Работа с последствиями тяжелой травмы
Сильные травматические события вызывают многочисленные психологические последствия. Постстрессовые состояния вызывают сейчас значительный научный и практический интерес. Мы не будем рассматривать все возможные варианты, но покажем возможности ЭОТ на примере работы с психологическими последствиями изнасилования. На эту тему также существует целый спектр теоретических и практических наработок, они очень важны, но выделим только некоторые аспекты многоплановой работы. Две темы кажутся нам наиболее острыми. Во-первых, женщина в результате подобного травматического события ощущает себя поруганной и грязной, она еще и еще раз возвращается к прошлому, и заново переживает трагедию, обвиняя, прежде всего себя. Поэтому она не хочет ни кому рассказывать о случившемся. По крайней мере, в моей работе встречались именно такие девушки, которые ни с кем не могли поделиться своими переживаниями. Во-вторых, в ней остается невыраженной агрессия, направленная против насильника или насильников, чаще всего она пытается их простить или просто забыть то, что было, но внутренний гнев разъедает ее изнутри. Обратной стороной этого является чувство страха, которое порой переносится на других мужчин. Она не может выйти из позиции жертвы, что предопределяет ее мироощущение.
В качестве примера работы с первой стороной этой проблемы можно привести случай уже упоминавшийся выше (раздел об основных этапах ЭОТ), о том, как девушка, представившая свое самоотношение в форме существа, всего состоящего из грязи, сама отмыла его и приняла как часть своей личности.
Вторая часть работы происходит драматичнее и вызывает большее сопротивление со стороны пострадавшей. Необходимо помочь ей выразить свою агрессию и выйти из позиции жертвы. Препятствием для выражения агрессии служат как моральные убеждения, так и страх. Большинство из изнасилованных женщин чувствуют, что адекватным отмщением тому или тем мужчинам было бы их убийство, и опасаются дать волю своим чувствам даже в воображении. Они не хотели бы совершать чего-то чудовищного даже в воображении. Кроме того, они убеждены, что у них не хватит сил победить противника, и все равно они обречены на поражение, а поэтому лучше избегать столкновения.
Один выход состоит в том, чтобы помочь клиентке представить себя очень могучей, дать отпор негодяю, а потом увидеть его в воображении живым и невредимым, не испытывая больше страха и ненависти. Но вы сами понимаете, что этот вариант не всегда легко осуществить. Нам удалось найти решение, которое не вызывает такого сопротивления и не содержит в себе чего-то морально неприемлемого. Приведу пример работы, произошедший на моем мастер-классе. В нем был применен метод возвращения «подарка».
Пример. После одного из медитативных упражнений, вызвавшего у большинства участников исключительно положительные чувства, одна из студенток пожаловалась на плохое психосоматическое состояние. У нее возникло сильное сердцебиение, ей было трудно дышать и ее как-то всю «трясло». Образ ее состояния был парадоксально безобидным: это был какой-то гном с бородой и в красной шляпе. Однако, по ее субъективному восприятию этот гном был злобным и хотел унизить и издеваться над ней. Он явно считал, что она ни как не сможет его победить.
Зная словарь образов, я легко догадался об истинном смысле ее переживаний и напрямую спросил, не подвергалась ли она изнасилованию. Многие студенты удивились такой догадке, но по моему опыту, гном в шляпе является фаллическим символом, а в сочетании с его злобностью, стремлением унижать и тяжелым состоянием студентки решение было только одно.
Она подтвердила, что в когда ей было 12 лет, группа пьяных молодых парней поймала ее и еще нескольких девочек и принудила их заниматься с ними оральным сексом. Она никому об этом не рассказывала, но тяжелые переживания преследовали ее до сих пор. Главное, что она ощущала - сильнейшее чувство унижения.
Я предложил ей представить себя достаточно сильной и сделать с этими парнями то, что ей бы хотелось. Она отказалась от этого варианта, считая, что она не хочет причинять никому зло. Тогда я сказал, что это зло все равно ходит вместе с ней, что главная цель насильника - восторжествовать над жертвой, унизить ее. Поэтому я предложил ей перестать держать это зло в себе, поскольку она не несет ответственности за происхождение этого зла. Это зло порождено этими парнями, и если она продолжает носить его с собой, то следовательно она способствует выполнению плана этих негодяев, становится их сообщницей. Я предложил ей мысленно вернуть им все то зло, которое они ей причинили, не больше, но и не меньше. Для этого необходимо было обнаружить это зло в своем теле и выпустив оттуда вежливо передать им.
Такое предложение было ей принято и, сосредоточившись, она несколько минут выполняла задание, пока не подтвердила, что чувствует, что все им вернула. При этом практически все негативные психосоматические симптомы исчезли. Она сказала, что в ее груди почему-то возник образ тарелки, которая раньше была разбита, а теперь снова целая, но трещинки еще заметны. Я сказал, что это означает, что она все-таки не все вернула и надо продолжать работу. Она опять сосредоточилась, вернула по ее словам совсем все, после чего «тарелка» стала совсем целой, а по ободку и центре ее, возник рисунок синих цветов. Я проинтерпретировал это так, что тарелка символизирует ее душу. Акт изнасилования разбивает душу, а возвращение зла восстанавливает ее.
Она затратила много сил на работу, и вернулась в общий круг. Дальнейшая работа в мастер-классе протекала своим чередом, но терапевтический процесс в ее душе все еще продолжался. В конце занятий она сказала, что теперь ее «тарелка», стала золотой, засияла и улыбается. Она добавила, что все ее тело как будто смазано какой-то целебной мазью, создающей слегка ментоловое и очень приятное ощущение, как вьетнамская мазь «звездочка». Она сказала, что ей очень хорошо.
На последующих занятиях, она подтвердила, что эта проблема теперь решена, самочувствие улучшилось, в частности прекратились ее постоянные страхи и ночные кошмары.