Техника ведения психологического дневника и примерная методика наблюдений за взаимоотношениями наладчика (поммастера) и ткачих льноткацкого производства
Научный (научно-практический) психологический дневник — система средств, включающая: а) специально организованные тетради протоколов наблюдений и б) специальные информационно поисковые средства (например, картотеки, память ЭВМ; в приводимом ниже варианте речь идет о картотеках, которые, если есть возможность, нетрудно ввести в подходящую компьютеризованную базу данных; но в любом случае упорядоченная информация должна сначала быть произведена "вручную", и если это не умеет делать психолог, то нет смысла взывать и к компьютеру).
Специфика дневниковых наблюдений состоит прежде всего в следующем. Они применяются при изучении сложных многопризнаковых психологических объектов и особенно важную роль играют на этапе предварительного изучения новых сложных объектов. Если учесть, что в практике происходит перемещение внимания психолога на все новые объекты (на очередных работников, группы, на новые виды работ, профессий), то следует признать, что для психолога, обслуживающего производство, дневник должен быть постоянным, так сказать, "носимым" инструментом, а умение вести психологический дневник — органичным элементом профессиональной культуры.
Дневник имеет статус записной книжки, и тот, кто его ведет, ни перед кем не отчитывается в том, что, как и когда он там записывает (в соответствии с правилами профессиональной этики психолога данные о наблюдаемых людях не подлежат разглашению; это положение не всегда легко соблюсти, поскольку некоторые администраторы полагают правомерным требовать от психолога информацию о людях и использовать ее по своему усмотрению, при этом не гарантировано и бестактное ее использование; известны случаи конфликтов, в результате которых психологам приходилось увольняться с работы. В связи со сказанным психолог должен своевременно позаботиться о том, чтобы быть правильно понятым со стороны администрации).
Последующее изложение будет упорядочено в соответствии со структурой методики как средства деятельности.
1. Исходное представление об объекте изучения. Поскольку речь идет об изучении новых сложных объектов, исходной теоретической моделью объекта может оказаться вообще весь известный психологу концептуальный строй психологии, в соответствии с которым работнику предстоит категоризовать то, что он увидит, например, в цехе предприятия (ситуация большой неопределенности — как у сыщика, скажем, комиссара Мегрэ в начале очередного расследования).
Рассмотрим более определенный частный случай, когда психолог имеет цель собрать материал о взаимоотношениях поммастеров и ткачих льноткацкого производства.
Поммастера (по имеющейся в текстильной промышленности традиции) выполняет функции бригадира ткачих и наладчика соответствующих станков. Его зарплата зависит от выработки бригады, а эта выработка существенно зависит от состояния станков и, как каждому психологу понятно, от состояния и квалификации ткачих. В ткацком цехе уровень шума таков, что расслышать речь говорящего можно только тогда, когда тот кричит слушающему в ухо. Таким образом, вербальное общение наладчика и работницы ограничено. Наблюдатель может видеть поведение, мимику, пантомимику наблюдаемых и не может слышать их слов. Вместе с тем взаимоотношения наладчика и работницы — частный случай деловых отношений людей.
2 Программа наблюдения. Единицы наблюдения: подход наладчика к станку (по вызову ткачихи или по своей инициативе; подход для осмотра или также для практического вмешательства); обращение наладчика к работнице (вербальное, невербальное; длительность контакта, характер мимики и жестов); обращение ткачихи к наладчику (ищет наладчика, ждет, когда он появится; особенности мимики, жестов, доля вербального и невербального общения).
Примечание. Программа уточняется, детализируется по ходу работы наблюдателя, поскольку предусмотреть заранее все варианты казусов невозможно.
Границы единиц наблюдения (фиксационные точки их) определяет сам наблюдатель.
3. Организация и процедура наблюдений. Наблюдаемым (после установления контакта с ними в соответствии с общепринятыми нормами) сообщаются некоторые приемлемые для них мотивы работы наблюдателя ("изучение передового опыта", "изучение условий труда в целях их улучшения" и т.п.). Подлинные цели наблюдения ни наблюдаемым, ни другим некомпетентным в психологии лицам раскрывать не следует. Наблюдатель должен быть озабочен тем, чтобы не производить на работающих людей впечатления недостаточно загруженного своим делом человека, поскольку это усложняет отношения, в частности, с наблюдаемыми.
Позицию для своей работы наблюдатель должен выбирать так, чтобы не мешать наблюдаемым перемещаться в рабочей зоне. Важно не забывать фиксировать дату и время наблюдения (указывая, какой час рабочей смены идет; дневная это смена или вечерняя и пр.).
Если есть уверенность, что дневниковые записи не попадут в руки случайных лиц, испытуемых, записи можно не шифровать. Если указанное условие невыполнимо, нужно придумать способы "закрыть" дневник в соответствии с общеизвестным требованием служебной этики психолога.
4. Предметное оснащение методики и способы регистрации результатов наблюдений. Страницы тетрадей нумеруются. Тетради — тоже. На каждой странице выделяются текстовая и кодовая зоны (широкие поля). Текстовая зона предназначена для ведения текущих записей; на полях (обычно уже после обработки записей) указываются: психологическая категория, тема или вопрос, к которым относится записанный в данном месте дневника факт; индекс, номер, код, инициалы или, если возможно, фамилия наблюдаемых.
Кроме тетрадей заводятся две картотеки: картотека категорий, тем, вопросов; картотека наблюдаемых.
Элементы картотеки соответственно могут выглядеть так:
Генерирование конфликта
Тетрадь 1. С. 8, 19, 54 Тетрадь 2. С. 2, 15; 33, 40
И.И. Ермаков
Тетрадь 1. С. 19. Тетрадь 2. С. 15,40
В целом описанная система средств (тетради и картотеки) представляет собой индивидуальную информационно-поисковую систему, которую, как указывалось, можно реализовать и на базе ЭВМ (при условии, что к этой базе нет доступа случайным или "не в меру любопытным" людям, каковыми могут оказаться и люди, обслуживающие компьютерную технику, которые лучше других знают, как ее "выпотрошить").
5. Первичная обработка данных, перечень показателей, форма представления результатов наблюдения. К первичной обработке данных относится уже заполнение кодовой зоны (полей дневниковых тетрадей) и картотек. Кроме того, могут осуществляться разного рода выборки данных (по категориям-вопросам или по наблюдаемым) с указанием частот тех или иных событий на общем фоне наблюдений.
6. Справка о применении методики. Методика применялась для решения внутренних задач предприятия, и результаты наблюдения не публиковались. Приводим примерные фрагменты дневниковых записей.
Текстовая зона тетради "Кодовая" зона
...................... (утренняя смена)
Набл. п/м В-ко.
2-й час смены. Быстро идет по проходу с двумя челноками в руках. Уходит из цеха (в спец. помещение ремонтировать челноки). Вернулся с исправными челноками. Спокойное, деловое общение.
Один отдает ткачихе Ш., другой - Л. Ш., взяв челнок из рук наладчика, коротко кивает головой (знак благодарности). Ткачиха Л., взяв челнок, начинает что-то говорить в ухо наладчику, одновременно указывая рукой в сторону одного из идущих станков. Наладчик этого жеста не видит, просто слушает молча. Затем обращается к станку, о котором, по-видимому, шла речь, смотрит на механизмы натяжения основы и прилегающую зону с полминуты. Молча кивает утвердительно ткачихе Л., сопровождая кивок жестом, который можно понять как успокаивающий ("Ничего страшного"). Забота наладчика о состоянии работницы
........................ (утренняя смена)
Набл. п/м Ер-ов.
3-й час смены. Идет по проходу. Ткачиха В., мимо которой он проходит, становится перед ним и, не приближаясь к нему, что-то говорит, размахивая обеими руками и указывая (тоже двумя руками) на один из станков. Деловое общение, ос ложненное негативны ми переживаниями
Сопровождает свое сообщение даже движением ноги, изображающим, как ей приходится "подгонять" шестерню товарного валика, Наладчик тоже что-то кричит, жестикулируя обеими руками. Мимика у собеседников напряженная. Не подходя к станку, наладчик жестом как бы отмахивается от ткачихи и ее станков и быстро уходит дальше. Ткачиха возвращается к станкам, лицо нахмурено. Встретившись взглядом с соседкой, что-то говорит (разумеется, неслышно), сопровождая слова резкими жестами, направленными в сторону ушедшего наладчика. Соседка улыбается, слегка кивает утвердительно. Недостаточная забота наладчика о состоянии работниц
Примечание. В дальнейшем (в беседах с наблюдаемыми) выясняется, что наладчик В-ко применяет даже такой прием: если ткачиха старательная, но неопытная и боится станков, боится, что вот-вот что-то разладится, он специально стоит некоторое время около ее рабочего места, даже для виду что-то сделает, чтобы работница напрасно не волновалась.
О наладчике Ер-ве выясняется, что он обычно общается с работницами в повышенных тонах.
Приведем еще один вариант методики наблюдения (на этот раз объектом являются очень частные проявления активности человека; поскольку наблюдаемые ситуации стереотипно повторяются, исследование приближается по некоторым признакам к экспериментальному, оставаясь по сути неэкспериментальным).