Тема 3.3. Процессуальные теории мотивации
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
В ОРГАНИЗАЦИИ
Дефиниция понятия «организационное поведение». Трактование организационного поведения в категориях механического детерминизма.
Эволюционная теория Ч.Дарвина и ее влияние на концепцию организационного поведения личности. Бихевиоральные и небихевиоральные теории организационного поведения. Использование в теории организационного поведения основных положений гештальтпсихологии, фрейдизма и неофрейдизма.
Развитие теорий организационного поведения в системе менеджмента. Неоклассическая школа и движение за человеческие отношения. Роль М.Паркет-Фоллет, Э.Мэйо и А.Маслоу в становлении бихевиорального подхода к управлению, формирование на его основе школы поведенческих наук. Научные разработки Н.Аджириса, Р.Лайкерта, Д.Мак-Грегора и Ф.Герцберга, послужившие базой для создания современной теории организационного поведения.
РАЗДЕЛ 2. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
В ОРГАНИЗАЦИИ
Дефиниция понятия коммуникации. Двухсторонний коммуникационный процесс. Коммуникативные барьеры. Факторы эффективных коммуникаций. Проблемы нисходящих и восходящих коммуникаций. Методические основы умения задавать вопросы и воспринимать информацию. Влияние электронных средств коммуникации на организационное поведение персонала. Организационные слухи и толки, умение их создавать и использовать в целях организации.
РАЗДЕЛ 3. МОТИВАЦИЯ КАК ОСНОВА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 3.1. Понятие о мотивации трудового поведения персонала
Дефиниция понятия «мотивация». Связь мотивации с целенаправленным поведением человека. Соотношение понятий «мотивация» и «стимулирование трудовой деятельности». Влияние на мотивацию трудового поведения эмоций, субъективных переживаний, стремлений, желаний и установок индивидуумов.
Первоначальные концепции мотивации. Метод «кнута и пряника» и ограниченность его применения в современных условиях для регулирования организационного поведения. Основные направления эволюции современных теорий мотивации. Общие закономерности данного процесса.
Понятие о содержательных и процессуальных теориях мотивации. Их общие стороны и различия.
Понятийный аппарат теории мотивации: потребности первичные и вторичные, побуждения, цель, деятельность, закон результата, мотивы и их классификация, стимулы, вознаграждения, сила действия мотива.
Тема 3.2. Содержательные теории мотивации
Иерархическая теория мотивации А. Маслоу. Классификация потребностей Г. Муррея и ее использование в иерархической теории мотивации. Мотивация и иерархия потребностей. Пирамида А. Маслоу. Особенности иерархии потребностей при работе в многонациональной внешней среде. Использование теории А. Маслоу в управлении. Слабые стороны иерархической теории мотивации.
Теория мотивации Д.Мак-Клелланда. Понятие о потребностях во власти, успехе и причастности. Характеристика лиц, имеющих повышенную эластичность поведения по отношению к этим группам потребностей. Использование теории Д.Мак-Клелланда в управлении и ее слабые стороны.
Двухфакторная теория мотиваций Ф. Герцберга. Гигиенические факторы и мотиваторы. Их содержание и структура. Применимость двухфакторной теории мотивации в управлении. Основные недостатки теории Ф.Герцберга.
Общие стороны и принципиальные различия содержательных теорий мотивации.
Тема 3.3. Процессуальные теории мотивации
Теория экспектаций В.Врума. Дефиниция понятия «экспектация». Характеристика экспектаций: Затраты труда - Результаты и Результаты - Вознаграждения. Валентность поощрения или вознаграждения и ее определение. Расчет уровня мотивации по формуле В.Врума Применимость теории В.Врума в управлении и ее слабые стороны.
X - У теория Д.Мак-Грегора и ее содержание. Основные предпосылки теории X. Общие положения теории У. Связь теории мотивации Д.Мак-Грегора со стилем управления. Использование X - У теории в управлении и ее основные недостатки.
Мотивационная теория справедливости П.Гудмэна. Понятие о справедливости вознаграждений. Отсутствие справедливости как основа отклоняющегося трудового поведения персонала. Формы отклоняющегося поведения. Применение теории справедливости в современном менеджменте и.ее слабые стороны.
Комплексная процессуальная теория мотивации Л.Портера и Э.Лаулера. Понятие о трех факторах результативности труда: затраченные усилия; способности; осознание роли работника в процессе труда. Графическая модель Портера-Лаулера. Применимость модели Портера-Лаулера в практике управления и ее основные недостатки.