Методика оценки профессионально-важных качеств
(Опросник Липмана)
Ф.И.О.: Дата: Спортивная квалификация: Возраст: Спортивный стаж: | |||
ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведен список профессионально важных качеств, которые в той или иной степени необходимы в вашей спортивной деятельности. Вам необходимо оценить каждое умение (качество) по 5-тибалльной шкале и проставить свою оценку рядом с утверждением. 1 балл - если данное свойство безразлично для этого вида спорта 2 балла - если данное свойство имеет некоторое значение 3 балла - если данное свойство желательно 4 балла - если свойство необходимо для успешных результатов 5 баллов - если свойство крайне важно для Вашего спорта | |||
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (Оценка) | |||
1. Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители. | |||
2. Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач. | |||
3. Способность сосредоточить в течение достаточно длительного периода времени внимание на одном предмете. | |||
4. Способность быстро переключать внимание с одного вида работы на другой. | |||
5. Способность вести наблюдения за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно. | |||
6. Умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте. | |||
7. Умение выбирать при наблюдении данные (информацию), необходимые для решения поставленной задачи. | |||
8. Тонкая наблюдательность в душевной жизни человека. | |||
9. Способность к самонаблюдению. | |||
10. Профессиональная наблюдательность. | |||
11. Способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание. | |||
12. Способность тут же точно передать раз прочитанное. | |||
13. Способность тут же точно передать раз услышанное. | |||
14. Способность легко запомнить словесно-логический материал (цифры, имена, номера, термины, даты). | |||
15. Способность легко запомнить наглядно-образный материал (планы, схемы, изображения графики). | |||
16. Способность к непроизвольному (без специальных усилий) запоминанию материала. | |||
17. Способность в течении длительного времени удерживать в памяти большое количество информации. | |||
18. Особая память на внешность и поведение человека. | |||
19. Способность точно воспроизводить информацию в нужный момент. | |||
20. Способность к узнаванию факта, явления по малому количеству признаков. | |||
21. Способность к избирательному воспроизведению нужного в данный момент материала. | |||
22. Память на цвет, форму, величину, движение, расположение обьектов, предметов. | |||
23. Согласованность движений с процессами восприятия (зрением, слухом, осязанием, обонянием и пр.). | |||
24. Устойчивость к статическим нагрузкам. | |||
25. Способность к быстродействию в условиях дефицита времени. | |||
26. Быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определённых движений. | |||
27. Красивый почерк. | |||
28. Согласованность одновременных движений рук и ног в различных сочетаниях (синхронные, последовательные и др.). | |||
29. Быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений. | |||
29. Быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений. | |||
30. Быстрота и точность пальцев рук. | |||
31. Пластичность и выразительность движений. | |||
32. Умение быстро записывать. | |||
33. Умение узнавать и отличать различные цвета. | |||
34. Глазомер на расстрояние, скорость, размер. | |||
35. Способность к различению звуков по громкости, высоте, тембру. | |||
36. Способность к различению перепадов температуры. | |||
37. Способность к быстрому распознаванию небольших отклонений от заданной формы. | |||
38. Способность наглядно представлять себе новое, ранее не встречавшееся в опыте, или старое, но в новых условиях. | |||
39. Способность прогнозировать исход событий с учётом их вероятности. | |||
40. Способность находить новые необычные решения. | |||
41. Умение видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный. | |||
42. Способность к воссозданию зрительного образа по словесному описанию. | |||
43. Способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения. | |||
44. Аргументированность критического анализа ситуации. | |||
45. Способность схватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме. | |||
46. Способность отбросить обычные, стандартные методы и решения, ставшие негодными и искать новые, оригинальные решения. | |||
47. Умение выбирать из большого количества информации ту, которая необходима для решения данной задачи. | |||
48. Умение делать вывод из противоречивой информации. | |||
49. Чутьё к наличию проблемы там, где кажется, что всё уже решено. | |||
50. Способность видеть дальше непосредственно данного и очевидного. | |||
51. Умение определить характер информации, необходимый для принятия решения. | |||
52. Способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации при отсутствии времени на её осмысление. | |||
53. Постоянство хорошего настроения. | |||
54. Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений. | |||
55. Умение найти привлекательные стороны в любой работе. | |||
56. Увлечённость поиском решения проблемы. | |||
57. Способность переживать и чувствовать то, что переживают и чувствуют другие. | |||
58. Уравновешенность и самообладание при конфликтах. | |||
59. Способность передавать другим людям своё настроение, эмоциональный заряд. | |||
60. Быстрое привыкание к новым условиям. | |||
61. Умение заставить делать себя неинтересную, но необходимую работу. | |||
62. Умение отстаивать свою точку зрения. | |||
63. Умение повиноваться, в точности исполнять предписания. | |||
64. Способность к длительной умственной работе без ухудшения качества, снижения темпа. | |||
65. Упорство в преодолении возникающих трудностей. | |||
66. Способность к длительному сохранению высокой активности. | |||
67. Низкая внушаемость, способность не поддаваться влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц. | |||
68. Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях. | |||
69. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности. | |||
70. Сохранение собранности в условиях, стимулирующих возбуждение. | |||
71. Умение давать чёткие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли (при ответах и постановке вопроса). | |||
72. Умение связно и логично излагать свои мысли в развёрнутой форме (доклад, отчёт, выступление). | |||
73. Умение вести беседу, спор, диалог, аргументировать, доказывать свою точку зрения. | |||
74. Сильный, звучный и выносливый голос. | |||
75. Отсутствие дефектов речи, хорошая дикция. | |||
76. Способность к передаче своих представлений, эмоций или чувств с помощью жестов, мимики, изменения голоса. | |||
77. Способность понимать подтекст речи (иронию, шутку, "задние" мысли). | |||
78. Умение вести деловую беседу, переговоры. | |||
79. Умение доходчиво довести до слушателя свои мысли и намерения. | |||
80. Способность быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника. | |||
81. Способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми. | |||
82. Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие. | |||
83. Способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими. | |||
84. Умение согласовывать свои действия с действиями других лиц. | |||
85. Умение дать объективную оценку действиям других людей. | |||
86. Склонность к риску. | |||
87. Смелость. | |||
88. Чувство юмора. | |||
89. Уверенность в себе. | |||
90. Способность к разрешению проблем (своих и чужих). | |||
ОБРАБОТКА ОПРОСНИКАДля обработки результатов экспертного опроса необходимо подсчитать среднюю арифметическую оценку для каждой группы психологических профессионально важных качеств, используя ключ опросника (см.ниже): | |||
сумма баллов по утверждениям группы качеств Оценка группы качеств = ----------------------------------------------- количество утверждений в группе качеств | |||
КЛЮЧИ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОПРОСНИКА | |||
№№ утверждений опросника | К-во утверждений | Группа психологических свойств профессионала | |
1-5 | Аттенциональные (внимание) | ||
6-10 | Наблюдательность | ||
11-22 | Мнемические (память) | ||
23-32 | Моторные (двигательные) | ||
33-37 | Сенсорные (органы чувств) | ||
38-40 | Имажинитивные (воображение) | ||
41-52 | Мыслительные (интеллектуальные) | ||
53-59 | Эмоциональные | ||
60-70 | Волевые | ||
71-76 | Речевые | ||
77-85 | Коммуникативные | ||
86-90 | Характерны для сложных видов деятельности | ||