В медицинской и клинической психологии
Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним при выполнении профессиональных обязанностей.
Методы исследованияв медицинской психологии позволительно разделить на три группы:
1. Клиническое интервьюирование.
2. Экспериментально-психологические методы исследования.
3. Оценка эффективности психокоррекционного воздействия.
Цели использования данных методов:
1. Дифференциальная диагностика.
2. Исследование преморбида личности.
3. Выяснение патогенетических механизмов.
4. Выбор психотерапевтической мишени.
5. Контроль эффективности.
6. Построение комплекса психотерапии и реабилитации (лечебная программа).
1. Клиническое интервьюирование –метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента.
Интервью направлено на активно предъявляемые человеком жалобы, на выявление скрытых мотивов поведения человека и оказание ему помощи в осознании истинных причин его измененного психического состояния. Существенным для интервью является также психологическая поддержка клиента. Психологически грамотная структура клинического интервью (психологического опроса) должна состоять из 4 основных этапов:
1) Установление доверительной дистанции (психологический альянс);
2) Выявление жалоб с оценкой внутренней картины болезни и структурированием проблемы пациента;
3) Определение желаемого результата интервью и терапии в целом, определение субъективной модели здоровья пациента и его предпочтительного психического статуса;
4) Оценка антиципационных (или направленных в будущее) мыслительных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания и терапии.
Принципы клинического интервью:
1. Правильное, корректное и точное формулирование вопросов.
2. Доступность формулировок-вопросов. При соблюдении данного принципа необходимо учитывать словарный, образовательный, культурный, языковый, национальный факторы. Обращенная к пациенту речь должна быть ему понятна, совпадать с его речевой практикой, основанной на множестве традиций.
3. Адекватность, последовательность.Этот принцип основывается на знаниях диагноста в области сочетаемости психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов. Последовательность строиться на известном алгоритме психогенеза: на основании предъявления первых жалоб больным, рассказе его родственников, на основании непосредственного наблюдения за ним. Выявленные феномены или симптомы позволяют построить дальнейшее интервью в плане определения возможных сочетающихся с ними симптомов или синдромов, а также на определение степени их выраженности и выявление этиологических факторов.
4. Гибкость, беспристрастность опроса.Данный принцип предполагает принятие пациента вне зависимости от собственных жизненных принципов психолога, его культурных ценностей. Отсутствие навязывания пациенту собственных представлений о наличии у того психопатологической симптоматики.
5. Проверяемость получаемой информации - уточнение конгруэнтности (соответствия) понятий для исключения неверной интерпретации ответов.
2. Экспериментально-психологические методы исследованиявключают батарею экспериментально - психологических методик-тестов, с помощью которых возможна оценка функционирования, как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.
Таблица 2.1.