Структуралистическая теория восприятия пространства
Понятия и методы структуралистов
В некоторых случаях, если удается тщательно расчленить наши наблюдения, аналитическая интроспекция действительно обнаруживает отдельные ощущения (см. рис. 3). Наблюдатель должен тренироваться в умении отделять свои непосредственные ощущения от знаний и следов памяти, от носящихся к значению данного объекта.
Ценность этого метода зависит, конечно, от успеха, с которым он позволяет обнаружить действительные элементы; последние предполагаются общими у всех людей1.
Восприятие: ощущения и образы памяти
В соответствии со сказанным выше структуралисты считают, что мир восприятия состоит из элементов двоякого рода: 1) ощущений, которые возникают, когда раздражается отдельный рецептор; 2) образов памяти, которые представляют собой следы прежних ощущений.
Предполагается, что образы памяти во всем подобны ощущениям, чьими следами они являются, и отличаются от них лишь меньшей отчетливостью. Как же они возникают в отсутствие внешнего стимула? Относительно этого имеется старая теория: если два ощущения повторялись совместно много раз и если затем возникает одно ощущение (или образ памяти), это сразу же появляется образ памяти другого ощущения2. Например, если вид ударяющего молотка и громкий стук часто воспринимались вместе (или движение губ и звуки речи и т. п.), то уже один вид молотка вызывает переживание стука3.
На основе этих двух компонентов — ощущений и образов памяти — мы можем объяснить все наблюдаемые нами явления и вещи, достаточно лишь знать правила сочетания указанных компонентов.
Каковы же структуралистские законы комбинации? Наиболее простой закон состоит в том, что ощущения просто суммируются, и восприятие группы простых стимулов состоит из суммы тех ощущений, которые возникли бы при изолированном предъявлении каждого стимула, плюс образы, которые ассоциированы с ними. Мы назовем это гипотезой суммации4.
Особая важность проблемы восприятия пространства
С точки зрения структуралистов, все, что мы видим, состоит из ЕЗР (едва заметных различий) света и тени, цветовых точек или пятен. У нас нет специальных рецепторов для восприятия «движения», «приближения», «причины», «страха», «миловидности», «сексуальной привлекательности». Как же удается воспринимать эти качества или явления?
Мы, оказывается, не должны объяснять все виды восприятия, поскольку все происходящее распределено в пространстве и времени. И если мы поняли, как воспринимаются объекты в пространстве, мы объяснили восприятие всех видимых вещей. Например, движение объекта для нас складывается из восприятия его в каждый момент времени в различных точках пространства, и нам достаточно понять, как соединяется вся эта последовательность образов в нашей памяти. Таким образом, самая первая задача состоит в том, чтобы описать, как зрительные ощущения соединяются со следами прошлого опыта, составляя образы пространства и пространственного положения.
Структуралистическая теория восприятия пространства
Зная зрительные признаки пространственного положения объекта5, мы должны исследовать физиологические механизмы их реализации. Самая старая, наиболее простая и наиболее стойкая точка зрения состоит в том, что такие механизмы отсутствуют и наши пространственные впечатления вообще не являются зрительными, а состоят из кинестетических образов памяти, ассоциированных со зрительными стимулами в прошлом опыте. Эта точка зрения основывается на двух соображениях: во-первых, все статические признаки глубины многозначны, как это видим на рис. 4; во-вторых, тщательная аналитическая интроспекция показывает, что единственные зрительные ощущения, которые могут быть обнаружены, являются непространственными и двухмерными.
Давайте рассмотрим эту теорию несколько более детально, поскольку она владела умами психологов в течение многих лет и поскольку она наиболее ясно демонстрирует структуралистский подход.
Рис.4. Многозначность монокулярного сетчаточного образа: (А) один и тот же двухмерный сетчаточный образ порождается бесконечным множеством трехмерных объектов; (Б) любая светочувствительная точка сетчатки (Р') реагирует одинаково, независимо от того, находится ли воздействующий стимул на расстоянии Р1, Р2 и т. д.; 1 — плоскость картины.