Темы для самостоятельного изучения
Институт Управления,
Бизнеса и Права
Е.Ю. Анесянц
Методические рекомендации
По курсу
«История психологии»
(для студентов заочного отделения)
Ростов-на-Дону
Методические рекомендации по дисциплине "История психологии" разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 020400 Психология.
Рекомендации по дисциплине "История психологии" содержат темы лекционных и семинарских занятий, темы для самостоятельного изучения курса, основную и дополнительную литературу, тематику контрольных заданий и задач по периодизации и рекомендации по их выполнению.
Методические рекомендации утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой "Психологии" гуманитарного факультета ИУБиП.
Составитель: преподаватель Анесянц Е.Ю.
Рецензент: канд. псих. наук, доцент Масликова Ж.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................... 3
1. Темы лекционных занятий....................................................................... 5
2. Темы семинарских занятий...................................................................... 5
3. Темы для самостоятельного изучения.................................................. 6
4. Учебная программа дисциплины........................................................... 7
5. Литература.................................................................................................. 11
6. Экзаменационные вопросы по дисциплине.......................................... 12
7. Рекомендации по выполнению контрольных работ .......................... 14
8. Темы контрольных работ и задач по периодизации воззрений и теорий 15
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс "История психологии" является общей профес-сиональной дисциплиной (ОПД Ф05), входящей в программу подго-товки специалистов по специальности 020400 "Психология" и рас-считан для студентов, изучающих общие профессиональные дисциплины, специальные и социально-образовательные курсы, определенные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 Психология и специализацией "Психология управления и менеджмента" 020405 заочно.
Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов для ориентации их в особенностях психологических школ и направлений, методов и проблем психологического познания, выработанных наукой на протяжении многовекового пути её развития. Изучение курса "История психологии" формирует у студентов высокий интеллектуальный уровень, исторический подход и самостоятельность в творческой работе молодых специалистов, несёт огромный воспитательно-нравственный потенциал.
ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Темы лекций | Кол-во часов |
1. Предмет и задачи истории психологии | |
2. Формирование и развитие понятия души в архаике и античности. Периодизация | |
3. Материалистическая и идеалистическая линии трактовки души в античности | |
4. Психология Средних веков и Нового Времени | |
5. Ассоцианизм XVII-XVIII вв. Рационализм и эмпиризм в Новом времени. Периодизация Нового времени | |
6. Становление психологии как самостоятельной науки в XIX в. Программы развития психологии | |
7. Школы психологии XIX в. и развитие прикладных отраслей психологии | |
8. Кризис в психологии. Формирование школ в этот период (10 – 30 гг. XX в.) | |
9. Бихевиоризм и гештальтпсихология | |
10. Глубинная психология. Французская социологическая школа и описательная психология | |
11. Психология в России. Периодизация | |
12. Обзор советских психологических школ | |
13. Современные школы психологии | |
14. Современное состояние психологии | |
Итого |
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Темы лекций | Кол-во часов |
1. Понятие души у Платона и Аристотеля | |
2. Психологические идеи Р. Декарта и сенсуализм Дж. Локка | |
3. Программа построения психологии В. Вундта | |
4. Круглый стол: классические психологические школы ХХ в.: бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм, описательная психология, социологическая школа | |
5. Исследования в отечественной психологии: А.Н. Леонтьев, 6. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе | |
Итого: |
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
1. Эпоха Возрождения
2. Учение о духовно-телесном монизме Б. Спинозы и Монадология Г. Лейбница.
3. Идеалистическое направление английского ассоцианизма (Дж. Беркли и Д. Юм).
4. Эпоха Просвещения.
5. Развитие экспериментальных и прикладных областей в психологии XIX – нач. ХХ вв.
6. Основные направления необихевиоризма (оперантный – Б. Скин-нера; социальный – Д. Мид, Д. Доллард; субъективный – Д. Милнер, Г. Галантер и К. Прибрам; социально-когнитивный – А. Бандура)
7. Концепции неофрейдизма (Э. Фромм, Г. Салливен, К. Хорни, Э. Эриксон, Г. Мюррей)
8. Экзистенционализм .
9. Генетическая психология Ж. Пиаже.
10. Русская психология XVIII – XIX вв.