Методика оценки профессионально-важных качеств

(Опросник Липмана)


Ф.И.О.: Дата: Спортивная квалификация: Возраст: Спортивный стаж:
ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведен список профессионально важных качеств, которые в той или иной степени необходимы в вашей спортивной деятельности. Вам необходимо оценить каждое умение (качество) по 5-тибалльной шкале и проставить свою оценку рядом с утверждением. 1 балл - если данное свойство безразлично для этого вида спорта 2 балла - если данное свойство имеет некоторое значение 3 балла - если данное свойство желательно 4 балла - если свойство необходимо для успешных результатов 5 баллов - если свойство крайне важно для Вашего спорта
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (Оценка)
1. Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители.
2. Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач.
3. Способность сосредоточить в течение достаточно длительного периода времени внимание на одном предмете.
4. Способность быстро переключать внимание с одного вида работы на другой.
5. Способность вести наблюдения за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно.
6. Умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте.
7. Умение выбирать при наблюдении данные (информацию), необходимые для решения поставленной задачи.
8. Тонкая наблюдательность в душевной жизни человека.
9. Способность к самонаблюдению.
10. Профессиональная наблюдательность.
11. Способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание.
12. Способность тут же точно передать раз прочитанное.
13. Способность тут же точно передать раз услышанное.
14. Способность легко запомнить словесно-логический материал (цифры, имена, номера, термины, даты).
15. Способность легко запомнить наглядно-образный материал (планы, схемы, изображения графики).
16. Способность к непроизвольному (без специальных усилий) запоминанию материала.
17. Способность в течении длительного времени удерживать в памяти большое количество информации.
18. Особая память на внешность и поведение человека.
19. Способность точно воспроизводить информацию в нужный момент.
20. Способность к узнаванию факта, явления по малому количеству признаков.
21. Способность к избирательному воспроизведению нужного в данный момент материала.
22. Память на цвет, форму, величину, движение, расположение обьектов, предметов.
23. Согласованность движений с процессами восприятия (зрением, слухом, осязанием, обонянием и пр.).
24. Устойчивость к статическим нагрузкам.
25. Способность к быстродействию в условиях дефицита времени.
26. Быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определённых движений.
27. Красивый почерк.
28. Согласованность одновременных движений рук и ног в различных сочетаниях (синхронные, последовательные и др.).
29. Быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений.
29. Быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений.
30. Быстрота и точность пальцев рук.
31. Пластичность и выразительность движений.
32. Умение быстро записывать.
33. Умение узнавать и отличать различные цвета.
34. Глазомер на расстрояние, скорость, размер.
35. Способность к различению звуков по громкости, высоте, тембру.
36. Способность к различению перепадов температуры.
37. Способность к быстрому распознаванию небольших отклонений от заданной формы.
38. Способность наглядно представлять себе новое, ранее не встречавшееся в опыте, или старое, но в новых условиях.
39. Способность прогнозировать исход событий с учётом их вероятности.
40. Способность находить новые необычные решения.
41. Умение видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный.
42. Способность к воссозданию зрительного образа по словесному описанию.
43. Способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения.
44. Аргументированность критического анализа ситуации.
45. Способность схватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме.
46. Способность отбросить обычные, стандартные методы и решения, ставшие негодными и искать новые, оригинальные решения.
47. Умение выбирать из большого количества информации ту, которая необходима для решения данной задачи.
48. Умение делать вывод из противоречивой информации.
49. Чутьё к наличию проблемы там, где кажется, что всё уже решено.
50. Способность видеть дальше непосредственно данного и очевидного.
51. Умение определить характер информации, необходимый для принятия решения.
52. Способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации при отсутствии времени на её осмысление.
53. Постоянство хорошего настроения.
54. Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений.
55. Умение найти привлекательные стороны в любой работе.
56. Увлечённость поиском решения проблемы.
57. Способность переживать и чувствовать то, что переживают и чувствуют другие.
58. Уравновешенность и самообладание при конфликтах.
59. Способность передавать другим людям своё настроение, эмоциональный заряд.
60. Быстрое привыкание к новым условиям.
61. Умение заставить делать себя неинтересную, но необходимую работу.
62. Умение отстаивать свою точку зрения.
63. Умение повиноваться, в точности исполнять предписания.
64. Способность к длительной умственной работе без ухудшения качества, снижения темпа.
65. Упорство в преодолении возникающих трудностей.
66. Способность к длительному сохранению высокой активности.
67. Низкая внушаемость, способность не поддаваться влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц.
68. Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях.
69. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности.
70. Сохранение собранности в условиях, стимулирующих возбуждение.
71. Умение давать чёткие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли (при ответах и постановке вопроса).
72. Умение связно и логично излагать свои мысли в развёрнутой форме (доклад, отчёт, выступление).
73. Умение вести беседу, спор, диалог, аргументировать, доказывать свою точку зрения.
74. Сильный, звучный и выносливый голос.
75. Отсутствие дефектов речи, хорошая дикция.
76. Способность к передаче своих представлений, эмоций или чувств с помощью жестов, мимики, изменения голоса.
77. Способность понимать подтекст речи (иронию, шутку, "задние" мысли).
78. Умение вести деловую беседу, переговоры.
79. Умение доходчиво довести до слушателя свои мысли и намерения.
80. Способность быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника.
81. Способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.
82. Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие.
83. Способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими.
84. Умение согласовывать свои действия с действиями других лиц.
85. Умение дать объективную оценку действиям других людей.
86. Склонность к риску.
87. Смелость.
88. Чувство юмора.
89. Уверенность в себе.
90. Способность к разрешению проблем (своих и чужих).
ОБРАБОТКА ОПРОСНИКАДля обработки результатов экспертного опроса необходимо подсчитать среднюю арифметическую оценку для каждой группы психологических профессионально важных качеств, используя ключ опросника (см.ниже):
сумма баллов по утверждениям группы качеств Оценка группы качеств = ----------------------------------------------- количество утверждений в группе качеств
КЛЮЧИ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОПРОСНИКА
№№ утверждений опросника К-во утверждений   Группа психологических свойств профессионала
1-5 Аттенциональные (внимание)
6-10 Наблюдательность
11-22 Мнемические (память)
23-32 Моторные (двигательные)
33-37 Сенсорные (органы чувств)
38-40 Имажинитивные (воображение)
41-52 Мыслительные (интеллектуальные)
53-59 Эмоциональные
60-70 Волевые
71-76 Речевые
77-85 Коммуникативные
86-90 Характерны для сложных видов деятельности
       

Наши рекомендации