Дополнительная информация.
Мойры принимали участие в битве богов с гигантами и повергли Агрия и Фоона. В поздней традиции олимпийских богов заставили смеяться над властью мойр, так, согласно одному из мифов, Аполлон спаивает мойр, чтобы повлиять на их решение относительно своего друга.
Мария Колузаева.
При работе над статьей были использованы следующие материалы: Лосев А. Ф. Мифы народов мира. Энциклопедия; http://www.grekomania.ru/articles/mythology/150-moires; http://wiki.kutha.ru/w/%D0%9C%D0%BE%D0%B9%D1%80%D1%8B
Заповедный Лес: олень
… Ив поселилась на окраине деревни, возле самого леса, чтобы ее всевозможным диковинным животным было где разгуляться. Полночь нарадоваться не могла, глядя на чудесных зверей, так слаженно живущих вместе с ведьмой.
— А это, — Ив поманила рукой прекрасного боевого оленя, носившего на своей голове ветвистые рога, будто корону, — мой воин и талисман одновременно.
Олень гордо вышагивал перед ведьмами, осозновая всю свою важность испокон веков...
Моя душа — олень громадный —
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет — и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!
В.Набоков
Олень — очень древний символ, который используется людьми с незапамятных времен. Изображение оленей и ланей можно найти уже в наскальных рисунках многих регионов планеты. Несомненно, он являлся и тотемным животным и талисманом.
Думаю, что среди читателей нет уж совсем несведущих людей, которые совсем не были знакомы со значением оленя в мифологии. Коротко остановимся на некоторых из них.
Древние майя, например, называли себя «ах-майя» — «люди оленя». Олень считался главным племенным первопредком, т.е. племенным тотемом. Индейцы уичоли так же именовали себя «люди оленя». В саамской мифологии чудесный олень – оборотень Мяндаш является тотемным животным – родоначальником саамов.
Слово «saka» у древних скифов обозначало оленя – самца, и многие скифские племена назавали себя «саками». Это название соотносится в иранском со словом «saka», в персидском – «sax», в бурятском –«сага», в русском «сохатый» и имеет значение «олень».
Известное в обществе обозначение «рогоносец» возникло в Греции во времена правления Андроника. Оленьи рога по приказу правителя размещали на дверях домов, в которых жили его любовницы. В свою очередь мужьям изменниц предоставлялись особые привилегии в охоте.
В древнекельтской мифологии олени ассоциировались с «коровами фей» и, таким образом, они находились в мифическом помещении между миром людей и миром богов. Кельтский мифологический бог смерти и возрождения изображался с рогами оленя. Олень также как символ солнца.
Японцы считали, что олень является божественным животным высшего уровня. Народ древних майя называли себя Ах-Майя или людьми оленя.
В мире алхимии олень тесно связан с античным мифом об охотнике Актеоне, которого Диана (Актемида) в гневе превратила в оленя.
В скульптуре средневекового христианства оленя можно обнаружить на виноградной ветке в качестве символа человека, который уже будучи на земле может частично достигнуть благословения небес.
«Как олень глотает змею и очищается от ее яда ныряя в воду, так человек очистится от греха, когда будет благословлен водой при крещении.» Поэтому олени часто изображаются в каменных и кованных рельефах крещенной посуды.
Наконец, так же и в наши дни северный олень лишь укрепил свою популярность в мире благодаря уникальной истории и уникальным свойствам. Начиная с тракторов John Deer и заканчивая Санта Клаусом, у которого самые верные помощники в развозе подарков в Рождество – это именно северные олени. Приятно мечтать в Рождество, что эти статные животные помогают Санта Клаусу раз в год исполнять наши самые большие желания. Таким образом, согласуясь с щедрым оленем Древнего Китая (Лу) – символом богатства и его обязанностью служить Богу на пути вечности.
Олени предстают также как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели. Оленям также приписывали целебные силы, в особенности — способность разыскивать лекарственные травы.
Кельты верили, что олени — основное животное в волшебных стадах богов (именно это, возможно, привело к традиции, согласно которой Санта Клаус путешествует в оленьей упряжке); некоторые кельтские боги сами были с оленьими рогами. У кельтов олень-самец — Солнце, терапевтический символ, плодородие, мужественность; атрибут воина-охотника Коцидия и Оссиана; облик рогатого бога Цернунна (Cernunos). У скандинавов шкура оленя-самца часто используется в шаманских ритуалах . Северный олень у скандинавов посвящен Великой Матери Исе, или Дисе. По одной из легенд древне -нордической мифологии, в кроне мирового древа Игдрасиль пасутся четыре оленя, пожирая почки (часы), цветы (дни) и ветви (времена года).
В алхимии и самец, и самка оленя часто выступают как символ превращения — алхимики считали, что это связано с мифом об Артемиде, которая превратила охотника Актеона в оленя за то, что он увидел её во время купания. В алхимии олень-самец вместе с единорогом означают двойственную природу Меркурия, философскую ртуть, поив. Алхимики видят в античном мифе об охотнике Актеоне, превращенном богиней Артемидой (Дианой) в оленя, доказательство возможности превращения металлов в связи с лунарным (подчиненным Луне) женственным миром серебра.
Итак, мы постепенно приблизились к самому важному аспекту оленя – его магическим свойствам. Некоторые мы уже знаем – изгнание змей, помощь в поиске лекарственных растений, питьевой воды и кладов. Но, поскольку мы стоим на пороге прихода Нового Года, то остановимся непосредственно на связи оленя с этой традицией.
Впервые, если верить историкам, олень появляется в упряжке Времени в период Древнего Египта и Древней Греции . Он неразрывно связан с богиней Дианой, которая считается в магии одним из воплощений Трехликой Богини. На этой повозке Диана закрывала циклы года, тогда как Аполлон -открывал их. Именно оттуда, вероятнее всего, он и попадает в повозку Санта-Клауса, традиционного изображения для современного человека.
Олень часто был одной из ипостасей героев мифов, проходивших через последовательные стадии перевоплощений, или животным, в которое превращали человека его недоброжелатели, владевшие искусством магии. Донн приводит из Сида сотню девушек, но ревнивая супруга превращает их в стадо оленей, а Донн пасет их. Позже, когда сам герой ссорится с могущественной королевой, она превращает в оленя и его.
Одна из подруг Финна была превращена друидом в оленя, но дала жизнь существу, лишь наполовину являющемуся оленем — Ойсину, позже восстановившему полностью человеческий облик и продолжившему дело своего отца.
Популярный мотив ирландской мифологии — преследование священного оленя охотниками и следующее за этим возмездие (часто справедливое, поскольку олени священные, как правило, трехроги).
Традиционно считается, что Санта-Клаус приезжает на повозке ,запряженной оленями. Но…откуда это пришло?
В древности, дабы отпугнуть злых духов, шаманы переодевались в разных животных – в тех, кого считали защитниками и покровителями племени, рода. В Северной Европе такими были олень, козел, бык, лошадь(лось), волк и медведь. Как видите, они все достаточно большие и внушающие силу. И все они, как часть этого мира , могут быть задействованы в магических ритуалах.
Каким образом?
Порошок из оленьего рога иногда входит в состав магических зелий(чаще для снятия сильной порчи и поправки здоровья). В принципе, исходя из вышеизложенной истории –понятно почему.
Зубы волка и медведя — сильные защитные талисманы и т.д.
Талисманы из кости и рога оленя несут в себе дополнительную энергетику. Расскажу несколько случаев из собственной практики, поскольку мне пришлось некоторое время жить на Крайнем и очень крайнем севере.
Мой отец чуть не сбил на дороге олениху, у которой был малыш, но вовремя сумел остановиться и все обошлось. Через несколько дней мать с рынка принесла изображение оленя, которое ей в довесок выдала какая-та женщина. Оказалась резьба по оленьей кости -отец повесил в машину. Пока она висела – не было ни одной аварии ,и даже из самых невероятных ситуаций машина выходила без повреждений. Когда отец умер – машину продали вместе с талисманом. Потом узнали – в первый же месяц пропал талисман и владелец разбился. Вот и не верь потом в Оленя-защитника.
Второй случай связан в реальным оленем, который жил в поселке Медвежий(о. Новая Земля). У нас там не только олени, но и белые медведи захаживали. Зоопарк, а не поселок. Так вот, я тесно общалась с Васей(так звали оленя), он был молодым и иногда злился, когда ему не приносили хлеб с солью. Многих просто не выносил, но я умудрилась подружиться. Мне с ним было комфортнее, чем с людьми. Сейчас то я понимаю почему,…я- ведьма. Однажды в метель не повезло мне заблудиться, и в принципе , я ушла за пределы поселка….возможно и не выжила бы, если бы меня не нашел Вася. По рассказам, именно он носился по поселку и тянул всех поисковиков в ту сторону, где была я, хотя даже собаки не брали след. Вот такая история.
Если Вам необходим сильный защитный амулет – символ оленя один из рекомендуемых. И не на пустом месте Джоанна Роулинг взяла символ оленя в качестве «патронуса».
А уж если обратится к превращениям – в оленя могли превращаться только очень сильные маги-перевертыши, а также друиды считали такую способность одним из величайших даров Богов.
Олени могут быть верными друзьями, защитниками и даровать нам свою энергию. Если у Вас есть возможность общаться с оленями- используйте ее. Они заберут весь ваш негатив, стряхнув его с кончиков ворсинок, и вернут к Вам обновленную энергию.
Iv Vens Cher.
При работе над статьей были использованы следующие материалы:
§ Hrabanus Maurus. De rerum naturis. VII. 8. (PL III, 204 С)
§ Remigius von Auxerre. Eiiarr. in Ps. 41. (PL 131, 362 CD)
§ Hildegard von Bingen. Physica. VII. (PL 197, 1321 Af)
§ De bestiis et aliis rebus. 11. 14. (PL 177, 64 A)
§ Английский бестиарий. л. 31
§ Caesarius von Heisterbach. Dialogus miraculorum. 1
§ Thomas Cantimpratensis. IV. 22, 10-13
§ Dicta Chrisostomi, л. 50
§ Альберт Великий. О животных. 22. 42
§ Бундахишн, с. 292
§ ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 117, 467, 507
§ ал-Бируни. Минералогия, с. 190—191
§ Ибн Сина. Канон. IV. 6. 2. 23
§ «Чудеса мира». 64; 177
§ Закария ал-Казвини. fol. 175v, 3, 13
§ Андрианов Б. Бык и змея. У истоков культа плодородия //Наука и религия. 1972. № 1. С. 46-52.
§ Ремпель Л. И. Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. Ташкент. 1987. С. 34.
§ Bayet J. Le symbolisme du cerf et du centaure a la Porte
§ Rouge de Notre-Dame de Paris //Revue arche’ologique 44. 1954. P. 21-68.
§ Sharkey L. Celtic Mysteries the Ancient Religion. Thames and Gudson, 1975. P. 89. Fig. 43.
Книжная полка: Р. Савельев, «Путь в Запределье: шаг первый»
Ведьмовство — ведьмовством, но имеется у меня также еще одна страсть — это книги. Посему, я решила внедрить в журнал рубрику с собственными книжными рецензиями. Сегодня я хочу рассказать вам о книге своего замечательного друга, Романа Савельева.
Роман Савельев – рунолог, мастер в области энерготерапии и специалист по Life-психологии.
Его книга называется «Путь в Запределье: шаг первый». Пусть вас не смущает такое название-фантасмагория; Запределье здесь – это не какой-то чудесный мир, не странный волшебный портал, нет, все в рамках реальности, все очень даже понятно и просто. Эта книга о том, как найти свой собственный путь в жизни, даже не столько найти, потому что это достаточно долгий процесс, сколько осознать, что вам нужно от жизни и сделать первый шаг к намеченным целям. Название предельно ясно отражает суть книги, прочитав ее, я думаю, вы действительно сможете понять для себя, каким должен быть ваш первый шаг на новом пути.
Обложка мне понравилась, она очень аскетична, на ней нет ничего лишнего, а только то, что заинтересует потенциального читателя: имя автора, название и небольшой элемент дизайна в виде руны. Все смотрится органично и красиво.
Мне очень понравилась структура данной книги: сначала автор рассказывает вкратце о себе, о том, откуда он родом, почему стал интересоваться этим знанием, что сподвигло его написать эту книгу. Я считаю, что такие вставки очень важны, потому что эзотерико-психологические книги построены на доверии между читателем и автором. А доверяем мы обычно тем людям, которых мы знаем.
Далее автор объясняет цели и задачи данной книги, на какую аудиторию она ориентирована и уже далее по тексту начинает свой основной рассказ о нахождении своего пути.
Что мне еще очень понравилось и запомнилось, в конце книги Роман Савельев приводит упражнения для того, чтобы наиболее ясно увидеть свою дорогу и понять, каким должен быть именно ваш первый шаг. Не стоит думать, что вам нужно будет выкрикивать заклинания под взмахи волшебной палочкой, на самом деле, упражнения эти очень хорошие и требующие серьезной работы, но и результат от выполнения этих заданий себя окупает на 100%. Эти упражнения могут помочь вам и в работе, и в личной жизни, и, собственно, во многих аспектах.
Язык написания простой, очень легко читается. Единственное, что создавало диссонанс, это то, что автор достаточно часто перемешивал высокопарные обороты и выражения с простонародными и иногда этот «микс» было тяжеловато читать. Но я списываю это на то, что автор не профессиональный писатель и не задавался целью создать красивое литературное произведение. В практическом плане книга очень годная.
И еще одно замечание – если вы не новичок в подобного рода знаниях, если это не ваша первая книга, касаемо нахождения себя, открытия пути – то я не думаю, что вы откроете здесь для себя что-то новое. Мне лично было очень интересно читать небольшие литературные справки, которые дает Роман, о древне-славянских народах, о народах Севера, об истинном предназначении наших былин и сказок, но в плане именно психологического просвещения я для себя ничего нового не открыла. Но это связано исключительно с тем, что я давно уже читаю подобную литературу, очень давно интересуюсь этими вещами, поэтому все это было для меня не в новинку, не в диковинку. Однако, если вы только-только начинаете свое знакомство с эзотерикой и психологией, если вам хочется начать менять свою жизнь, но вы не знаете, как именно начать, то эта книга станет хорошим подспорьем.
Важно понимать, что эта книга – не путеводитель, не образ какого-то гуру, который сейчас придет, разложит все по полочкам и за руку вас поведет через всю вашу жизнь, нет, этого не произойдет, даже сам Роман пишет о том, что в таком случае, это не помощь, а наоборот, вред. Зато эта книга выступает хорошим советчиком. Знаете, вы даже можете в дальнейшем, когда прочтете «Запределье» целиком, открывать книгу на любой странице и перед вашими глазами будет ответ. Вот так работает эта книга.
Еще, я хотела бы от себя добавить рекомендацию автору, не останавливаться на шаге первом, а сделать серию таких шагов, скажем, от нулевого уровня к продвинутому. И побольше включать литературных вставок из древней истории, легенд, сказок, былин, потому что было очень интересно про это читать, интересно знакомиться со своей историей, и не только со своей, с общемировой.
Приобрести книгу вы можете, заглянув на официальный сайт Романа: http://rvsavelev.ru/kniga-put-v-zapredele-shag-pervyi.html
Миднайт.
Спросите ведьму
Мы продолжаем нашу рубрику «Спросите ведьму», в которой мы публикум ответы на вопросы, задаваемые читателями на нашем форуме в одноименной теме (регистрация не требуется):http://wforum.forumgrad.com/f19-forum
Орфография и пунктуация сохранены.
1) Грядет Новый год,можно ли что-то сотворить чтобы сбылись желания? …мм ну или одно желание?может рецепты какие? Anis.
В одном из номеров мы писали о мешочке для исполнения желаний, вот здесь —http://wsisters.wordpress.com/december/dec6/
В одном из наших старых номеров есть «зачарованная» страничка — она на самом деле заряжена магической энергией (заряжала лично!) и исполняет написанные на ней желания —http://wyrdsisters.sk6.ru/str.html
Все, что вам потребуется, это распечатать страницу, написать на ней своей желание и в ночь c 31 декабря на 1 января и сжечь ее.
Страничка уже заряжена колдовской энергией, она впитала в себя новогоднюю магию, так что дело теперь за вашими желаниями. Но помните — по законам магии все, и плохое и хорошее возвращается к нам в тройном размере.
В том же номере есть еще зимнее колдовство, тоже помощь в исполнении желаний —http://wsisters.wordpress.com/dec09/dec0908/
Советую прочесть полностью номер, в каждой статье есть кой-какие рецепты об исполнении желаний в Новый Год http://wsisters.wordpress.com/dec09/oglavdec09/. Midnight.
2) я вот изучаю магию… а с чего начать до сих пор не понятно… какое направление выбрать …а смогу ли? Неизвестный.
Думаю, начать нужно с личного разбора вами вас же — т.е. ответьте себе что для вас магия/колдовство, почему вам это нужно, как вы видите мир и себя в нем. Мир и магию в нем. Себя и магию. После этого сможете уже определиться исходя из вашего мироощущения какое течение вам ближе.
Можете так же прочитать о разных направлениях в магии, об истории магии (в кратком обзоре это есть и в нашем номере «Территория магии«). Велимира.
Еще добавлю несколько слов от себя: самый главный вопрос, который вы должны себе задать (и он уже был озвучен моей сестрой) — для чего мне нужна магия?Почему я выбираю для себя этот путь познания?
Здесь еще важно осознавать, что магия\колдовство\ведовство — это не взмахи волшебной палочкой и не щелчки пальцами. Это работа. Да, такая работа дает замечательные результаты, но только лишь, и я подчеркиваю это, после упорного труда.
Когда вы определитесь, для чего вам нужны оккультно-эзотерические знания, будет проще, в дальнейшем, выбрать для себя нужный путь. Путь созидания\разрушения, путь в религии или без оной, путь интересующих вас учений и т.д.
Касаемо вопроса «а смогу ли?». Вы смогли научиться ходить, говорить, думать? Взаимодействовать с окружающими, получать новые знания? В магии дело обстоит почти так же — если упорно работать, то все получится. Главное — это накопление и применение знаний. Midnight.
Задавайте свои вопросы, а самые интересные будут опубликованы в следующем номере!
Таверна: Лесной Дух
Вокруг реки Орад всегда ходило много мифов и легенд. Поговаривали, что под водой находится царство самого Дьявола, а в реке живут русалки. Что по берегам разбросаны многочисленные жилища чертей и упырей.
Так думали люди, жившие в деревне близ Орад.
По началу деревня называлась Радовка, но вскоре из-за необоснованных легенд и слухов ее переименовали в Каменовку, а вокруг реки поставили ограждение и знак «Проезд запрещен!».
***
— Дедушка, привет! — завизжала Стася, спрыгивая со ступенек поезда.
Пожилой мужчина улыбнулся и ласково погладил по голове свою внучку, приехавшую на время летних каникул.
— Пап, ну как ты? — молодая женщина, волоча за собой средних размеров дорожную синюю сумку, приветливо улыбалась — в ее карих, чуть подкрашенных золотым глазах отражалось летнее солнце.
— Да, нормально, — слегка охрипшим голосом проговорил мужчина, забирая у дочери сумку.
Стася уже давно ждала их у дедушкиного светло — желтого «Москвича».
— Ну что, Стасенка, как хоть жизнь? — весело спросил девочку Борис Данилович, садясь за руль, и пытаясь завести машину.
— Хорошо! — громко ответила Стася, улыбаясь во весь рот.
Перед ней за окном проплывали знакомые с детства пейзажи: сначала шлагбаум, через который очень сложно проезжать — машина прыгает, будто по болотным кочкам, далее вдалеке можно было увидеть огромную нефтяную вышку. В свете солнца вышка переливалась оттенками черного и серого цветов; Борис Данилович любил рассказывать о нефтяной башне, все-таки он проработал там почти 40 лет. После вышки, напоминающей картину импрессиониста, нарисованную черными мелками, шла крутая, вьючная дорога, по правому краю которой стояли невысокие, выкрашенные в желто-белую полоску ограждения. За ограждениями уже много лет лежит на невысоком бугорке венок, как память тому, кто попал в аварию, как предупреждение водителям. Далее дедушкин «Москвич» проехал через мост, весь обветшалый, состоящий из грязных, неровно проложенных труб.
После моста медленно поплыли низенькие домики с печными трубами, зеленые пастбища с мозаикой из ромашек, небольшой огороженный стадион, с ветхим высоким деревянным построением, служившим держателем для неработающего табло.
Десять минут пути – и перед глазами Стаси уже возник выученный «от» и «до» поворот во двор. Туда, где возле двухэтажного серого дома стоит покосившаяся скамейка с поблекшими царапинами, бывшими когда – то синими и желтыми полосками. Туда, где над лугом из полыни с белым соком протянута бельевая веревка с мокрыми свежими вещами, где возле одинокой красивой стройной березы стоит развалившаяся детская песочница – нет, нет, вся эта мимолетная заброшенность не навевает страх или безысходность, лишь немного грустные, но приятные мысли о друзьях из соседнего дома, о злом петухе, который яростно нападал на случайного прохожего, о добром дедушке Романе, который и сделал эту песочницу, о задиристой, но очень ласковой собачке Басе, похожей на толстенькую лисичку и о многом, о многом другом…
— Стась, чего задумалась? – весело спросил Борис Данилович, открывая дверь машины и вытаскивая сумку.
Девочка улыбнулась:
— Аа…просто!
Какое блаженство испытала Стася, пройдясь по разбитому, но хранившему многие воспоминания асфальту; однажды, когда Стасе было лет восемь – девять, она решила показать дедушке свое мастерство вождения самоката. Съехав с асфальта на мощеную щебнем обочину, девочка не удержала руль импровизированного транспорта и следующие несколько сантиметров проехала на собственных локтях и коленках. Выступление, так триумфально начавшись, закончилось слезами и ссадинами. К слову сказать, «последствия вождения» спасла мазь «Китовый ус», которую много лет назад дедушке подарил один его очень хороший знакомый.
— Надолго приехали? — Стасин дедушка открыл дверь подъезда, пропуская дочь и внучку.
— Не знаю, пап. Я-то на день-два, а вот Лиса…не знаю, — в семье Стасю называли Лисой. Сие прозвище девочка получила за хитрый блеск в глазах и ненормальное стремление к авантюрам.
Стася легко взбежала по ступенькам на первый этаж и с нетерпением ждала, пока Борис Данилович откроет дверь квартиры. Стася любила эту дверь — обитую коричневой кожей, плохо закрывающуюся. Летними вечерами на этой двери всегда собирались комары и мотыльки, поэтому нужно было уметь зайти в квартиру, не впустив при этом тысячи кровожадных гостей.
Дверь распахнулась и девочка ступила на бордовый половик с оранжевыми полосками по бокам. Справа, на гвоздиках, висели пальто и куртки, которые уже несколько лет никто не надевал, а на полу, под верхней одеждой в беспорядке была свалена обувь. Стася прямо на пороге оставила свои красные босоножки, и прошла в первую комнату, именовавшуюся залом. Сбросив маленький рюкзачок на диван, девочка стала расхаживать по комнате и рассматривать предметы, которые она не видела ровно год. На стареньком трюмо покоился маленький чугунный Пушкин, сидящий на лавке. Около статуэтки была разложена аккуратными стопочками «мелочь» — монетки старого и нового образца. Далее, впритык к трюмо, шли длинные стеллажи с книгами: Стася обожала именно эту библиотеку. Она любила просто смотреть на корешки с названиями или подолгу листать некоторые томики и зачитывать интересные отрывки вслух. Рядом располагался небольшой стол, за которым завтракали, обедали, ужинали и полдничали (при желании). Стол был накрыт белой клеенкой со светло — зелеными листочками на ней. На самом же столе по обыкновению стояла тарелка с нарезанным белым хлебом и чашечка со свежесобранной жимолостью.
— Дедушка, а когда мы на дачу поедем? — спросила Стася, за обе щеки уплетая ягоду.
Борис Данилович засмеялся, а Стасина мама с укором проговорила:
— Стася, какая дача? Дай дедушке отдохнуть сначала!
— Да я и не устал! — заупрямился Борис Данилович. — Когда захочешь, тогда и поедем.
— Дедушка, а давай завтра за голубикой поедем?
Борис Данилович, тяжело опускаясь на диван, кивнул головой в знак согласия.
Часы показывали семь утра, когда Станислава открыла глаза. Она увидела перед собой с детства любимый пейзаж — ветки сливового дерева, мягко касающиеся окна. Влажные от росы листочки подсвечивало яркое утреннее солнце. Сквозь открытую форточку можно было услышать пение птичек и крики петухов. Стася любила просыпаться именно в такое утро, светлое, доброе, нежно любимое. Но еще больше она любила утро, которое предвещает новое приключение или поездку. В данном случае — сбор голубики в таежном лесу.
Осторожно, чтобы не разбудить маму, Стася стала укладывать вещи в рюкзачок: запасные теплые носки, ветровка, пачка печенья «Зоопарк» и спрей от комаров. Около девяти часов проснулись и мама, и дедушка. Борис Данилович собрал «походный паек», мама наговорила кучу полезных советов, и только после этого был заведен мотор желтого «Москвича». Сидя на переднем сиденье, Стася счастливо улыбалась — она, наконец-то, дома.
Стася любила тайгу. Любила ее хвойный запах, ее мховый «пол», ее дикую бруснику и глухое уханье тетерева. Она любила таежные болотистые кочки с растущей на них голубикой, высокие деревья, жужжание мошки. Она очень трепетно относилась к каждому кустику, к каждой веточке — Тайга была для нее не огромным лесом, Тайга была для нее неизведанной волшебной страной.
Борис Данилович оставлял машину на обочине лесной тропинки, и вместе с внучкой уходил далеко вглубь леса. Этот лес был совсем не страшным, наоборот, вековые деревья, казалось, улыбались случайным путникам и стремились по быстрей отвести свои ветки, чтобы залить поляну солнечным светом.
Стасин дедушка очень хорошо ориентировался в лесу. Поэтому они без труда вышли к болотистой местности, где росли голубиковые кущи.
— Стася, только не уходи далеко, — предупредил Борис Данилович, открывая стеклянную банку, — таежные тропы очень коварны.
Из полотняной котомки он достал деревянный ковш, выполненный в виде огромной вилки – таким инструментом лесники собирают мелкие ягодки с кустарных растений. В банку посыпались пригоршни голубики, звонко ударяясь о стеклянное дно.
— Дедушка, — Стася с наслаждением облизала пальцы, вымазанные голубичным соком, — мы ведь с уважением относимся к лесу, значит, он всегда выведет нас на верный путь.
— У леса свое представление об уважении. К тому же, люди причинили ему сильнейшую боль.
— Что они сделали?
Борис Данилович вытер проступившие на лбу капли пота.
— Говорят, что полвека назад посреди этого леса стояла деревня Радовка. Люди в ней жили счастливые, в поселок они не ходили, зачем, когда лес давал им все необходимое. Но однажды, какой-то строптивый молодец из этой деревни выбрался к другим людям, посмотрел, как они живут, и захотелось ему остаться в поселке. Тогдашний председатель предложил парню сделку: тот его проведет в забытую всеми деревню, а сам сможет жить в поселке, сколько ему захочется. Увидел председатель, какие богатства скрывают деревенские жители, и решил он их землю разворовать. Стал он приезжать в Радовку, деревья вырубать, речную воду галлонами вывозить… Кончилось терпение у некогда счастливых людей, они и предостерегли председателя, мол, в реке, которая близ деревни течет, сам дьявол живет, кто его запасы ворует, у того он душу забирает. Председатель закричал, что это выдумки безграмотных жителей, но Радовку он в Каменовку переименовал и заставил всех живущих в ней переселиться в поселок. Но лес ему этого не простил.
— Какой жестокий человек! –разозлилась девочка. – Я бы на месте леса оставила этого председателя где-нибудь в чаще, посидел бы там с недельку, одумался бы.
— Хорошо, что ты не на его месте, — засмеялся дедушка, — председатель бы этого не пережил.
Стася, ступая по мягкому болотному мху, усеянному рубиновой брусникой, размышляла о речном дьяволе. Если лес все это время так берег свой народ, почему же не изгнал чертовщину? Почему позволил человеку разграбить таежные земли?
Кашемировая тишина тихо опустилась на лесную гладь. Где-то вдалеке шипела речка, перекатывая серую гальку.
Прохаживаясь между витиеватыми кустами, Стася не заметила, как оказалась на другом голубиковом поле; здесь ягода была с черным отблеском, точно россыпь оникса, а мерное журчание превратилось в раскатистое громыхание. Девочка испуганно огляделась по сторонам, стараясь увидеть своего дедушку, но на поляне его не было.
— Дедушка? – негромко позвала Стася, утопая в жидких кочках.
Ответа не последовало и Стасю начала охватывать паника.
— Дедушка! – кричала она, цепляясь одеждой за колючие ветки. – Дедушка!!! Где ты?! Дедушка!!!
Стася крутилась вокруг своей оси, намереваясь отыскать тропинку, которая привела ее на это мрачное поле. Голубиковые кущи обступили высокие темно-зеленые деревья с кривыми кронами. Девочка в отчаянии опустилась на мох и горько заплакала.
— Почему ты плачешь? Разве я что-то сделал не так?
Голос незнакомца был похож на ветер, воющий в водосточной трубе.
— Что? Кто это? – произнесла Стася, дрожа от страха.
— Я – Дух, охраняющий этот лес.
— Отведи меня к дедушке, — попросила девочка, — пожалуйста, милый Дух!
— Разве ты не хотела узнать, почему я не изгнал дьявола из реки и позволил председателю увести лесной народ?
Стася огляделась вокруг, все еще содрогаясь от панического ужаса, который наводил на нее этот странный голос.
— Пожалуйста, — всхлипнула она, — пожалуйста, отведи меня обратно к дедушке. Мне очень страшно.
— Я не причиню тебе вреда. Обещаю, я покажу тебе дорогу домой.
В голосе лесного духа слышался шелест осенних листьев, шорох падающих снежинок и стук дождевых капель о ветви деревьев. Сердце Стаси уже не отбивало сумасшедшие ритмы, ее дыхание выровнялось и тогда она тихо сказала:
— Дедушка будет очень сильно волноваться. Он пойдет меня искать.
— Нет, — ответил Дух, — в своем лесу я могу останавливать время.
— Я могу тебя увидеть? – спросила Стася, смотря в темноту окружающего леса.
— Да.
Девочка услышала глубокий вдох, как если бы вздохнула гора, и из лесных чертогов появился огромный тигр, величаво ступающий по болотистым кочкам.
— Теперь ты видишь меня, — сказал хищник.
Стася улыбнулась, узнав знакомый тембр.
— Следуй за мной, — тигр тряхнул полосатой головой, — я поведаю тебе правду.
— Почему ты хочешь рассказать все мне? – спросила девочка, недоверчиво прищурив глаза.
— Потому что вскоре ты забудешь об этом.
— Забуду?
— Следуй за мной, — приказал Дух и Стася не могла его ослушаться.
Он вел ее через колючие заросли хвои, вплетая свои следы в податливый мох, сквозь черноту вязовой рощи и молочно-серую завесу топи. Дух и его спутница бесшумно ступали по неизведанному лесу, вдыхая ароматы пихты и смолы. После долгого пути, тигр с девочкой вышли к маленькому пруду, окруженного плакучими ивами.
— Мне казалось, что рядом с голубиковой поляной течет река, — проговорила Стася, с удивлением разглядывая свинцово-синий водоем.
— Река течет в другой стороне, — объяснил Дух. – Мы придем к ней, а пока я познакомлю тебя с русалками.
Тигр закрыл глаза и в тот же миг вода на пруду забурлила, вспузырилась и принялась шипеть, точно масло на раскаленной сковороде. Затем все успокоилось и тишина, безропотно сопровождавшая путников, тисками сжала таежный лес.
Внезапно, зеркальная поверхность водоема разорвалась резким всплеском, обнажив уродливую рыбью голову с человеческими ушами. Мокрые волосы со слизью и тиной покрывали эту жуткую часть тела подводного монстра.
Стася прижалась к теплому меху своего проводника.
— Не бойся, — сказал он ей, — это Алимра, хранительница русалочьего царства.
— Зд…р-равст…здравствуйте-е… — прошептала девочка, заикаясь от нахлынувшего страха.
Черные глаза-бусины пристально смотрели на нее.
— Дай мне руку, — приказала Алимра. Голос у нее был сродни змеиному шипению.
Стася отрицательно замотала головой, сильнее прижимаясь к тигру.
— Преодолей свой страх перед внешним уродством, — Дух легонько подтолкнул ее вперед.
Сглотнув, Стася подошла к русалке и протянула ей дрожащую руку. Алимра схватила ее своими холодными склизкими пальцами, стянутыми перепонками. От хранительницы пахло свежей рыбой и протухшей водой, почуяв это смешение запахов, девочка попыталась задержать дыхание.
Русалка отпустила худенькую руку Стаси, усмехнувшись своим потусторонним шипением.
— Человек, — с омерзением выплюнула Алимра, — человеком и останется.
Вода в пруду вновь вскипела, увлекая хранительницу в подводное царство. Стася, тяжело дыша, с вызовом посмотрела на тигра.
— Идем, — лесной Дух поманил девочку за собой, в непроглядную чащу. И снова Стася, будто зачарованная, последовала за провожатым.
— А в деревне знали о русалках? – спросила Стася, пробираясь сквозь шипастый кустарник.
— Да. Но от них не воротили нос, — пристыдил девочку хищник.
— Я просто никогда не видела таких…как она, — оправдывалась Стася.
— Они тоже почти забыли как выглядят люди.
Солнечный свет, пробивавшийся сквозь кроны деревьев, теперь и вовсе исчез, оставив тигра и девочку в сумрачной темноте. Они уходили в самую глубь леса, слышали стук его огромного сердца. Зверь остановился и громко зарычал, сгоняя чернокрылых воронов с их гнезд.
— Ай, какой ирод раскричался?! – ворчливо произнес сухой трескучий голос, принадлежавший вороху пожелтевших листьев.
— Лесной, — ухмыльнулся тигр, — выходи, Леший.
После Алимры Стася ожидала увидеть старика, состоящего из кривых веток, или земляную гору, кишащую дождевыми червями, но перед ней была… пустота. Лиственная куча разлетелась легким вихрем, никого и ничего не оставив на своем месте.
— Человека привел? – насмешливо произнес голос, звучащий одновременно со всех сторон. – Все надеешься?
У Стаси возникло стойкое ощущение, что ее рассматривают, несмотря на то, что кроме тигра в чаще никого не было.
— Она забудет, — проговорил Дух.
Большие дубовые листья с легким шорохом опадали на землю. Леший исчез; Стася почувствовала, как опустел лесной дом без своего хозяина. Она взглянула на хищника и послушно побрела вслед за ним.
— Он вернется? – с тревогой спросила девочка.
— Он никогда не возвращается. Он просто приходит вновь.
Пройдя темные коридоры ветвистого замка, Дух и Стася все реже встречали деревья, приближаясь к широкому руслу лесной реки. Бурлящие потоки несли в своих водах скалистые валуны. Речной воздух пах горными кристаллами, мокрыми камнями и голубикой, непонятно откуда росшей прямо между мелким известняком. Стасе казалось, что она уже видела этот пейзаж, наблюдала его из окна медленно ехавшего поезда. Или, быть может, это было одно из воспоминаний прошлого лета, когда они с дедушкой гуляли по речным берегам.
— Именно здесь, по преданию, живет Дьявол, — сказал тигр. – Его так испугался председатель, его не мог изгнать и я.
Стася смотрела на бриллиантовые брызги, осыпающие красно-черную шкуру хищного зверя. Мокрые пятнышки перламутровыми чешуйками мерцали на полуденном солнце.
— Здесь нет никакого Дьявола, — задумчиво проговорила девочка, — жители Радовки выдумали, будто бы он живет в реке, чтобы отпугнуть председателя. Но почему ты отпустил их?
— Они забыли, — в голос Духа едкими каплями просочилась горечь.
— О чем?
— Лес дает им все, о чем они его попросят. Им нужны были дома, я дал им дерево и камни. Нужна была пища и вода – я оросил свои земли реками и озерами, населил лес дичью. Они были моей частью.
— Пока не узнали, что есть и другие люди, забытые, но совершенно иные, — продолжила за него Стася, дотронувшись до ледяной воды в реке.
— Те, другие, разрывали меня, убивали мою сущность. Люди, которых я вскормил, почувствовали это и придумали Дьявола, живущего в реке Орад, чтобы спасти мою душу. Им нужен был Дьявол и я создал его для них.
— Ты ведь мог его изгнать, верно?
Тигр умолк и скрылся за вековыми деревьями, охраняющими реку.
— Они хотели вернуться, — теперь голос лесного Духа принадлежал речным потокам, — но я видел в них алчность, злость, обиду, ненависть. Они стали другими. И тогда я оставил Дьявола, потому что он нужен им как никогда.
— О чем должна забыть я? – спросила Стася.
Она оглянулась и поняла, что стоит возле голубиковых кустов с посиневшими от ягодного сока пальцами.
— … Они и предостерегли председателя, мол, в реке, которая близ деревни течет, сам дьявол живет, кто его запасы ворует, у того он душу забирает. Председатель закричал, что это выдумки безграмотных жителей, но Радовку он в Каменовку переименовал и заставил всех живущих в ней переселиться в поселок. Но лес ему этого не простил. – Борис Данилович ловко зачерпнул деревянной вилкой темно-синие ягодки и ссыпал их в банку.
— Какой жестокий человек! – отчего-то разозлилась девочка. – Я бы на месте леса…
Она замолкла на полуслове, почувствовав жжение на правой руке. Стася обвела взглядом изумрудно-зеленые верхушки деревьев, с трудом вдыхая хвойный лесной воздух. Девочка не знала, отчего так горячо ее запястье и почему ей так трудно дышать. На секунду ей подумалось о горной реке, стремительно бегущей в недрах лесного царства.
— Дедушка, а мы завтра на дачу поедем?
— Конечно, поедем! – улыбнулся Борис Данилович.
Миднайт.