целях [в отличие от психотерапии в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, поведенческие методы), которые применялись у нас ш ранее и где ведущим групповым феноменом, используемым психотерапевтами, является групповая индукция].
Разработка системы групповой личностно-ориен-тированной (реконструктивной) психотерапии, которая позволила бы более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности и перестройку се путем воздействия на все основные компоненты отношения —
познавательный, эмоциональный и поведенческий, начала осуществляться главным образом в последнее десятилетие *. В значительной мере этому способствовали совместные научные исследования советских психотерапевтов с учеными ПНР, ГДР и других социалистических стран.
В соответствии с изложенными выше общими целями и задачами групповой личностно-ориентирован-ной (реконструктивной) психотерапии последняя позволяет достичь терапевтического эффекта посредством, с одной стороны, осознания и понимания роли собственных личностных особенностей в возникновении межличностных конфликтов (а опосредованно — и невротических симптомов), с другой — реальной коррекции неадекватных реакций и форм поведения, что и является главной предпосылкой восстановления здоровья и полноценного функционирования личности при психогенных расстройствах. Эта форма групповой психотерапии оказывается также эффективной при многих соматических заболеваниях, их лечении и профилактике, реализуя возможности восстановления таких определяющих качеств личности, как сознательность, самостоятельность и социальность.
На развитие советской групповой психотерапии в рамках патогенетической концепции в последний период влияние оказывают исследования, в которых рассматривается воздействие на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик — психических процессов, свойств и состояний — общения, выступающего в качестве специфической формы деятельности человека и одного из главных регуляторов его социального поведения [Бода-лев А. А., 1979].
Роль общения в формировании личности и основных ее структурных компонентов подчеркивается и другими известными советскими психологами — Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым. Так, Б. Ф. Ломов (1971) отмечает, что именно процессу общения принадлежит особенно важная роль в обмене
* См. коллективные публикации: «Групповая психотерапия при неврозах и психозах» (Л., 1975), «Клинико-психологические исследования групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях» (Л., 1979), «Исследования механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях» (Л., 1982), «Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях» (Л., 1988).
идеями, интересами, передаче черт характера, формировании установок и позиций личности.
В качестве некоторых перспективных задач и путей развития групповой личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии могут быть указаны следующие. На данном этапе развития групповой психотерапии возрастает актуальность дальнейшей разработки ее клинических аспектов, более дифференцированного ее применения с учетом клинического и патогенетического своеобразия болезни, чему в случае неврозов могло бы способствовать понимание разных их форм как ртзличных вариантов болезненного восприятия и процесса переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком. Этот принцип индивидуализации сохраняет свое значение и в случае групповой психотерапии. Необходимо уделять большее внимание к отношениям личности, как к отражению общественных отношений, опосредованию межличностных отношений общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Это позволило бы наряду с групповой психотерапией разрабатывать методы и формы собственно коллективной психотерапии, изучать социально-психологическую природу психотерапевтического коллектива, его структуру, социально-психологические процессы, сопровождающие развитие психотерапевтической группы в коллектив [Петровский А. В., Туревский М. А., 1979]. Дальнейшей разработке теоретико-методических вопросов групповой и коллективной психотерапии в настоящее время содействует расширяющийся опыт теоретических исследований и работы групп «социально-психологического тренинга», осуществляющих в СССР с позиций социальной психологии, прежде всего таких ее разделов, как социальная психология личности, групп и коллективов, психология общения, познания людьми друг друга.
При планировании и осуществлении исследований, относящихся к вопросам о механизмах и эффективности групповой психотерапии, мы полагаем, что изучение их не может сводиться к выделению и исследованию отдельных показателей, какими бы важными они не представлялись, но должно прежде всего учитывать взаимодействие многочисленных и многомерных переменных, касающихся метода, психотерапевта, группы, пациента, а также дополняться исследованиями клинических, нейрофизиологических, нейрохимических и
;5б
других биологических характеристик больных, исходя из того бесспорного факта, что изменения, происходящие в пациенте и являющиеся конечной целью любого психотерапевтического воздействия, относятся к различным уровням интеграции и функционирования организма и определяются взаимодействием многих факторов различной природы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ