Этап 1. Установление необходимости психологического изучения семьи.
На данном этапе происходит первичное знакомство с членами семьи, обратившимися к специалисту.
Основные задачи этого этапа:
–установление внешних признаков существования проблемы, психологической травмы и т. п. (нарушение семейных взаимоотношений и жизнедеятельности в целом;
– определение заболевания человека, в развитии которого участвует семья – неврозы, алкоголизм, суицид, психосоматические болезни, острые аффективные реакции и др.);
– выяснение уровня конфликтности, напряженности, тревожности, степени взаимопонимания, удовлетворенности семейной жизнью, уровня эмоциональной привязанности.
Этап 2. Общее знакомство с семьей.
Цель этапа: формирование у психолога общего и верного представления о семье, способности правильно представить различные стороны ее жизнедеятельности.
Этап 3. Определение травмирующей ситуации.
Цель – найти те стороны жизни, которые воздействуют на человека как травмирующие. При этом, чем больше гипотез, тем вероятнее, что среди них окажется истина.
На третьем этапе важно выявить и проверить все возможные психотравмирующие ситуации. Их оценка осуществляется через выдвижение и проверку диагностических гипотез. Специалист отвечает на вопрос: «Что будет происходить в семье, если источником травмы является именно эта ситуация?». Такие ответы следует получить по всем психотравмирующим ситуациям. Затем анализируются полученные данные.
Этап 4. Коррекционный семейный диагноз.
Цель – ответить на вопрос: какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению психотравмирующей ситуации, нейтрализации травматичности.
На данном этапе, базируясь на знании семьи и результатах «мысленного эксперимента», специалист вырабатывает рекомендации относительно дальнейшей работы с семьей, а при соответствующих профессиональной подготовке и практическом опыте прогнозирует, что произойдет с семьей при коррекции нарушенных отношений.
Поэтапная методика является хорошей логической схемой изучения семьи, при условии, что каждый этап будет качественно завершен и не станет источником последующих ошибок.
Все рассмотренные схемы не являются необходимыми, раз и навсегда данными алгоритмами, ибо каждый специалист может выработать самостоятельную схему или адаптировать уже существующие.
Поэтому, подход к построению семейного диагноза в основных теоретических моделях, представлен в виде таблицы:
№ | Теоретическая модель СК | Основные параметры к построению диагноза |
Структурная модель | –семейная структура –паттерны семейного взаимодействия –гибкость системы –резонанс семейной системы –условия жизни семьи: источники поддержки и стресса –успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла –способы использования симптомов идентифицированного пациента | |
Системная модель | – гибкость –лидерство –настойчивость –преодоление –правила –роли –получение и использование обратной связи | |
Психодинамическая модель | – развитие личности в родительской семье – проблемы отделения –принятие семейных ролей, развитие личности | |
Поведенческая модель | –соблюдение баланса в отношениях супругов –ориентация на решение проблем –проявление отношений в семье | |
Гуманистическая модель | –зрелость, естественность отношений –распределение ответственности –потребность в осознании, развитии ресурсов | |
Интегративная модель | –стадия жизненного цикла семьи, реализация условий ее прохождения –простроенность семейных границ, влияние внутренних и внешних факторов, определяющих функционирование семьи –особенности поведения в семье, его последовательность –потребности семьи и основные барьеры |
Постановка семейного диагноза в основных теоретических моделях семейного консультирования
Структурная модель
При исследовании семейной структуры С. Минухин (1974) рекомендует:
1. Обращать внимание на семейную структуру, излюбленные паттерны семейного взаимодействияи искать их альтернативы.
2. Оценивать гибкость системы и ее способность к совершенствованию, о чем позволяет судить перестройка существующих альянсов, коалиций и подсистем в ответ на изменение обстоятельств.
3. Исследовать резонанс семейной системы, ее чувствительность к действиям отдельных членов. На одном полюсе находится вмешивающееся поведение с чрезмерной чувствительностью к действиям отдельных членов и повышенной готовностью активизировать механизмы поддержания гомеостаза. На другом полюсе находятся разобщенные семьи с чрезмерно низкой чувствительностью к действиям отдельных членов и завышенным порогом активации механизмов поддержания гомеостаза.
4. Анализировать условия жизни семьи, определить источники поддержки и стресса.
5. Оценивать успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла и выполнение соответствующих этапу задач развития.
6. Исследовать способы использования симптомов идентифицированного пациентадля поддержания желательных семье паттернов взаимодействия.